Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( В.И. Макарьева, А.И. Владимирова )


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.И. Владимирова

     

     1. Какой порядок оформления договоров аренды?

     
     В соответствии с ГК РФ и абзацем первым ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (см. также ответ Минюста России от 11.01.2000 N 85-ЭР).
     
     Учитывая ст. 131, 164, 165, 433, 607, 609, 625, 651 ГК РФ необходимо учесть, что:
     
     право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения эти прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции;
     
     сделки с землей и недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации;
     
     договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации при условии, что иное не установлено законом;
     
     несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, то есть она считается ничтожной;
     
     объектами аренды являются земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, то есть вещи движимые и недвижимые;
     
     необходимость государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества является общим правилом, если об этих договорах ГК РФ не установлено иное.
     
     Так, "иное" в ст. 651 ГК РФ установлено для таких объектов гражданских прав (вещей), как здания и сооружения, то есть обязательной государственной регистрации подлежат договоры аренды зданий или сооружений, заключенные на срок не менее года, и именно с момента государственной регистрации, когда они считаются заключенными. Не подлежат обязательной государственной регистрации договоры аренды зданий или сооружений, заключенные на срок менее года.
     
     В ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ указано, что аренда недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 7 ст. 16 этого Федерального закона сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     

     По мнению Минюста России, договоры аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ, независимо от сроков, на которые они заключены, пока иное не будет предусмотрено федеральным законом.
     

     2. На каком счете учитывается объект недвижимости до государственной регистрации?

     
     Федеральным законом N 122-ФЗ, который вступил в силу с 31 января 1998 года, в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация рассматривается как специальное основание фиксации перехода прав на недвижимость.
     
     Исходя из положений ГК РФ при решении вопроса принятия объекта к бухгалтерскому учету учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности.
     
     Изложенное выше свидетельствует о том, что объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Этот объект недвижимости до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08 "Капитальные вложения" (см. ответ Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 20.01.2000 N 16-00-17-01).
     
     В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.1999 N 7486/98 также указывается, что к учету на счет 01 "Основные средства" принимаются основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, то есть прошедшие государственную регистрацию.
     

     3. Предусмотрена ли в настоящее время переоценка незавершенного строительства?

     
     Последняя переоценка незавершенного строительства осуществлялась организациями согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" и указаниям Госкомстата России, Минэкономики России, Минфина России от 18.02.1997 N ВД-1-24/336, в п. 1.10 которых указано, что переоценке подлежат все элементы незавершенного строительства: оборудование в монтаже; оборудование, не требующее монтажа; оборудование, находящееся на складе и числящееся при этом в незавершенном строительстве; капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель.
     
     О проведении переоценки объектов, не завершенных строительством, свидетельствует и п. 1.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, который доведен вышеприведенными указаниями.
     
     Нормативными документами по бухгалтерскому учету, а именно: Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (утверждено приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н), предусмотрено проведение переоценки основных средств и нет обоснования для осуществления переоценки объектов незавершенного производства.
     

     4. Подлежит ли налогообложению разница между средствами дольщиков на строительство квартир и их фактической стоимостью?

     
     Исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167, и Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160), договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:
     
     - на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка изменения;
     
     - на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).
     
     Затраты застройщика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, то есть с использованием в процессе строительства объектов материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, то есть до окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.
     
     Финансовый результат у застройщика по деятельности, связанной со строительством, образуется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами по его содержанию.
     
     В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта, с учетом затрат по содержанию застройщика.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом внесенных дополнений и изменений (далее - Закон РФ N 2116-1), объектом налогообложения является валовая прибыль (выручка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
     
     Следовательно, если полученные застройщиком от дольщиков средства превышают фактическую сметную стоимость по строительству жилого дома, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     5. Принимаются ли амортизационные отчисления от стоимости, определенной в результате переоценки основных средств?

     
     Последняя переоценка основных средств, проводившаяся по постановлению Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" согласно Порядку проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденному Госкомстатом России, Минэкономики России, Минфином России 18.02.1997 N ВД-1-24/336, предусматривала приведение в соответствие с уровнем цен основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года.
     
