Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Акты законодательства о налогах и сборах - признаки несоответствия и противоречия Налоговому кодексу


Акты законодательства о налогах и сборах - признаки несоответствия и противоречия Налоговому кодексу

     

А.О. Диков

     
     С 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс). Федеральный закон от 31.06.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" закрепляет в ст. 7 положение о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный данным Законом, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней. Это означает, что если подзаконный нормативный правовой акт разъяснительного характера противоречит НК РФ, то он не применяется либо применяется в части, соответствующей Кодексу.
     
     Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он:
     
     1) издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
     
     2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;
     
     3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;
     
     4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Кодексом;
     
     5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Кодексом;
     
     6) разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом;
     
     7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;
     
     8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Кодексе;
     
     9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
     
     Рассмотрим каждый конкретный случай признания акта не соответствующим законодательству о налогах и сборах.
     
     Случай первый - акт издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов. Кодекс определяет, что правом издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, обладают МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления.
     
     Случай второй - акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ. Кодексом установлены следующие права налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов:
     
     а) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
     
     б) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
     
     в) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
     
     г) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
     
     д) своевременно засчитывать или получать в качестве возврата суммы, излишне уплаченные либо излишне взысканные;
     
     е) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
     
     ж) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
     
     з) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
     
     и) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
     
     к) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
     
     л) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК РФ или иным федеральным законам;
     
     м) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
     
     н) требовать соблюдения налоговой тайны;
     
     о) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
     
     Кроме того, п. 1 ст. 4 НК РФ разъясняет, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов издают в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. ГТК России при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством.
     
     Закреплено, что МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
     
     Это означает, что несмотря на то, что инструкции, методические указания и иные акты разъяснительного характера издаются, например, исполнительными органами государственных внебюджетных фондов, они обязательны к применению только органами государственных внебюджетных фондов. Налогоплательщики при исчислении и уплате обязательных платежей не обязаны руководствоваться инструкциями и методическими указаниями соответствующих органов в случае, если эти документы согласно НК РФ не относятся либо противоречат законодательству о налогах и сборах.
     
     Кроме всего прочего, налогоплательщики могут самостоятельно обращаться в судебные инстанции с исками о признании того или иного акта противоречащим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и, соответственно, не подлежащим применению. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявший указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Данный порядок распространяется также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Случай третий - акт изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом. Например, установлено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. В случае если нормативный правовой акт органа исполнительной власти установит иной порядок исполнения отдельных поручений налогоплательщиков для банков, он не подлежит применению.
     
     Случай четвертый - акт запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ. Например, налогоплательщики могут самостоятельно использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В случае если акт запрещает использовать льготу, установленную Законом о налогах и сборах либо НК РФ, то такое разъяснение не может применяться на практике.
     
     Случай пятый - акт запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ. Например, налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Например, общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), которые не привели свои учредительные документы в соответствие с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию государственных органов или органов местного самоуправления. Таким образом, если издан акт, запрещающий налоговым органам предъявлять иски по такому основанию, он не подлежит применению. Арбитражные суды не вправе отказывать в принятии или рассмотрении исков налоговых органов о ликвидации организаций по такому основанию, так как данное право налоговых органов закреплено в НК РФ и Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью".
     
     Случай шестой - акт разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ. Например, установлено, что налоговые органы не должны проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. В случае если устанавливаются иные правила проведения повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков, то данный акт не применяется.
     
     Случай седьмой - акт изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом. Например, орган, осуществляющий регистрацию механических транспортных средств, обязан не позднее 15 дней после регистрации направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу. Если нормативным правовым актом устанавливаются иные сроки направления подобной информации в налоговый орган, то он не применяется.
     
     Случай восьмой - акт изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они употребляются в Кодексе. НК РФ устанавливается, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации. При этом установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Это означает, что налоговые органы и налогоплательщики используют в своей непосредственной деятельности термин "обособленное подразделение" в несколько расширенном, чем это определено в Гражданском кодексе РФ, толковании, но только в целях и в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля. Если издан акт о налогах и сборах, который затрагивает регулирование мероприятий налогового контроля, в котором термин "обособленное подразделение" используется в более узком смысле, чем это определено ст. 11 НК РФ, то такой акт не применяется.
     
     Случай девятый - акт иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ. Общие начала Кодекса строятся на признании равенства перед законом и судом участников налоговых правоотношений, законности и обоснованности принимаемых решений, незыблемости и стабильности законодательства о налогах и сборах и т.д. Одним из основополагающих принципов является презумпция невиновности налогоплательщика. Установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Это означает, что если акты законодательства о налогах и сборах противоречат, искажают или двусмысленно дополняют друг друга, то положения данных актов могут толковаться только в сторону наиболее оптимальной защиты правового положения налогоплательщиков.
     
     Таким образом, если акт законодательства о налогах и сборах обладает одним из перечисленных недостатков либо их совокупностью в различных вариациях, он считается противоречащим НК РФ и, следовательно, не относящимся к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Такой акт не подлежит применению и нуждается в определенных изменениях.