Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учет основных средств


Учет основных средств


Е.А. Русакова,
консультант Института
профессиональных бухгалтеров

     

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации. Как отразить в бухгалтерском учете затраты, непосредственно связанные с принятием объекта к бухгалтерскому учету, которые несет принимающая сторона?

     
     Во-первых, следует исходить из основного принципа оценки имущества путем суммирования фактически произведенных расходов, установленного Федеральным законом от 21.11.996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     В соответствии с Федеральным законом от 28.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.
     
     Исходя из принципов оценки имущества, изложенных в Законе N 129-ФЗ, затраты, произведенные организацией (например, уплата таможенных пошлин, затраты по доставке, монтажу, по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию и др.), то есть те затраты, которые не подлежат отражению на счете 75 "Расчеты с учредителями", должны быть отнесены на счет 08 "Капитальные вложения" в корреспонденции со счетами учета расчетов.
     
     При принятии к бухгалтерскому учету объектов основных средств производится запись по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета учета капитальных вложений, то есть затраты, осуществленные организацией, увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств.
     

     В хозяйственной деятельности организаций встречаются случаи, когда договор купли-продажи объекта недвижимости состоялся или объект недвижимости вследствие законченного капитального строительства оформлен соответствующими первичными документами [актом приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11), актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС N 1)]. Могут ли указанные объекты недвижимости быть приняты к бухгалтерскому учету, если право собственности на них учреждениями юстиции в едином государственном реестре не зарегистрировано?

     
     Уместно напомнить, что ст. 131 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) впервые было установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а также ограничение, возникновение, переход и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре.
     
     21 июля 1997 года был принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который вступил в силу с 31 января 1998 года. Этим Законом установлена, в частности, государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество.
     
     Таким образом, исходя из положений ГК РФ, а также допущений, с учетом которых осуществляется учетный процесс (допущение имущественной обособленности - в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ), объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
     
     Объект недвижимости, оформленный соответствующими документами, но право собственности на который не зарегистрировано, до момента регистрации может быть отражен на счете 08 "Капитальные вложения". Амортизационные отчисления на указанный объект недвижимости не начисляются до момента его регистрации.
     
     В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.1999 N 7486/98 также отмечается, что к учету на счет 01 "Основные средства" принимаются основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, то есть прошедшие государственную регистрацию.
     

     Может ли организация внести в счет вклада в уставный капитал право пользования зданием?

     
     Как известно, определение нематериальных активов и их содержание установлено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (введено в действие с 1 января 1999 года).
     
     До 1 января 1999 года действовало Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170. Согласно п. 48 указанного Положения к категории нематериальных активов относилось, в частности, право пользования земельными участками и природными ресурсами. Право пользования зданиями не относилось к нематериальным активам.
     
     Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации также не предусматривается отнесение права пользования зданиями к категории нематериальных активов.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" юридическое лицо может внести в счет вклада в уставный капитал другого юридического лица только имущество, числящееся на его балансе.
     
     В сложившейся ситуации возможным вариантом является заключение договора о предоставлении в возмездное пользование здания между организацией, предоставившей здание, и организацией-учредителем с последующим взаимозачетом сумм арендной платы, которая причитается учредителю, с учетом обязательств учредителя по оплате взносов в уставный капитал организации.
     

     Организация получила безвозмездно объекты основных средств. Производится ли по ним начисление амортизации?

     
     Во-первых, при принятии указанных объектов к бухгалтерскому учету следует исходить из положений, установленных Законом N 129-ФЗ. В соответствии с указанным Законом оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования.
     
     При решении вопроса: начислять или не начислять амортизацию по принятым к бухгалтерскому учету объектам, - следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
     
     В соответствии с вышеприведенным Положением по основным средствам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начислялась.
     
     С 1 января 2000 года вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). В соответствии с ПБУ 9/99 в состав внереализационных доходов (счет 80 "Прибыли и убытки") входят активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения. Исходя из этого Положения доходом по основным средствам, полученным безвозмездно, будет считаться сумма в размере начисленной амортизации.
     
     В целях устранения двойного налогообложения стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств предварительно может быть отражена на счете 83 "Доходы будущих периодов".
     
     Итак, начиная с 1 января 2000 года амортизация по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету после 1 января 2000 года, будет начисляться в общем порядке. Одновременно сумма начисленной амортизации должна быть отражена по дебету счета 83 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки".
     

     Организация приобрела объект основных средств, бывший в эксплуатации. Как в данном случае производить начисление амортизации и определять срок полезного использования объекта?

     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, срок полезного использования объекта основных средств, в течение которого производится начисление амортизации, определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
     
     В связи с тем, что объект приобретен на вторичном рынке (то есть бывший в употреблении), затраты организации по приобретению указанного объекта погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы объекта. В этом случае норма амортизационных отчислений может быть рассчитана исходя из срока фактической эксплуатации объекта и предполагаемого срока его полезного использования, который определяет организация, приобретшая указанный объект (основание - письмо Минэкономики России от 29.12.1999 N МВ-890/6-16).
     

     Может ли субъект малого предпринимательства воспользоваться предоставленным ему правом списания дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств? Если "да", то в какой период?

     
     Следует напомнить о тех постановлениях Правительства РФ, которые предшествовали Федеральному закону от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", которыми предусматривалась указанная норма.
     
     Постановлением Правительства РФ от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий в Российской Федерации" было установлено, что малые предприятия в первый год эксплуатации могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше трех лет.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" в целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год функционирования предоставлялось право списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.
     
     Статьей 10 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что субъекты малого предпринимательства вправе списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.
     

     Исходя из содержания ст. 10 вышеприведенного Федерального закона установленная норма не зависит от времени эксплуатации или функционирования субъекта малого предпринимательства.
     
     Таким образом, субъект малого предпринимательства имеет право дополнительно списывать до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет единовременно после принятия указанных объектов основных средств к бухгалтерскому учету.