Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( В.И. Макарьева, А.Ф. Матюшина )


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.Ф. Матюшина     

     1. Должны ли налоговые органы давать ответы на запросы налогоплательщиков?

     
     В соответствии со ст. 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщику предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Получение налогоплательщиком от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах также определено в указанной выше статье НК РФ.
     

     2. В каком размере и порядке предоставляется льгота предприятиям по налогу на прибыль, связанная с содержанием объектов социальной сферы?

     
     В п. 1 "ч" ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлена обязанность юридических лиц, расположенных на соответствующей территории, осуществлять уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг).
     
     Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.
     
     При исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия. Иначе говоря, исключению подлежат только фактически произведенные расходы в пределах установленных норм.
     
     Учитывая п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы в бухгалтерском учете могут быть признаны при следующих условиях: они произведены в соответствии с конкретным требованием законодательных и нормативных актов; сумма расходов может быть определена; имеется уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.
     
     Кроме того, в письме Госналогслужбы России от 16.04.1993 N ВГ-4-01/57н "О порядке исчисления сумм налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" сообщено о том, что при расчете суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий, рассчитанные исходя из норм, установленных местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм названного налога.
     

     Исходя из п. 1 "б" ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон РФ N 2116-1) и п. 4.1.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, указанной инструкции Госналогслужбы России, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     Необходимо принять во внимание, что предоставляемые налоговым законодательством указанные выше льготы входят в перечень тех льгот, общий размер которых не должен уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     В случае если налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в местные бюджеты не перечисляется, то списание начисленных сумм не производится.
     
     В данные по выручке от реализации продукции (работ, услуг) при начислении налогов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не включаются обороты по счетам 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", так как учитываются данные по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" на день отгрузки (на момент оплаты при учетной политике по методу оплаты).
     

     3. Списываются ли на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по превышению технически обоснованных потерь?

     
     Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений):
     
     - себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию;
     
     - прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
     
     Аналогичное по составу затрат предусмотрено в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
     
     До 1990 года в установленном порядке по согласованию с Минфином СССР министерствами и ведомствами разрабатывались нормы по недостачам и потерям, которые, по мнению Минфина России и МНС России, должны применяться и в настоящий момент до принятия части второй НК РФ.
     
     Потери предприятий (в том числе по газу, электроэнергии и т.п.) сверх утвержденных норм не учитываются при налогообложении в связи с отсутствием доходов.
     

     4. Следует ли представлять налоговым органам расчеты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России, при наличии нескольких видов деятельности?

     
     Исходя из п. 2.9-2.10 Инструкции N 37 (с учетом изменений и дополнений), в целях правильного начисления и перечисления в установленном порядке налога на прибыль налогоплательщикам при наличии нескольких видов деятельности необходимо обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду деятельности, тем более если используются разные ставки и начисление осуществляется независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
     
     Справки об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет исходя из предполагаемой прибыли по форме Приложения N 6 к Инструкции N 37 представляются в налоговые органы раздельно по основной, посреднической и другим видам деятельности или в одном сводном расчете, но с разбивкой по видам деятельности.
     
     В соответствии с требованиями п. 2 ст. 8 Закона РФ N 2116-1 (с учетом дополнений и изменений) и п. 5.2 указанной выше Инструкции разница между суммой, которая подлежит внесению в бюджет от фактически полученной прибыли, и фактически осуществленными авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, что соответствует Приложению N 7 к Инструкции N 37.
     
     Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога на прибыль определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и поступивших авансовых платежей в пределах сумм, которые предусмотрены в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с учетом вносимых уточнений) исходя из предполагаемой прибыли.
     
     В приведенных выше нормативных документах нет указаний о представлении расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшений) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России, за пользование банковским кредитом по видам деятельности.
     
     При наличии у предприятий структурных подразделений ответственность за полноту перечисления налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации несут головные организации, так как исчисление налогов и их перечисление в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений производят головные организации.
     
     Исходя из ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ (положение действует с 17 августа 1999 года).
     
     Необходимо принять во внимание, что согласно п. 5.2 Инструкции N 37 по предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей с учетом ставки Банка России не производится. Указанные платежи списываются на финансовые результаты предприятия.
     

     5. Учитываются ли при налогообложении безвозмездно полученные основные средства?

     
     В случае смены собственника объекта основных средств, включая передачу коммерческим организациям от государственных организаций, и их безвозмездного получения, если передача не связана с мероприятиями по приватизации государственного имущества, такая передача имущества подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством.
     
     Как следует из п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта, касающегося налогов и сборов, судам необходимо иметь в виду, что изданные до 1 января 1999 года инструкции Госналогслужбы России по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его ст. 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
     
     При определении объекта обложения налогом на прибыль следует руководствоваться п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1, который установил, что по предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанную в акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.
     

     6. Как осуществляются платежи налога на прибыль и налога на добавленную стоимость при реализации квартир?

     
     Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определены в ст. 40 НК РФ, которой необходимо руководствоваться (см. также п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9).
     
     В данной статье установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и определены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции. Иначе говоря, если нельзя доказать обратное, то необходимо считать, что цена, которая предусмотрена при осуществлении сделки, является рыночной.
     
     Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ, в которых приведены все случаи установления рыночных цен на товары (работы, услуги).
     
     При осуществлении сделки купли-продажи квартир также необходимо руководствоваться указанной статьей. Соблюдая п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и ст. 3 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", которые определяют базу по исчислению налогов до принятия части второй НК РФ, прибыль от реализации квартир для целей налогообложения определяется как разница между продажной ценой и первоначальной ценой (с учетом начисленного износа), увеличенной на индекс инфляции, исчисляемый в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Исчисление НДС должно производиться исходя из суммы разницы между рыночной стоимостью квартиры (с учетом налога на добавленную стоимость) и затратами на ее строительство или приобретение, включая уплаченные суммы НДС при строительстве или приобретении.
     

     7. Какие штрафы, пени и неустойки уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль?

     
     В п. 2.2 Инструкции N 37 установлено, что прибыль для целей налогообложения увеличивается на доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
     
     Согласно Федеральному закону от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" и п. 2.3 Инструкции N 37 до принятия федерального закона по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядку формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, при определении финансовых результатов для целей налогообложения действует Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений).
     
     На основании этого в сноске Приложения N 11 к Инструкции N 37 "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета налога от фактической прибыли”" указано, что внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета.
     
     Как в п. 14, так и в п. 15 Положения о составе затрат при налогообложении учитываются штрафы, пени и неустойки за невыполнение договорных (контрактных) обязательств на поставку продукции (работ, услуг), несвоевременную оплату счетов, нарушение правил документооборота, несвоевременный возврат тары, недопоставку по договору металлолома, простой вагонов и других видов транспорта, неиспользование заявленных перевозочных средств, недогруз вагонов до технических норм и за другие нарушения хозяйственных договоров, которые, в случае их присуждения или признания должником, относятся на счет 80 "Прибыли и убытки".
     

     8. В какой оценке в бухгалтерском учете отражаются оприходованные материальные ценности от ликвидированных основных средств?

     
     В п. 96 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, определено, что детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета списания основных средств.
     
     В п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, установлено, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств и предметов, предусмотренных в п. 50 упомянутого Положения (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации, или увеличение доходов у некоммерческой организации, либо финансирования (фондов) у бюджетной организации.
     

     Пример.

     
     1. Списан легковой автомобиль, балансовая стоимость которого 105 тыс. руб.
     
     2. Начислены амортизационные отчисления по легковому автомобилю на сумму 100 тыс. руб.
     
     3. Оприходованы запасные части, пригодные к использованию, на сумму 10 тыс. руб.
     
     4. Оприходован металлолом на сумму 5 тыс. руб.
     
     5. В бухгалтерском учете операции по списанию основных средств отражаются следующим образом:
     
     Д-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - списывается стоимость 105 тыс. руб.;
     
     Д-т 02 "Износ основных средств" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - списывается начисленный износ по легковому автомобилю на сумму 100 тыс. руб.;
     
     Д-т 10 "Материалы" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - оприходуются запасные части, пригодные к использованию для других машин, на сумму 10 тыс. руб.;
     
     Д-т 10 "Материалы" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - оприходуется металлолом, подлежащий сдаче организации по его сбору, на сумму 5 тыс. руб.
     
     Д-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" К-т 80 "Прибыли и убытки" - списывается финансовый результат от списания основных средств на сумму 10 тыс. руб.
     
     В случае наличия переоценки по списываемому автомобилю она отражается по Д-т 87 "Добавочный капитал" и К-т 47.
     

     9. Как начислить амортизационные отчисления по компьютерам?

     
     Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (см. ответ Департамента налоговой политики Минфина России от 02.12.1999 N 04-02-05/6).
     
     Как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на счете 12 учитываются предметы труда, в зависимости от срока использования или стоимости. По этой причине согласно единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, вычислительная техника учитывается в составе основных средств.
     
     В целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования предприятиям и организациям предоставлено право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов.
     
     Перечень, как это установлено в п. 7 постановления Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов", высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, в том числе Мин-экономики России (см. постановление Правительства РФ от 19.08.1994 N 967).
     
     Исходя из изложенного выше Минэкономики России считает возможным отнести персональные компьютеры к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации.
     
     При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2 (см. письмо Минэкономики России от 17.01.2000 N МВ-32/6-51).
     

     10. Учитывается ли для целей налогообложения порядок начисления амортизационных отчислений, определенный в разделе 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств?

     
     Стоимость основных средств организаций погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организаций в отчетном периоде одним из способов, которые определены в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
     
     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, как это сказано в п. 2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     
     В п. 9 Положения о составе затрат определено, что в элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     Дополнительно к п. 9 Положения о составе затрат Минэкономики России в письме от 06.01.2000 N МВ-6/6-17 "Разъяснение о применении единых норм амортизационных отчислений" довело до сведения следующее.
     
     При начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, следует руководствоваться едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 и опубликованными в Собрании постановлений Правительства СССР, 1990 г., N 30, ст. 140.
     
     Изложение указанного постановления в иных сборниках нормативных актов, других печатных изданиях не является официальным опубликованием.