Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( М.Н.Охлопкова )


На вопросы отвечают

     

О налоге на добавленную стоимость

     

М.Н. Охлопкова,
советник налоговой службы I ранга

     С введением в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ предприятие розничной торговли определяет налогооблагаемый оборот исходя из полной стоимости реализованного товара. Применяется ли этот порядок при определении налогооблагаемого оборота предприятиями розничной торговли при реализации мяса и молока, приобретаемых у индивидуальных предпринимателей, а также продуктов, полученных в результате их переработки на давальческой основе?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1, в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”", у заготовительных, снабженческо-сбытовых и оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки налогооблагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС. Поэтому порядок определения налогооблагаемого оборота, предусмотренный вышеназванной нормой Закона, может применяться и розничными организациями, закупающими продовольствие у физических лиц.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальными предпринимателями согласно этой же норме Кодекса являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Понятие "физические лица" является более обобщающим и включает понятие "индивидуальные предприниматели".
     
     Таким образом, при приобретении сельскохозяйственной продукции или продовольствия у индивидуальных предпринимателей применяется изложенный выше порядок определения налогооблагаемого оборота.
     
     Кроме того, вышеназванной нормой Закона не предусматривается условие обязательности переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно на производственной базе предприятия, приобретающего его у физических лиц или индивидуальных предпринимателей.
     
     Значит, организация розничной торговли может применять вышеназванную норму Закона при реализации товаров, являющихся результатом переработки на производственной базе других предприятий сельскохозяйственного сырья, закупленного у индивидуальных предпринимателей.
     

     Магазин реализует консервы, приобретенные у малого предприятия, закупающего сырье для их производства у частных сдатчиков. Можно ли в оборот, облагаемый НДС, включать только сумму полученного дохода (наценки), считая такую продукцию результатом переработки сельскохозяйственного сырья?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 у заготовительных, снабженческо-сбытовых и оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки налогооблагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
     
     Из текста приведенной нормы Закона следует, что налогооблагаемый оборот в указанном порядке может применяться торговой организацией при реализации товаров, являющихся результатом переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленного у физических лиц непосредственно этой организацией.
     
     В связи с изложенным при реализации торговой организацией товаров, произведенных поставщиками из закупленного ими у физических лиц сельскохозяйственного сырья, налогооблагаемый оборот должен определяться на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
     

     Следует ли магазину, реализующему товары, приобретенные как у физических, так и у юридических лиц, в целях исчисления НДС вести раздельный учет по реализации таких товаров, а также их покупной стоимости?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 у заготовительных, снабженческо-сбытовых и оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
     
     При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у юридических лиц, налогооблагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
     
     Таким образом, налогооблагаемые базы при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, и при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у юридических лиц, различаются величиной и методами определения.
     
     Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     Поэтому в случае если у организации при реализации товаров возникают налогооблагаемые базы, различающиеся величиной и методами определения, в регистрах бухгалтерского учета следует вести раздельный учет по реализации таких товаров, также стоимости их приобретения.
     

     В каком порядке определяет оборот, облагаемый НДС, магазин комиссионной торговли?

     
     Пунктом 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 определено что, при осуществлении предприятиями посреднических услуг налогооблагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений, сборов.
     
     Абзацем 6 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" с 1 января 2000 года изменен механизм определения налогооблагаемого оборота для предприятий розничной торговли и общественного питания по приобретенным товарам. Однако эта норма не предусматривает изменения порядка налогообложения при реализации такими предприятиями товаров, принятых на комиссию от физических лиц.
     
     В каком порядке определяются суммы НДС, причитающиеся к уплате в бюджет, магазином, реализующим продовольствие, приобретенное у населения?
     
     Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона N 36-ФЗ порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость для предприятий розничной торговли, реализующих продовольствие, приобретенное у населения не определен.
     
     Общая норма исчисления суммы НДС торгующими предприятиями, предусмотренная абзацем 5 п. 5 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, в указанном случае не может применяться, так как изложенный в ней порядок противоречит методу определения этими предприятиями налогооблагаемой базы при реализации продукции, сырья и продовольствия, приобретенных у физических лиц.
     
     В связи с изложенным сумма НДС, причитающаяся к уплате в бюджет магазином, реализующим продовольствие, приобретенное у населения, может быть определена в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на стоимость этих товаров в ценах приобретения, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.