     При переоценке определялась полная восстановительная стоимость основных фондов с таким расчетом, что оценка числящихся основных средств должна была быть аналогична вновь приобретаемым основным фондам, включая затраты на их приобретение, транспортировку, установку (монтаж) и другие необходимые расходы.
     
     В настоящее время в проведении дальнейших переоценок необходимости нет.
     
     Однако в бухгалтерском учете, как это следует из п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Необходимо также обратить внимание на следующее.
     
     В п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
     
     Согласно п. 9 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (далее - Положение о составе затрат), в элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     Если бы законодательством Российской Федерации предприятиям было разрешено производить в установленном порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, то в этом случае по элементу "Амортизация основных фондов" могли бы быть списаны суммы прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.
     
     При начислении амортизационных отчислений необходимо обратить внимание и на письмо Минэкономики России от 06.01.2000 N МВ-6-/6-17 "Разъяснение о применении единых норм амортизационных отчислений", в котором изложено следующее.
     
     При начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат, следует руководствоваться едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 и опубликованными в Собрании постановлений Правительства СССР, 1990 г., N 30, ст. 140, так как изложение указанного постановления в иных сборниках нормативных актов, других печатных изданиях не является официальным опубликованием.
     

     6. Можно ли включить в состав затрат расходы, связанные с модернизацией и реконструкцией компьютера?

     
     В п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (утверждено приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н), установлено, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/97.
     
     Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов или проведения работ капитального характера. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.
     
     При этом затраты организации, отраженные на счете учета капитальных вложений, по окончании достройки, дооборудования, реконструкции объекта основных средств или по завершении работ, носящих капитальный характер, списываются в дебет счета учета основных средств.
     
     Одновременно на сумму присоединенных к счету учета основных средств затрат увеличивается сумма на счете учета добавочного капитала и уменьшается собственный источник, оставшийся в распоряжении организации (за исключением амортизации).
     
     Рассмотрим данную ситуацию на примере:
     
     1. Приобретен компьютер стоимостью 28 тыс. руб.
     
     2. По истечении полгода работы возникла потребность в модернизации и реконструкции этого компьютера, и по этой причине осуществлены работы на сумму 15 тыс. руб.
     
     3. Отражение в бухгалтерском учете произведенных затрат осуществляется следующим образом:
     
     Д-т 08 "Капитальные вложения" К-т счетов по учету материальных, трудовых и других затрат - списываются фактические расходы по проведению реконструкции и модернизации на общую сумму 15 тыс. руб.;
     
     Д-т 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" К-т 87 "Добавочный капитал" - списываются источники финансирования затрат по реконструкции и модернизации компьютера на сумму 15 тыс. руб.;
     
     Д-т 01 "Основные средства" К-т 08 "Капитальные вложения" - списываются расходы по реконструкции и модернизации на увеличение стоимости компьютера.
     
     Так как расходы по осуществлению реконструкции и модернизации списаны за счет собственных источников, то вопрос о предоставлении льготы по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 "а" ст. 6 Закона РФ N 2116-1 и п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений к ним (далее - Инструкция N 37), рассмотрен быть не может.
     
     Указанное выше свидетельствует о том, что расходы по реконструкции и модернизации компьютера не могут быть отнесены на затраты производства.
     

     7. Как правильно учесть результаты от списания основных средств?

     
     При списании основных средств необходимо обеспечить выполнение требований Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению.
     
     Из указанных выше нормативных документов по бухгалтерскому учету следует, что:
     
     - стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования;
     
     - информация о процессе реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и др.) принадлежащих предприятию основных средств, а также определение финансовых результатов от их реализации содержится на счете 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", по дебету которого отражаются сумма первоначальной стоимости выбывающих объектов основных средств, а также суммы понесенных расходов, которые имеют непосредственное отношение к выбытию основных средств (снос и разборка зданий, сооружений, демонтаж оборудования и т.п.), а по кредиту - суммы начисленного износа по этим выбывающим основным средствам к моменту выбытия, выручка от реализации основных средств при их продаже, стоимость материальных ценностей, которые поступают при ликвидации основных средств в оценке возможного использования или реализации.
     
     В п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств и предметов, предусмотренных п. 50 этого Положения, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации;
     
     - при списании основных средств постоянно действующая комиссия рассматривает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценивает их исходя из цен возможного использования (при этом особый контроль устанавливается за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их веса и сдачей на соответствующий склад);
     
     - при отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, списание суммы дооценки производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы);
     
     - доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации.
     
     Рассмотрим на примере процесс списания основных средств.
     
     1. Первоначальная стоимость кузнечно-прессового автомата составляет 20 тыс. руб.
     
     2. На день списания кузнечно-прессового автомата начислена амортизация (износ) в сумме 16 тыс. руб.
     
     3. Оприходованы запасные части от кузнечно-прессового автомата по рыночной стоимости на день оприходования запасных частей для использования при проведении ремонта других автоматов на сумму 2 тыс. руб.
     
     4. Оприходован полученный металлолом от ликвидированного кузнечно-прессового автомата по рыночной цене сдачи организациям по его сбору на сумму 0,5 тыс. руб.
     
     5. Осуществлены расходы по демонтажу кузнечно-прессового автомата на сумму 1,0 тыс. руб. (зарплата, начисления соцстраха, использование инструментов и т.д.).
     
     6. Списывается сумма дооценки 5 тыс. руб.
     
     7. Списание производится следующим образом:
     
     Д-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - списывается первоначальная стоимость ликвидированного кузнечно-прессового автомата на сумму 20 тыс. руб.;
     
     Д-т 02 "Износ основных средств" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - списывается начисленный износ по автомату на сумму 16 тыс. руб.;
     
     Д-т 10 "Материалы", субсчет "Запасные части", К_т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - списываются полученные для использования в дальнейшем запасные части на сумму 2,0 тыс. руб.;
     
     Д-т 10, субсчет "Прочие материалы", К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - отражается стоимость оприходованного металлолома для дальнейшей реализации на сумму 0,5 тыс. руб.;
     
     Д-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" Д-т 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", 69 "Расчеты по социальному страхованию", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и т.п. - списываются фактически произведенные расходы по демонтажу автомата на сумму 1,0 тыс. руб.;
     
     Д-т 87 "Добавочный капитал" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - списывается сумма дооценки 5 тыс. руб.
     
     Д-т 80 "Прибыли и убытки" К-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - списывается выбытие кузнечно-прессового автомата на сумму 7,5 тыс. руб.
     

     8. Куда списываются расходы по платежам за рассмотрение ходатайства по осуществлению сделок по приобретению акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций?

     
     Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и Минфином России приказом от 02.08.1995 N ВБ/3388; 84 во исполнение постановления Правительства РФ от 26.12.1995 N 1284 "О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством" утвержден Порядок взимания сбора за рассмотрение ходатайств, представляемых в ГАК России и его территориальные органы, а также Перечень случаев, при которых заявитель уплачивает сбор за рассмотрение ходатайств и выдачу соответствующего заключения ГАК России.
     
     При осуществлении инвестором платежей за получение разрешения на приобретение акций в дополнение к уже имеющимся акциям эмитента, в случае рассмотрения ходатайства по осуществлению сделок, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, они могут быть отнесены на увеличение стоимости вновь приобретаемых акций, что исходит из п. 3.2 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2.
     

     9. Как отражаются в бухгалтерском учете суммы дооценки готовой продукции?

     
     В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, с 1 января 2000 года суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) отражаются как внереализационные доходы в бухгалтерском учете по дебету счета 40 "Готовая продукция" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".
     
     Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 661 были внесены поправки в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, и данные по переоценке активов (за исключением внеоборотных активов) исключены из состава внереализационных доходов и расходов.
     
     В связи с тем, что п. 14 Положения о составе затрат, которое согласно п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.3 Инструкции N 37 учитывается для целей налогообложения, позволяет включить в налогооблагаемую базу все доходы, то п. 15 этого Положения не позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     
     По этой причине уценка активов предприятий не уменьшает данные по прибыли для исчисления налога на прибыль до внесения соответствующих поправок.
     
     Однако наличие объективных причин для уценки готовой продукции и предоставление обоснованных скидок дают право предприятиям снижать рыночную цену и налогооблагаемую базу, учитывая ст. 40 НК РФ.
     

     10. Подлежат ли пересчету обязательства банка в иностранной валюте при отзыве у него лицензии?

     
     По данному вопросу Департаментом налоговой политики Минфина России в ответе от 02.11.1999 N 04-02-04/1 дано разъяснение следующего характера.
     
     Согласно требованиям Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Положения об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации, которое утверждено приказом Банка России от 02.04.1996 N 264, обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитной организации с последующей выплатой кредиторам в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.
     
     В п. 75 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и в п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/95 не определено, что в указанном выше случае курсовая разница по валютному счету не учитывается в связи с тем, что банк при отзыве у него лицензии не может осуществлять свою деятельность в установленном порядке. Как выход из создавшегося положения, по мнению Департамента налоговой политики и Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, это предприятие может перевести рублевый эквивалент средств со счета 52 "Валютный счет" на счет 63 "Расчеты по претензиям" на дату отзыва лицензии у банка.
     
     Иначе говоря, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 52 "Валютный счет" остатки валютных средств по суммам на день отзыва лицензии у банка переносятся аналогично претензии предприятия к учреждению банка.
     

     11. Не присутствует ли двойное налогообложение при получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) в иностранной валюте при расчете ее по методу по оплате?

     
     Как до введения в действие ПБУ 9/99, определяющего базу по исчислению доходов предприятий и организаций, так и после его действия с 1 января 2000 года в соответствии с приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации”" курсовые разницы подлежат отражению в составе внереализационных доходов, что следует также из требований Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" и постановления Правительства РФ от 11.03.1997 N 273 "О внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
     
     Даже несмотря на то, что метод расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) у предприятия принят "по оплате" (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), все равно данные показателя выручки от реализации учитываются на день отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) счетов к оплате.
     
     Следовательно, при исчислении налога на прибыль отдельно определяется показатель прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) и отдельно результат от внереализационных операций, исключая при этом двойное налогообложение.
     
     Пример.
     
     1. Иностранному покупателю (заказчику) отгружено продукции на сумму 500 долл. США по курсу Банка России на день отгрузки 26 руб. за 1 долл. США.
     
     2. От покупателя получена оплата за принятую им продукцию на сумму 500 долл. США по курсу Банка России на день оплаты 28 руб. за 1 долл. США.
     
     3. Отражение в бухгалтерском учете реализованной покупателем продукции осуществляется следующим образом:
     
     Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму 500 долл. США, или 13 тыс. руб. на день отгрузки продукции;
     

     Д-т 52 "Валютный счет" К-т 62 "Расчеты с покупателями" - на сумму 500 долл. США, или 13 тыс. руб. Одновременно разница на сумму 1,0 тыс. руб. списывается на счет 83 "Доходы будущих периодов" или сразу на счет 80 "Прибыли и убытки" (п. 4.3 ПБУ 3/95 и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий).
     
     Начиная с 2000 года необходимо соблюдать требования ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н.
     

     12. Можно ли списать дебиторскую задолженность с покупателя в случае объявления его банкротом?

     
     При неспособности должника удовлетворить требования своих кредиторов и списании дебиторской задолженности у поставщика необходимо учесть следующие нормативные документы:
     
     - ст. 855 ГК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ (с учетом дополнений и изменений);
     
     - Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
     
     - Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
     
     Из перечисленных документов следует, что:
     
     1. В случае отсутствия денежных средств на расчетом счете должника необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации об исполнительном делопроизводстве.
     
     2. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов обеспечивает собрание кредиторов и комитет кредиторов.
     
     3. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
     
     4. После получения организацией от ликвидационной комиссии уведомления о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований кредитора, непогашенная дебиторская задолженность может быть списана на убытки как долги, нереальные для взыскания. Но при этом налогоплательщику необходимо учесть, что для целей налогообложения учитывается та дебиторская задолженность покупателя за продукцию (работы, услуги), которая ранее была включена в расчет выручки от реализации по мере отгрузки продукции и предъявления счетов к оплате.
     

     13. С какого момента не применяется п. 3.6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами?

