Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( В.В. Нарежный)


На вопросы отвечают

     

О налоге на прибыль


В.В. Нарежный,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     Наша организация имеет на балансе учреждения социально-культурной сферы. Имеем ли мы право в отчетном периоде одновременно воспользоваться льготами, предусмотренными налоговым законодательством по налогу на прибыль и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на сумму затрат, произведенных по содержанию таких объектов?

     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 2116-1), при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Согласно подпункту "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых органами местного самоуправления на содержание объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе эти предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
     
     Законодательство о налогах и сборах не содержит норм о запрете одновременного использования вышеуказанных льгот.
     
     Таким образом, организация может одновременно воспользоваться вышеупомянутыми льготами по налогу на прибыль и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в случае, если соблюдены все требования, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах, обуславливающие предоставление упомянутых льгот.
     

     В случае если организацией получен убыток от содержания жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, он должен быть покрыт за счет собственных источников организации, и льгота по налогу на прибыль не предоставляется.
     

     Наша организация в течение года пользовалась льготой по налогу на прибыль на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Объем заявляемой в каждом квартале льготы в связи с небольшим объемом получаемой прибыли был меньше, чем фактические затраты по содержанию таких объектов и квартальный норматив расходов, установленный местным органом государственной власти. В IV квартале объем прибыли существенно возрос. Можем ли мы по итогам года получить льготу на весь объем фактически произведенных расходов (в пределах установленного норматива)?

     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 вышеупомянутого Закона исчисление фактической суммы налога на прибыль производится предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых за отчетный период нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.
     
     Таким образом, сумма вышеназванной льготы при составлении расчета по налогу на прибыль за отчетный период (квартал) принимается в размере фактически произведенных затрат в пределах нормы, относящейся к данному отчетному периоду.
     
     В случае если в течение года, например по расчету за 9 месяцев, при исчислении налога на прибыль в уменьшение налогооблагаемой базы была заявлена сумма меньше фактически произведенных затрат по содержанию объектов социальной сферы и ниже норматива за указанный период, то при составлении расчета по итогам за отчетный год принимается фактическая сумма затрат, исчисленная нарастающим итогом с начала года в пределах норматива, утвержденного соответствующим органом государственной власти в целом на год.
     

     При осуществлении строительства хозяйственным способом суммы налога на приобретение автотранспортных средств и налога на добавленную стоимость отражаются на счете 08 "Капитальные вложения". Учитываются ли суммы этих налогов при расчете льготы на финансирование капитальных вложений?

     
     Согласно п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) при предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету 08 "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету 02 "Износ основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Капитальные вложения".
     
     В соответствии с п. 2.6 инструкции "О порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности предприятия", утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97, и п. 58.1 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" на счет учета капитальных вложений относится сумма налога на приобретение автотранспортных средств.
     
     Согласно п. 11 письма Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" при выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного в соответствии с установленным порядком НДС в течение строительства отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", в корреспонденции с дебетом счета 08 "Капитальные вложения" и возмещению (зачету) из бюджета не подлежит.
     
     Таким образом, по капитальным вложениям в основные средства, строительство которых осуществляется хозяйственным способом, суммы налога на приобретение автотранспортных средств и налога на добавленную стоимость, отнесенные на счет 08 "Капитальные вложения", включаются в фактически произведенные затраты, учитываемые при определении льготы, установленной подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, с того отчетного периода, в котором фактически начнет осуществляться оплата за приобретенное оборудование, при условии выполнения всех условий, перечисленных в п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37.
     

     Нашим предприятием 24 марта 1998 года введено в эксплуатацию вновь созданное производство, стоимость которого превышает 20 млн рублей. Оно выделено в обособленное подразделение, имеется технико-экономическое обоснование, согласованное с государственными органами исполнительной власти г. Москвы. Можем ли мы воспользоваться льготой для вновь созданных производств?

     
     Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”") установлено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн рублей, при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Вышеназванный Федеральный закон, вводящий понятие вновь созданного производства для целей обложения налогом на прибыль, вступил в силу с 1 апреля 1999 года. Следовательно, вновь созданным производством, прибыль которого подлежит льготированию, по нашему мнению, может быть признано только производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей после принятия указанного Закона.
     

     Решением собрания акционеров ОАО нераспределенная прибыль 1997 года не направлялась на покрытие убытков 1998 года, поскольку ее распределение по фондам и на покрытие убытков не установлено уставом и учетной политикой общества. Может ли ОАО воспользоваться льготой по налогу на прибыль на покрытие убытков в 1999 году?

     
     Пунктом 2.21 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97, установлено, что организация при рассмотрении итогов деятельности отчетного года должна принимать во внимание, что при решении вопроса об источниках покрытия убытка отчетного года на эти цели могут быть направлены нераспределенная прибыль прошлых лет; средства резервного фонда; свободные средства фондов накопления и средства резервов, образованных в соответствии с учредительными документами; добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке).
     
     Согласно п. 5 ст. 7 Закона РФ N 2116-1 для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), от уплаты налога освобождается часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
     
     При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 вышеуказанного Закона РФ. В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие в результате превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.     


     Таким образом, ОАО может воспользоваться указанной выше льготой.