Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Муниципальная налоговая инспекция как сборщик местных налогов и сборов: опыт правового регулирования


Муниципальная налоговая инспекция как сборщик местных налогов и сборов: опыт правового регулирования


Д.Г. Бурцев,
советник налоговой службы III ранга

     
     Одним из основных принципов финансовой деятельности российского государства является самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данное положение гарантировано Конституцией Российской Федерации, Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральными законами от 25.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ).
     
     Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе не только устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с федеральным налоговым законодательством, но и создавать организационные структуры по сбору этих платежей.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона N 126-ФЗ представительный орган местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.
     
     Этим же Федеральным законом абстрактно регламентируется сфера деятельности и полномочия муниципальной налоговой службы. Ее деятельность в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 943-1). Муниципальная налоговая служба должна объединять и координировать с территориальными органами МНС России усилия по контролю за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации. Обязанностью муниципальной налоговой службы является предоставление МНС России всей необходимой информации.
     
     В 1998 году в г. Ставрополе было создано муниципальное учреждение "Муниципальная налоговая инспекция города Ставрополя" (постановление Главы г. Ставрополя от 10.02.1998 N 365).
     
     Муниципальная налоговая инспекция г. Ставрополя (преобразована с 1 января 2000 года) - это муниципальное учреждение, входящее в структуру администрации г. Ставрополя как юридическое лицо, имело самостоятельную смету расходов за счет финансирования из городского бюджета, текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации.
     
     Среди полномочий можно выделить право:
     
     - контроля за соблюдением законодательства о местных налогах и сборах;
     
     - учета плательщиков местных налогов и сборов;
     
     - возврата излишне взысканных и уплаченных местных налогов через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
     
     - передачи правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
     
     - применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за нарушение обязательств перед городским бюджетом в части уплаты местных налогов, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами…
     
     В то же время согласно федеральному налоговому законодательству вышеназванными полномочиями наделены налоговые органы - МНС России и его подразделения, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), - таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
     
     Введенная в действие с 1 января 1999 года часть первая НК РФ не предусматривает существование муниципальных налоговых служб и наделение их полномочиями налогового органа. В соответствии с НК РФ и Законом РФ N 943-1 полномочия налоговых органов присущи исключительно налоговым органам.
     
     Закон РФ N 943-1, а также положение "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, также не содержат каких-либо норм, регулирующих деятельность муниципальных налоговых служб.
     
     Следовательно, муниципальная налоговая служба, в частности муниципальная налоговая инспекция г. Ставрополя (далее - МНИ г. Ставрополя), не входит в систему МНС России, не является налоговым органом и не может и не должна наделяться правами и обязанностями налогового органа.
     
     Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность МНИ г. Ставрополя, определено, что она является уполномоченным администрацией г. Ставрополя органом, осуществляющим прием и взимание налогов и сборов, частично или полностью поступающих в бюджет г. Ставрополя, а также контроль за их уплатой. В данной норме речь идет не только о местных налогах и сборах, но и части федеральных и региональных налогов, поступающих в муниципальный бюджет.
     
     А такое понимание функций муниципальной налоговой службы противоречит не только налоговому законодательству, но и ст. 14 Федерального закона N 126-ФЗ, которой регламентируется деятельность подобных служб на федеральном уровне.
     
     К тому же необходимо отметить, что МНИ г. Ставрополя была создана не представительным органом местного самоуправления, как это предусмотрено Федеральным законом N 126-ФЗ, а постановлением Главы города. Этого достаточно, чтобы с 1 января 1999 года признать такой акт противоречащим положению ст. 6 Кодекса.
     
     Согласно ст. 9 НК РФ муниципальные налоговые службы можно отнести к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, - сборщикам налогов и сборов.
     
     Таким образом, статус муниципальных налоговых служб, а попытки их создания имеют место и в других муниципальных образованиях, а не только в Ставропольском крае, должен быть определен ст. 25 "Сборщики налогов и (или) сборов" НК РФ.
     
     Этой статьей определено, что прием и перечисление налогов и (или) сборов в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов. Именно таким уполномоченным органом и могла бы быть признана, в частности, МНИ г. Ставрополя.
     
     Функции сборщиков налогов и (или) сборов в соответствии с НК РФ ограничены:
     
     - приемом от налогоплательщиков (плательщиков сборов) средств в уплату налогов (сборов);
     
     - перечислением их в бюджет.
     
     Никакими иными функциями, кроме перечисленных, сборщики налогов наделены быть не могут, в том числе и контролем за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.
     
     До принятия части второй НК РФ права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и сборов определяются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
     
     Поэтому акты, регулировавшие деятельность МНИ г. Ставрополя и наделявшие ее не закрепленными федеральным налоговым законодательством полномочиями, противоречат НК РФ.
     
     Налоговым органам совместно с органами прокуратуры Ставропольского края в результате работы с администрацией г. Ставрополя удалось привести статус МНИ г. Ставрополя в соответствие с частью первой НК РФ. Глава г. Ставрополя постановлением от 15.11.1999 N 5184 преобразовал с 1 января 2000 года муниципальное учреждение "Муниципальная налоговая инспекция города Ставрополя" в муниципальное учреждение "Департамент налоговой политики администрации города Ставрополя". Однако еще предстоит определить полномочия указанного муниципального учреждения, чтобы они не противоречили федеральному налоговому законодательству и способствовали укреплению законности в налоговой сфере, реальному пополнению муниципального бюджета.
     
     Например, система сборщиков такого местного налога, как сбора за право торговли, оказалась эффективной в большинстве муниципальных образований, где был введен подобный сбор.
     
     Лица, желающие осуществлять уличную торговлю в отведенных местах, на рынках, приобретали разовый талон на право торговли. Сбор указанного налогового платежа по решению представительного органа местного самоуправления, как правило, осуществлялся администрацией рынка или специально уполномоченными сборщиками и способствовал обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства лицами, осуществлявшими торговлю.
     
     Развитие системы сборщиков местных налогов (сборов), в том числе и путем создания муниципальных налоговых инспекций, возможно в случае закрепления в налоговом законодательстве местных налогов и сборов, достаточных для покрытия потребностей муниципальных бюджетов, что станет механизмом укрепления экономики муниципальных образований и реальной гарантией обеспечения конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.