Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость


О порядке определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость

     

Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     Основной деятельностью предприятия является оказание банных услуг населению, с учетом НДС и налога с продаж, по регулируемым тарифам, которые утверждены местными органами власти.
     
     Доходы, полученные от оказания банных услуг, не покрывают понесенные расходы. Сумма разницы (убыток) финансируется из местного бюджета.
     
     При оплате услуг сторонних организаций сумма НДС ставится к возмещению из бюджета в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
     
     Налоговая инспекция утверждает, что в соответствии с п. 9 инструкции Госналогслужбы России N 39 приобретаемые за счет целевого бюджетного финансирования товары (в данном случае услуги и работы) должны оплачиваться с НДС, который возмещению из бюджета не подлежит, а подлежит возмещению за счет средств, выделенных на покрытие убытков от реализации услуг.
     
     Права ли налоговая инспекция?

     
     Ответ на сложившуюся ситуацию дан в п. 27 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
     
     Однако необходимо отметить следующие моменты.
     
     1. Как следует из вопроса, местные органы власти указанному предприятию выделяют из местного бюджета сумму дотации на покрытие убытков, то есть на разрыв средств между получаемыми доходами и производимыми расходами, включая затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций.
     
     Поэтому режим налогообложения, предусмотренный п. 9 вышеназванной Инструкции, распространять на изложенную ситуацию не вполне обоснованно.
     
     Сумма бюджетной целевой дотации на покрытие убытка по результатам хозяйственно-финансовой деятельности предприятия не должна отождествляться с целевым бюджетным финансированием соответствующих программ и мероприятий.
     
     2. Поскольку убыточность предприятия образуется от установления регулируемых тарифов (цен) для населения местными, а не федеральными органами власти, то источником возмещения отрицательной суммы НДС, образующейся в результате превышения дебетовых оборотов по счету 68 "Расчеты с бюджетом" над кредитовыми, должен быть ресурс бюджета субъекта Российской Федерации либо соответствующего местного бюджета.
     
     Возмещает тот, кто принял решение, так как федеральный бюджет не может нести финансовую ответственность, если федеральные органы не участвовали в образовании дотационности деятельности хозяйственного субъекта.
     

     Существуют различные точки зрения на применение льготного налогообложения реализации изделий медицинского назначения зарубежного производства, а также комплектующих частей. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

     
     Налоговые обязательства по указанным вопросам регулируются подпунктами "у" и "щ" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Согласно этим подпунктам от НДС освобождены обороты по реализации на территории Российской Федерации, включая завоз на таможенную территорию, изделий медицинского назначения как отечественного, так и зарубежного производства, а также комплектующих к ним, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для производства этих медицинских изделий.
     
     К отечественным изделиям медицинского назначения, освобождаемым от НДС, относятся изделия, реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности (при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии), помещенные под кодовыми обозначениями 938000-939000 "Препараты биологические", "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" и 940000 "Медицинская техника", а также другая продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93.
     
     Порядок освобождения от НДС импортных изделий медицинского назначения при их реализации на территории Российской Федерации производится по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий и изложенному выше, при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий и регистрационных удостоверений, выдаваемых в установленном порядке Минздравмедпромом России, или копий регистрационных удостоверений.
     
     Указанный выше перечень изделий медицинского назначения и требование о наличии соответствующей лицензии применяются на основании нормативного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1995 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07, введенного в действие с момента опубликования, то есть с 20 июня 1996 года. До этого периода наличие лицензии на право реализации изделий медицинского назначения для целей налогообложения не являлось обязательным условием. Однако перечень изделий медицинского назначения, приведенный в указанном выше письме, мог применяться и до 20 июня 1996 года.
     
     Учитывая решение Верховного Суда РФ от 30.07.1998 N ГКПИ 98-237, в указанное выше нормативное письмо Госналогслужбы России и Минфина России, в части, касающейся реализации на территории Российской Федерации изделий медицинского назначения зарубежного производства, внесено изменение, а именно: абзац 6 в части слов "при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий" признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению с момента вынесения решения.
     
     Таким образом, с 30 июля 1998 года для обоснования права на применение льготного режима по НДС организации, осуществляющие реализацию изделий медицинского назначения зарубежного производства, должны пользоваться перечнем изделий медицинского назначения, предусмотренным для отечественных изделий, и иметь регистрационные удостоверения Минздрава России или их копии.
     
     С момента введения в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" (с 1 января 2000 года) наличие лицензии для обоснования права на применение льготного налогового режима на реализацию изделий медицинского назначения зарубежного производства вновь является обязательным условием.
     
     Вышеуказанная льгота по комплектующим изделиям предоставляется только в случаях их завоза для целей производства. В том случае если эти импортные материальные ресурсы на территории Российской Федерации перепродаются, то вышеупомянутая льгота не действует. Их реализация должна осуществляться в общеустановленном порядке с обложением НДС.
     

     Имеет ли право предприятие на возмещение (зачет) из бюджета сумм НДС по закупленному оборудованию в случае досрочного его списания с баланса?

     
     В соответствии с приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”" доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, уплаченная при приобретении основных средств, в полном объеме вычитается из суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.
     
     Наряду с этим указанной статьей Закона предусмотрено, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     В связи с этим при списании неполностью самортизированных основных средств (оборудования) организация должна частично восстановить сумму НДС, принятого ранее к зачету из бюджета, поскольку эта часть стоимости оборудования не будет списываться на издержки производства.
     
     Восстановлению подлежит та часть НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию.