Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности предприятий и организаций по уплате налога на прибыль


О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности предприятий и организаций по уплате налога на прибыль

     

Ю.В. Подпорин,
государственный советник
налоговой службы III ранга

     В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками филиалы и представительства организаций должны исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном законодательством для филиалов и представительств, не имеющих отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Это означает, что организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет (далее - филиалы и представительства), расчеты по налогу на прибыль должны производить в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", сообщенными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (с учетом изменений и дополнений).
     
     В связи с выходом вышеуказанного Федерального закона МНС России письмом от 27.12.1999 N ВГ-6-02/1051, согласованным с Минфином России, разъяснило, что в 1999 году сохраняется ранее действовавший порядок уплаты налога на прибыль филиалами и обособленными подразделениями организаций, обосновав эту позицию следующим:
     
     1) Федеральный закон от 09.07.1999 N 155-ФЗ вступил в силу с 14 июля 1999 года, то есть с середины налогового периода, в то же время ни этим Законом, ни иными нормативными правовыми актами не определен механизм перехода на новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с середины налогового периода;
     

     2) Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании каждого месяца, первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года;
     
     3) на валовую прибыль, определенную нарастающим итогом с начала года за 7, 8, 9, 10, 11 месяцы и 1999 год по организации в целом, не должна оказывать влияние прибыль (убыток) филиалов и представительств, отраженная ими за 1-е полугодие 1999 года, так это противоречит порядку исчисления налога на прибыль, установленному Законом РФ N 2116_1.
     
     За рамками этого письма остался политический фактор невведения Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ в действие в 1999 году.
     
     К моменту принятия этого Закона субъекты Российской Федерации уже приняли законодательные акты о бюджетах на 1999 год, поэтому изменение режима уплаты налога на прибыль, предусматривающее перераспределение налога между бюджетами субъектов Федерации, могло привести к дестабилизации отдельных региональных бюджетов.
     
     Таким образом, предложенный названным Федеральным законом порядок уплаты налога на прибыль филиалами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, вводится в действие только с 1 января 2000 года и с учетом следующих особенностей.
     
     Организация определяет суммы налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль по сводному балансу, то есть с учетом убыточных филиалов.
     
     Исчисленная организацией сумма налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, распределяется между филиалами, являвшимися ранее самостоятельными плательщиками налога, и другими обособленными подразделениями, не являвшимися самостоятельными налогоплательщиками, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", с учетом ставок налога, определенных законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     
     При этом сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к п. 2 вышеупомянутых Методических указаний.
     

     Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет в банке, исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал, исчисленного нарастающим итогом с начала года, и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.
     
     Перечисление авансовых взносов производится названными филиалами и представительствами не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.
     
     Перечисление налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет производится этими филиалами и представительствами в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
     
     Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям.
     
     В аналогичном порядке производятся расчеты по налогу на прибыль организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли. О суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
     
     В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят названные филиалы и представительства, расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.
     

     По обособленным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, расположенным в том же субъекте Российской Федерации, что и головная организация, распределение суммы налога на прибыль, зачисляемой в бюджет этого субъекта Федерации, не осуществляется.
     
     В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль являются организации, а филиалы только выполняют обязанности организаций по уплате налога на территории своего нахождения. В связи с этим льготы, ранее предоставленные законодательными актами субъектов Российской Федерации филиалам, уплачивавшим налог на прибыль самостоятельно, при исчислении налога на прибыль не учитываются. Организация имеет право использовать льготы по налогу, предоставленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, в котором она зарегистрирована.
     
     Ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов, несет организация.
     
     Постановка организаций на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения своих филиалов и представительств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями МНС России о постановке на учет организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения их обособленных подразделений (приложение к письму МНС России от 20.08.1999 N ДЧ-6-12/666).
     

     Пример (условный).
     
     Исчисление налога на прибыль организацией, имеющей филиалы, ранее являвшиеся самостоятельными налогоплательщиками,  другие обособленные подразделения

     
     Организация, занимающаяся оптовой и розничной торговлей, зарегистрирована в г. Реутов Московской области и имеет филиалы, ранее являвшиеся самостоятельными налогоплательщиками по налогу на прибыль, расположенные в гг. Красногорск Московской области и Ряжск Рязанской области, а также обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, в гг. Люберцы Московской области и Обнинск Калужской области.
     
