Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовой статус, особенности бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан


Правовой статус, особенности бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, № 3. С. 82.     
     

А.В. Ляхов,
консультант Департамента экономического сотрудничества
с государствами-участниками СНГ Минэкономики России

Особенности налогообложения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан

     
     Объединения, являющиеся некоммерческими организациями и имеющие доходы от предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 04.05.1999) уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
     
     Исчисление сумм превышения доходов над расходами производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.
     
     При исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) садоводческих товариществ не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.
     
     В составе доходов и расходов Объединений не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступивших от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Учет доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
     
     При безвозмездном получении садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан имущества, стоимость последнего формирует налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль.
     
     Следует также обратить внимание, что Объединения, не осуществляя предпринимательской деятельности, принимают участие в торгово-денежных отношениях, приобретают необходимые товары для потребления и использования в своих целях, выступают в роли заказчика при производстве работ и получении услуг для своих нужд и являются косвенными плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако в соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 N 1992_1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 04.05.1999 N 95-ФЗ) в этом случае не возникает объектов налогообложения, а уплаченный Объединениями сторонним организациям за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги НДС по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" не отражается и на расчеты с бюджетом не относится. Не подлежат обложению НДС и денежные средства, которые направлены на целевое финансирование Объединений, в случае, если они не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют оборотов по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, Объединения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на прибыль, налогов, поступающих в дорожные фонды, а также НДС.
     

     В соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. от 04.05.1999) доходы, получаемые физическими лицами, работающими в Объединениях по договорам гражданско-правового характера, должны облагаться подоходным налогом в общеустановленном порядке независимо от того, за счет каких средств они образуются.
     
     По исчислению и уплате земельного налога следует отметить, что пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельный налог уплачивается за всю площадь земельного участка, предоставленного в пользование, владение или собственность согласно документу, удостоверяющему соответствующее право на землю.
     
     В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) плательщиками земельного налога являются юридические лица и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование.
     
     Учитывая, что во многих садоводческих товариществах большинство членов являются пенсионерами, много вопросов связано с возможными льготами по данному налогу для этих категорий граждан. В связи с этим уточним, что указанным Законом установлены определенные льготы по уплате земельного налога, в том числе для участников Великой Отечественной войны, граждан, на которые законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп и других категорий.
     
     Кроме того, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям плательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки данного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
     
     Что касается налога на имущество предприятий, то в соответствии с п. "з" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в ред. от 08.01.1998 N 1-ФЗ) садоводческие товарищества не являются плательщиками данного налога.
     
     В соответствии с подпунктом "з" ст. 4 данного Закона налогом не облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из прибыли, остающейся в их распоряжении, на содержание указанных организаций, если они не осуществляют предпринимательской деятельности.
     

     В отношении местных налогов необходимо учитывать, что в соответствии с п. "ж" ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Объединения уплачивают целевые сборы с физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать 3 % от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица и 3 % от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, для юридического лица. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
     
     Однако органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены правом предоставлять отдельным категориям плательщиков льготы, в том числе и садоводческим товариществам, по взимаемым местным налогам. Такие льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
     
     Члены Объединений являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. от 17.07.1999 N 168_ФЗ) определено, что объектами обложения этим налогом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В соответствии со ст. 3 указанного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления дифференцированно, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
     

Стоимость имущества, тыс. руб.

Ставка налога, %

До 300

До  0,1

От 300 до 500

от 0,1 до 0,3

Свыше 500

от 0,3 до 2,0


     Здесь же целесообразно рассмотреть вопрос о правомерности требований налоговых органов от Объединений регистрации в качестве малого предприятия, хотя они и не занимаются предпринимательской деятельностью и никакой материальной помощи ни от кого не имеют. Согласно Закону РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
     
     в промышленности - 100 человек;
     
     в строительстве - 100 человек;
     
     на транспорте - 100 человек;
     
     в сельском хозяйстве - 60 человек;
     
     в научно-технической сфере - 60 человек;
     
     в оптовой торговле - 50 человек;
     
     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
     
     в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     
     Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 26.11.1998 N 174-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
     
     Таким образом, действие Закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ, в том числе и по получению статуса субъекта малого предпринимательства, на Объединения не распространяется и требования налогового органа являются неправомерными.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 30.03.1999 N 54-ФЗ) и инструкцией Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в ред. от 13.04.1999 N ГБ-3-04/95) не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды для централизованного водоснабжения садоводческих и огороднических товариществ.
     

     Что касается взаимоотношений Объединений с государственными внебюджетными социальными фондами, то в соответствии со ст. 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
     
     Объединения - работодатели по действующему законодательству Российской Федерации, как и все предприятия, организации, являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, поскольку, нанимая работников и выплачивая им за работу вознаграждения, товарищества становятся по отношению к ним работодателями, которые обязаны страховать своих работников, тем самым обеспечивая им социальную защиту (выплату пенсий, социальное и медицинское страхование, а также защиту в области занятости). Освобождение Объединений от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Периоды работы в Объединениях засчитываются в общий стаж, а заработок за эту работу - в состав заработка при назначении (перерасчете) государственных пенсий.
     
     В настоящее время Объединения уплачивают страховые взносы (платежи) в государственные внебюджетные социальные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации:
     
     1. Постановлениями Верховного Совета РФ:
     
     - от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (в ред. от 05.05.1997 N 77-ФЗ);
     
     - от 11.02.1993 N 4460-1 "О внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)";
     
     - от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (в ред. от 29.06.1998 N 729).
     
     2. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР”" (в ред. от 19.06.1998 N 619) вместе с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
     
     3. Постановлениями Правительства РФ:
     
     - от 26.10.1993 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации";
     
     - от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (в ред. от 22.11.1997 N 1471);
     
     - от 07.05.1997 N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" (в ред. от 13.10.1999 N 1154).
     
     4. Указом Президента Российской Федерации от 28.09.1993 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации".
     
     5. Федеральными законами:
     
     - от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 17.07.1999 N 175-ФЗ);
     
     - от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 01.07.1994 N 9-ФЗ);
     
     - от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (в ред. от 25.10.1999 N 189-ФЗ) и другими законодательными актами.