     
     При выкупе организациями собственных акций у акционеров следует иметь в виду, что если цена выкупа отличается от учетной (номинальной) цены выкупаемых акций, возникающая разница в бухгалтерском учете отражается на счете 80 "Прибыли и убытки" (при цене выкупа ниже номинала) или на счетах учета собственных источников (при цене выкупа выше номинальной стоимости) с одновременным принятием организацией выкупленных акций к бухгалтерскому учету на счете 56 "Прочие денежные документы" (п. 3.6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2).
     
     В п. 3.6 Порядка фактически установлен дополнительный вид внереализационного дохода, подлежащий налогообложению при исчислении налога на прибыль согласно п. 14 Положения о составе затрат и сноске Приложения N 11 к Инструкции N 37.
     
     Однако при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 2 Закона РФ N 2116-1).
     
     Среди установленных этой нормой вышеназванного Закона видов доходов и доходов от внереализационных операций, которые относятся к объекту налогообложения, не определено, что включению подлежит разница между учетной (номинальной) ценой выкупаемых у акционеров предприятиями и организациями собственных акций и ценой выкупа.
     
     В то же время общий порядок списания разницы между покупной и номинальной стоимостью, определенный Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляется иным способом - до момента погашения (выкупа) ценных бумаг и за счет дохода, полученного от их реализации.
     
     По этому вопросу имеется решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.1998 N ГКПИ 98-525, которым прекращено действие п. 3.6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами.
     
     Так как в самом решении от 01.12.1998 N ГКПИ 98-525 не сказано, с какого времени следует отменить п. 3.6, то действует общий порядок, установленный в ст. 239.8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, что подтверждено также Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан", - с момента принятия решений, о чем необходимо указывать в резолютивной части решения.
     

     14. Куда относятся расходы по участию в конкурсе на осуществление инвестиционной программы?

     
     Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" право собственности на государственное или муниципальное имущество, приватизируемое на коммерческом конкурсе, может перейти к победителю такого конкурса только после выполнения инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации.
     
     В случае покупки пакета акций и вложения инвестиций в деятельность приватизированного предприятия необходимо иметь в виду следующее.
     
     Обеспечивая выполнение п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, предприятия в бухгалтерском учете обязаны обеспечить отдельно отражение текущих затрат на производство продукции, (выполнение работ, оказание услуг), а также отражение затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
     
     К финансовым вложениям относятся инвестиции организаций и предприятий в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения, как определено в п. 44 указанного выше Положения, принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.
     
     Для учета приобретенных ценных бумаг используются счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения", 58 "Краткосрочные финансовые вложения", в зависимости от срока погашения ценных бумаг или намерения получать по ним доходы. Учет на этих счетах ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с учетом дополнений и изменений).
     
     К фактическим затратам на приобретение ценных бумаг могут быть отнесены следующие расходы: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
     
     Инвестиции, произведенные победителем инвестиционного конкурса, являясь условием выигрыша акционерных торгов, не увеличивают балансовую стоимость пакета акций инвестора.
     
     В п. 6 ст. 21 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных победителями коммерческого конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе.
     
     На основании вышеизложенного организация, которая приняла участие в конкурсе и оказалась его победителем, расходы на осуществление инвестиционной программы списывает на прибыль, остающуюся в ее распоряжении, или другие собственные источники после налогообложения.
     

     15. Куда списываются лицензионные платежи по лицензионному соглашению?

     
     При списании лицензионных платежей по лицензионному соглашению необходимо обратить внимание на то, с чем они связаны- с использованием полученной лицензии на право пользования патентом, "ноу-хау" и т.п. при производстве продукции или с реализацией.
     
     В случае если лицензионные платежи, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные лицензионным соглашением, связаны с использованием патента, "ноу-хау" в процессе производства продукции, то списание их производится согласно п. 3.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97, на затраты производства по статье "Прочие затраты".
     
     При использовании полученной лицензии на право пользования патентом, "ноу-хау" при реализации продукции производимые лицензионные платежи списываются на счет 43 "Коммерческие расходы" как затраты по сбыту продукции.
     
     Стоимостная оценка права пользования патентом, товарным знаком, "ноу-хау" и т.п. подлежит отражению в этом случае не на счете 04 "Нематериальные активы", а на отдельном забалансовом счете.
     

     16. Как списываются расходы, связанные с природоохранными мероприятиями?