     Организация является плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль и представляет в ГНИ г. Реутов квартальные расчеты налога по фактически полученной прибыли.
     
     Авансовые взносы налога на I квартал 2000 года определяются следующим образом.
     
     1. Предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов по организации в целом на I квартал 2000 года - 4,0 млн руб., в том числе:
     

средняя стоимость основных производственных фондов головной организации в г. Реутов

1,5 млн руб.;

средняя стоимость основных производственных фондов филиала в г. Красногорск

1,0 млн руб.;

средняя стоимость основных производственных фондов филиала в г.Ряжск

1,0 млн руб.;

средняя стоимость основных производственных фондов подразделения в г. Люберцы

300,0 тыс. руб.;

средняя стоимость основных производственных фондов подразделения в г. Обнинск

200,0 тыс. руб.

     
     2. Удельный вес средней стоимости основных производственных фондов по городам:
     

г. Реутов

37,5 %;

г. Красногорск

25 %;

г. Ряжск

25 %;

г. Люберцы

7,5 %;

г. Обнинск

5,0 %.

     
     3. Предполагаемая среднесписочная численность работников по организации на I квартал 2000 года составляет 90 человек, в том числе:
     

в г. Реутов

30 человек;

в г. Красногорск

20 человек;

в г. Ряжск

20 человек;

в г. Люберцы

6 человек;

в г. Обнинск

14 человек

     
     4. Удельный вес среднесписочной численности по городам:     
     

г. Реутов

  33,3 %;

г. Красногорск

  22,2 %;

г. Ряжск

  22,2 %;

г. Люберцы

 6,7 %;

г. Обнинск

 15,6 %.

     
     5. Средняя величина удельного веса основных производственных фондов и среднесписочной численности работников по городам (стр. 4 + стр. 5 : 2):
     

г. Реутов

35,4 %;

г. Красногорск

23,6 %;

г. Ряжск

23,6 %;

г. Люберцы

7,1 %;

г. Обнинск

10,3 %.

     
     6. Сумма прибыли, исчисленная на основании планового объема реализации продукции (работ, услуг) и внереализационных доходов и расходов по стр. 1 Справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, - 600,0 тыс. руб.
     
     7. Сумма прибыли, распределенная по городам (стр. 6 х  стр. 5 : 100 %):     
     

г. Реутов

212,4 тыс. руб.;

г. Красногорск

141,6 тыс. руб.;

г. Ряжск

141,6 тыс. руб.;

г. Люберцы

42,6 тыс. руб.;

г. Обнинск

61,8 тыс. руб.

                
     8. Ставки налога на прибыль, зачисляемого:
     

в федеральный бюджет

11 %;

в бюджет Московской области

10 %;

в бюджет Рязанской области

12 %;

в бюджет Калужской области

19 %;

     
          в бюджеты городов:
     

г. Реутов

   9 %;

г. Красногорск

    9 %;

г. Ряжск

   7 %.

     
     9. Сумма налога, исчисленная исходя из предполагаемой прибыли и установленной ставки налога (стр. 3 Справки об авансовых взносах) (стр. 7 х стр. 8 : 100 %), всего - 180,0 тыс. руб., в том числе:
  

в федеральный бюджет

66,0 тыс. руб.;

в бюджеты областей:


 

Московской области [(Красногорск + Реутов) х 10 % : 100 %]+ (Люберцы х 19 % : 100 %)

43,5 тыс. руб.;

Рязанской области
(Ряжск х 12 % : 100 %);

17,0 тыс. руб.;

Калужской области
(Обнинск х 19 % : 100 %)

11,7 тыс. руб.;

в бюджеты городов:


 

г. Реутов

19,1 тыс. руб.;

г. Красногорск

12,8 тыс. руб.;

г. Ряжск

9,9 тыс. руб.

     
     По балансу за I квартал 2000 года фактические показатели средней остаточной стоимости основных производственных фондов и средней численности работников изменились по сравнению с прогнозируемыми данными и составили:
     
     1. Средняя остаточная стоимость основных производственных фондов по организации в целом - 4,2 млн руб., в том числе:     
     

г. Реутов

   1,8 млн. руб.;

г. Красногорск

       0,9 млн. руб.;

г. Ряжск

   1,0 млн. руб.;

г. Люберцы

        0,3 млн. руб.;

г. Обнинск

      0,2 млн. руб.

          
     2. Средняя численность работников по организации в целом составила 106 человек, в том числе:     
     

г. Реутов

  40 человек;

г. Красногорск

 25 человек;

г. Ряжск

  18 человек;

г. Люберцы

  9 человек;

г. Обнинск

  14 человек.

     
     3. Удельный вес фактической средней остаточной стоимости основных производственных фондов по балансу за I квартал 2000 года по городам:     
     

г. Реутов

42,9 %;

г. Красногорск

21,4 %;

г. Ряжск

23,8 %;

г. Люберцы

7,1 %;

г. Обнинск

4,8 %.

     
     4. Удельный вес среднесписочной численности работников организации по городам:
     

г. Реутов

37,7 %;

г. Красногорск

23,6 %;

г. Ряжск

17,0 %;

г. Люберцы

8,5 %;

г. Обнинск

13,2 %.

     
     5. Средняя величина удельного веса основных производственных фондов и среднемесячной численности работников организации по балансу за I квартал 2000 года по городам:
     

г. Реутов

40,3 %;

г. Красногорск

22,5 %;

г. Ряжск

20,4 %;

г. Люберцы

7,8 %;

г. Обнинск

9,0 %.

     
     6. Сумма налогооблагаемой прибыли по организации в целом по расчету налога на прибыль за I квартал 2000 года составляет 800,0 тыс. руб., в том числе:
     

по головной организации, находящейся в


 

г. Реутов

322,4 тыс. руб.;

по филиалам, находящимся в:


 

г. Красногорск

180,0 тыс. руб.;

г. Ряжск

163,2 тыс. руб.;

по подразделениям в:


 

г. Люберцы

62,4 тыс. руб.;

г. Обнинск

72,0 тыс. руб.

     
     7. Сумма налога на прибыль по расчету за I квартал 2000 года по организации в целом составляет 240,0 тыс. руб. (800,0 тыс. руб. х 30 % : 100 %), в том числе:     
    

в федеральный бюджет

88,0 тыс. руб.;

в бюджеты областей:


 

Московской области
[(Реутов + Красногорск) х 10 % : 100 %] + (Люберцы х 19 % : 100 %)

11,9 тыс. руб.;

Рязанской области
(Ряжск х 12 % : 100 %)

19,6 тыс. руб.;

Владимирской области
(Обнинск х 19 % : 100 %)

13,4 тыс. руб.;

в бюджеты городов:


 

г. Реутов

29,0 тыс. руб.;

г. Красногорск

16,2 тыс. руб.;

г. Ряжск

11,4 тыс. руб.

 
     Таким образом, в целом по организации по расчету налога на прибыль за I квартал 2000 года исчислено налога на прибыль на 60,0 тыс. руб. больше, чем заявлено по Справке об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли.
     
     В связи с этим организация представляет в налоговый орган расчет дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплаты налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     

    (тыс. руб.)

Показатели

По данным плательщика

По данным налоговой инспекции

1. Сумма налога, причитающаяся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за 1 квартал 2000 года

240,0

240,0

2. Сумма авансовых платежей за истекший квартал

180,0

180,0

3. Сумма налога, подлежащая к доплате по результатам деятельности за 1 квартал 2000 года (стр. 1 - стр.2)

60,0

60,0

4. Учетная ставка, установленная Банком России за пользование банковским кредитом на 15 число второго месяца истекшего квартала, деленная на четыре

15%

15%

5. Сумма средств, подлежащая дополнительному внесению в бюджет (стр.3 х стр. 4 : 100 %)

9,0

9,0


     Сумма дополнительного платежа (9,0 тыс. руб.) распределяется между головной организацией и ее филиалами и другими обособленными подразделениями пропорционально фактической средней численности работников и остаточной стоимости основных производственных фондов в порядке, указанном выше.