Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Г.В.Зинькова )

     

На вопросы отвечают

     

О налоге на прибыль


Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     Наша некоммерческая организация имеет организационно-правовую форму - "фонд", существует на собственные средства (уставный фонд), учетная политика ведется "по оплате". Время от времени осуществляет научные работы за счет целевого финансирования, а также по хозяйственным договорам.
     
     Учитывая положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1, инструкций Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 и от 20.08.1998 N 48, некоммерческая организация должна уплачивать авансовые платежи по прибыли с доходов от предпринимательской деятельности или только ежеквартальный налог от фактически полученной прибыли?

     
     В соответствии с Законом РФ N 2116-1 организации (в том числе некоммерческие организации), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Статьей 8 указанного Закона установлено, что плательщики самостоятельно определяют сумму налога в соответствии с Законом на основании бухгалтерского учета и отчетности. Организации уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
     
     Начиная с 1 января 1997 года все организации, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
     
     Таким образом, некоммерческая организация, получающая доходы от предпринимательской деятельности, самостоятельно выбирает порядок исчисления налога на прибыль, который действует без изменения до конца календарного года. Организация может каждый месяц не позднее 15 числа уплачивать в бюджет авансовые взносы налога на прибыль равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога или перейти на ежемесячную уплату налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.
     
     Одновременно сообщается, что инструкция Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" применяется только бюджетными организациями.
     

     Подлежат ли налогообложению доходы, полученные государственным научным учреждением в виде процентов по остатку целевых бюджетных средств на рублевом расчетном счете?

     
     В соответствии с Законом РФ N 2116-1 организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.
     
     Доходы организации, полученные от учреждений банков за пользование средствами, находящимися на их расчетных счетах, являются доходами от внереализационных операций и подлежат налогообложению в установленном порядке.
     

     Включается ли сумма амортизации, начисленная от восстановительной стоимости основных средств после проведения переоценки в соответствии с п. 3.6 ПБУ 6/97, в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по налогу на прибыль?

     
     В соответствии с п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, коммерческая организации имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, стоимость имущества и величина амортизационных отчислений, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, должны определяться организацией с учетом произведенной в соответствии с указанными нормативными актами переоценки основных средств. В целях налогообложения на затраты принимается амортизация, исчисленная от восстановительной стоимости по нормам, установленным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
     

     Газета не является средством массовой информации рекламного и эротического характера, и объем рекламы в каждом номере не превышает 40 % его объема. Доходы от издания газеты можно разделить на несколько категорий:
     
     1) средства, получаемые от продажи по подписке и через торговую сеть каждого номера газеты;
     
     2) средства, получаемые от размещения рекламы продукции (работ, услуг) заказчиков - юридических лиц и частных предпринимателей;
     
     3) средства, получаемые от физических лиц за размещение частных объявлений.
     
     По нашему мнению, все вышеперечисленные доходы являются доходами от реализации продукции средств массовой информации и подлежат льготированию в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 N 188-ФЗ. Правильна ли наша точка зрения?

     
     Льготы по налогу на прибыль по продукции средств массовой информации установлены п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1.
     
     Разъяснения о применении льгот по налогу на прибыль по продукции средств массовой информации и книжной продукции сообщены письмами Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н и от 07.06.1996 N 11В-6-03/393, согласованными с Минфином России.
     
     Не подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет налог на прибыль, полученную редакциями средств массовой информации от производства и распространения продукции средств массовой информации. При определении указанной прибыли учитываются средства, полученные от рекламодателей за размещение рекламы.
     
     В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под распространением продукции средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий.
     
     Таким образом, прибыль, полученная от продажи по подписке и через торговую сеть каждого номера газеты, освобождается от налогообложения в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     
     При отнесении напечатанной или передаваемой в средствах массовой информации и книжной продукции информации к рекламе необходимо руководствоваться Федеральным законом 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 % объема одного номера периодического печатного издания. Указанный Закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Что касается объявлений физических лиц, то необходимо иметь в виду следующее. Как видно из практики, массовое распространение получили случаи размещения в СМИ объявлений частных лиц (как платных, так и бесплатных), являющихся, по существу, рекламой тех или иных фирм и организаций. По нашему мнению, такие объявления следует рассматривать как рекламную продукцию и учитывать при определении объема рекламы в каждом номере газеты.
     

     В целях увеличения сбыта газеты в розничной торговле отдельные виды объявлений от физических лиц публикуются бесплатно. Стоимость размещения объявления заложена в суммарную стоимость реализации номера. Является ли данный способ размещения частного объявления услугой, оказанной безвозмездно, и должно ли в данном случае быть дополнительное налогообложение?

     
     Не подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет налог по прибыли, полученной редакциями средств массовой информации от производства и распространения продукции средств массовой информации, при соблюдении установленного законодательством порядка. При определении указанной прибыли учитываются средства, полученные от рекламодателей за размещение рекламы.
     
     В том случае если реклама составляет свыше 40 % объема одного номера газеты, прибыль, полученная как от реализации газеты, так и от размещения рекламы, льготированию не подлежит.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) реализацией товаров (работ, услуг) организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возможное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в предусмотренных Кодексом случаях передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Учитывая изложенное, если редакция принимает и публикует бесплатно отдельные объявления от рекламодателей - физических лиц, то финансовый результат (убыток в размере фактических затрат по оказанию таких услуг), по нашему мнению, не может уменьшать сумму прибыли, полученной от рекламодателей за публикацию платных объявлений.
     

     Каким способом бюджетная организация должна вести учет доходов, полученных от предпринимательской деятельности: по "кассовому" методу или по методу начисления?

     
     Организация в своей деятельности руководствуется принятой на длительный период времени учетной политикой. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     
     Одним из принципов формирования учетной политики организации является принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Исходя из этого принципа осуществляются ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.
     
     В зависимости от принятой бюджетной организацией учетной политики суммы доходов от предпринимательской деятельности для целей налогообложения определяются либо по моменту оказания услуг и предъявления счетов, либо по моменту оплаты. Если учетной политикой организации предусмотрен метод формирования доходов над расходами "по оплате", то и расходы должны приниматься при определении сумм превышения доходов над расходами в части оплаченной продукции (работ, услуг).
     

     Является ли для бюджетной организации при формировании финансовых результатов от предпринимательской деятельности руководящим документом Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552?

     
     В соответствии с п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" исполнение смет доходов и расходов бюджетными организациями как за счет средств бюджета, так и от предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В связи с этим Положение о составе затрат на бюджетные организации не распространяется.
     

     Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 распределение расходов на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится в части коммунальных расходов, услуг связи, транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала.
     
     При этом помимо вышеуказанных расходов организация несет огромные общехозяйственные расходы - канцелярские расходы, приобретение мягкого и прочего инвентаря, командировочные расходы, текущий ремонт оборудования, текущий ремонт здания и т.д. - исключительно за счет предпринимательской деятельности. Это вызвано недофинансированием организации.
     
     Просим разъяснить, имеет ли бюджетная организация основания для распределения на бюджетную и предпринимательскую деятельность всех общехозяйственных расходов, включая коммунальные расходы, услуги связи, транспортные расходы?

     
     Пропорциональный метод распределения расходов по бюджетной и предпринимательской деятельности установлен п. 8 вышеуказанной Инструкции только в отношении коммунальных расходов, расходов по услугам связи, а также транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала.
     
     По остальным статьям расходов должен вестись обязательный раздельный учет по бюджетной и предпринимательской деятельности.
     
     Необходимо иметь в виду, что в случае недостаточного бюджетного финансирования на указанные цели перераспределение источников покрытия этих затрат, предусмотренных в смете на бюджетную деятельность за счет предпринимательской деятельности, налоговым законодательством не предусмотрено.
     

     Основываясь на определении благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предприятие передало благотворительному фонду не безвозмездно, а на льготных условиях (со скидкой к обычной цене продажи) имущество из состава имеющегося у предприятия товара.
     
     Вправе ли предприятие исключить из объема реализации стоимость переданного благотворительному фонду имущества (рассчитанную по цене со скидкой), учитывая подпункт 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, в соответствии с которым передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров (работ, услуг)?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в предусмотренных Кодексом случаях передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     В п. 3 указанной статьи приведен перечень хозяйственных операций, которые не признаются в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), в том числе передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Отличительной чертой указанных операций является то, что они не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ссылки на положения НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты отдельных конкретных налогов.
     
     Поскольку предприятие передало благотворительному фонду имущество не безвозмездно, а реализовало по льготным ценам, то данную хозяйственную операцию следует в соответствии с действующими нормами Закона РФ N 2116-1 рассматривать как реализацию имущества с переходом права собственности на возмездной основе.
     
     Учитывая изложенное, п. 3 указанной статьи НК РФ на приведенную ситуацию не распространяется.
     

     Государственное унитарное предприятие "Московское лечебно-санаторное объединение" имеет структурные подразделения - санатории, находящиеся на территории Украины, не зарегистрированные там как самостоятельные юридические лица и не имеющие отдельного баланса.
     
     В соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" налогоплательщики имеют право в течение отчетного года отнести на себестоимость любые затраты, связанные с улучшением основных фондов (текущий и капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), в сумме, не превышающей 5 % совокупной финансовой балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. Затраты, превышающие указанную сумму, могут производиться только за счет прибыли после уплаты налога на прибыль.
     
     Техническое состояние санаториев требует проведения значительных ремонтных работ. Возможно ли отнести затраты по ремонтным работам указанных санаториев на себестоимость дирекции объединения, учитывая, что в соответствии с законодательством Российской Федерации все ремонтные работы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), что данные санатории являются структурными подразделениями (без права юридического лица)?

     
     Структурные подразделения российского предприятия ГУП "Московское лечебно-санаторное объединение", находящиеся на территории Украины, не зарегистрированные там как самостоятельные юридические лица и не имеющие отдельного баланса, рассматриваются для целей налогообложения в качестве постоянного представительства российского предприятия. Таким образом, санатории, расположенные на территории Украины, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с налоговым законодательством Украины.
     
     В целях устранения двойного налогообложения ст. 12 Закона РФ N 2116-1 установлено, что сумма прибыли (дохода), полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.
     
     Сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли (доходу), полученной за границей.     

     Учитывая изложенное, а также норму ст. 3 части первой НК РФ, определяющей основу законодательства о налогах и сборах - признание всеобщности и равенства налогообложения, устанавливать особый порядок определения налогооблагаемой базы для ГУП "Московское лечебно-санаторное объединение" оснований не имеется.