     
     В соответствии с п. 2 "з" Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, по очистке сточных вод; другие виды текущих природоохранных затрат.
     
     Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение- на прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователей.
     
     При характеристике затрат, связанных с природоохранными мероприятиями, необходимо учитывать Закон РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", в ст. 45 которого установлено, что предприятия, учреждения, организации обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
     
     В этом случае представляется допустимым списать на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по оплате услуг специализированных организаций по разработке и корректировке проектов нормативов ПДС, ПДВ, ПДРО, а также затраты по оплате разработки экологического паспорта, осуществляемой органами государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
     
     Кроме того, исходя из ст. 45 указанного выше Федерального закона, на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
     
     Что касается работ по ведению государственного мониторинга водных объектов согласно Положению о ведении государственного мониторинга водных объектов, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 307, то их финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, экологических фондов, и средств водопользователей.
     

     17. Куда списываются расходы у жилищно-коммунальных хозяйств в связи с проведением экспертизы обоснованности тарифов на услуги?

     
     В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органами местного самоуправления утверждаются ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению.
     
     Для принятия обоснованных решений по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо провести предварительно экспертизу экономической обоснованности тарифов на работы и услуги, источник возмещения расходов на эту работу постановлением Правительства РФ не предусмотрен.
     
     В утвержденном постановлением Госстроя России от 21.05.1999 N 39 порядке проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации определено, что экспертиза может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.
     
     Положением о составе затрат не предусмотрено списание расходов по проведению экспертизы обоснованности тарифов на услуги, в том числе и по инициативе организации.
     

     18. Куда списываются расходы по оплате банку за покупку иностранной валюты?

     
     Начиная с 1 января 2000 года согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в порядке, аналогичном списанию расходов по обычным видам деятельности, (п. 14.1 ПБУ 10/99) и относятся на счет 80 "Прибыли и убытки" в составе операционных расходов.
     
     В составе операционных доходов у предприятий и организаций учитываются проценты, полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятий и организаций в этом банке.
     
     Согласно нормативным актам по исчислению налога на прибыль налоговые органы учитывают у налогоплательщика доходы за минусом расходов, то есть, как это определено в п. 2.2 Инструкции N 37, валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Однако при этом следует также принять во внимание тот факт, что действующим Положением о составе затрат, которое принимается во внимание при формировании результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определено в п. 2 "и", что на себестоимость продукции (работ, услуг) относится оплата услуг банков.
     
     Следовательно, на затраты производства и коммерческие расходы (расходы по сбыту продукции) могут быть отнесены расходы на оплату комиссионного вознаграждения банку, в том числе и на покупку иностранной валюты, связанной с производством и реализацией продукции, что подтверждено ВАС РФ в решении от 23.08.1999 N 5696/99.
     

     19. Какие расходы по гражданской обороне могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Как установлено в ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", расходы, осуществляемые на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     В свете указанного Федерального закона Правительством РФ соответствующие нормативные акты не приняты.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" определено, что МЧС России осуществляет руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработку и реализацию федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф.
     
     Из ответа Департамента налоговой политики Минфина России от 23.03.1999 N 04-02-05/6 следует.
     
     Для проведения мероприятий по гражданской обороне и контроля за их выполнением создаются штатные органы гражданской обороны (ГО) или назначаются отдельные работники. Создание и поддержание в готовности пунктов управления ГО, систем оповещения связи, а также заработная плата работников штаба ГО входят в себестоимость продукции, так как это является важнейшей функцией государства по обеспечению обороны и безопасности.
     
     Согласно Положению о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями и организациями, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", при приватизации и дальнейшем сохранении профиля деятельности предприятий, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления возложено создание служб и невоенизированных формирований ГО, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения ГО, а также выполнение других задач в интересах ГО, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора.
     
     Если затраты по ГО произведены организацией в соответствии с заключенным в установленном порядке договором и по нормам, установленным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 18.03.1976 N 201-78 (с учетом внесенных изменений), то они относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
     

     20. Влияет ли изменение ставки Банка России при оплате процентов по кредитам?

     
     Исходя из п. 2 "с" Положения о составе затрат для целей налогообложения относимые в установленном порядке на себестоимость продукции затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов) принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта, на день заключения кредитных договоров.
     
     Вновь устанавливаемая Банком России ставка по кредитам коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.
     
     Следовательно, если в кредитном договоре не предусмотрено изменение процентов по кредитам в зависимости от колебаний ставки рефинансирования, то в целях налогообложения принимаются проценты по кредитам по ставке Банка России, увеличенной на три пункта, действовавшей в момент заключения кредитного договора.
     

     21. Подлежат ли зачету и возврату суммы налога на прибыль в результате списания недостач и потерь в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам за счет собственных средств организаций?

     
     Госналогслужба России в письме от 25.12.1997 N ВП-6-13/912 довела до сведения налоговых органов, что решением Правительства РФ от 09.12.1997 N ЯУ-П2-39565 продлено действие на 1997 год норм естественной убыли, утвержденных приказом Минторга СССР от 02.04.1987 N 88, согласованных с Минфином России.
     
     Однако, учитывая неподготовленность торговых организаций к прекращению существования норм естественной убыли по продовольственным товарам, Правительство РФ согласилось с мнением МВЭС России (поручение Правительства РФ от 29.04.1999 N ГК_П2-14232), изложенным им в письме от 07.04.1999 N 10-09/1928, о том, что до утверждения новых норм естественной убыли в установленном порядке по продовольственным товарам в торговых организациях целесообразно сохранить ранее действующие нормы (см. также приказ МВЭС России от 19.12.1997 N 631 "О нормах естественной убыли").
     
     Минфин России (письмо от 22.03.1999 N 16-00-16-76) довел до МНС России сведения о своем согласии с мнением Правительства РФ и МВЭС России, но сообщил также о том, что по организациям, которые в 1998 году списание недостач и потерь в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам осуществили за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, возврат и зачет в счет налоговых платежей фактически внесенных в бюджет сумм налога на прибыль не производится.
     

     22. Можно ли на затраты производства списать денежные выплаты работникам взамен выдачи молока или равноценных продуктов?

     
     Исходя из п. 2 "ж" Положения о составе затрат, ст. 151 КЗоТ РФ, в целях обеспечения нормальных условий труда на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также бесплатно по установленным нормам организуется лечебно-профилактическое питание.
     
     Порядок выдачи молока или других равноценных продуктов определен постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1987 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда".
     
     Указанным выше постановлением определено, что предприятия (объединения) самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, на основе перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов.
     
     Производить оплату молока деньгами, заменять его другими товарами и продуктами (кроме равноценных - кефира, простокваши и т.п.), выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпускать его на дом категорически запрещено.
     
     Молоко не выдается тем работникам, которые в связи с особо вредными условиями труда бесплатно получают лечебно-профилактическое питание.
     
     Аналогичное содержится в ответе Департамента налоговой политики Минфина России от 26.07.1999 N 04-02-05/1.
     

     23. Какими нормами расхода топлива или смазочных материалов по автотранспорту следует руководствоваться в 2000 году?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.1997 N 501, утвердившим Положение о Минтрансе России, нормы расходы топлива и смазочных материалов разрабатываются и утверждаются Минтрансом России.
     
     До 1 января 2002 года предприятиям и организациям при списании в расход топлива или смазочных материалов следует руководствоваться нормами, утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 18.02.1997 N Р3112 194-0366-97.
     
     Понятие "норма расхода топлива или смазочных материалов" применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.
     
     Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров, а также иногда острую производственную необходимость введения новых поправочных коэффициентов, руководители краев, республик в составе России и регионов России, руководители министерств и ведомств вправе ввести поправки к нормам расхода топлива.
     
     Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России базовые нормы расхода топлива не утверждены, руководитель предприятия вправе сроком до 1 года ввести в действие приказом по предприятию временную норму, но в соответствии с требованиями Методики определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой 14 октября 1996 года.
     

     24. Учитывается ли для целей налогообложения ускоренная амортизация по предметам лизинга, увеличенная в размере до трех?

     
     В абзаце первом п. 9 Положения о составе затрат установлено, что в элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     Статьей 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге" разрешено применять ускоренную амортизацию по предметам лизинга, то есть начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества производить исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3 (см. также п. 9 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15).
     

     25.