Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" (комментарий)


Инструкция МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”"
(комментарий)

     

А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В связи с введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также принятием Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" МНС России 2 ноября 1999 года утвердило инструкцию N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" (далее - Инструкция N 54) взамен ранее действовавшей инструкции Госналогслужбы России от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц" (приказ МНС России от 19.01.2000 N АП-3-08/18).
     
     Данный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2000 года, регистрационный N 2057, и доведен до налоговых органов и налогоплательщиков письмом МНС России от 24.01.2000 N ФС-6-08/64.
     
     Рассмотрим, какие основные положения, а также изменения и дополнения по сравнению с ранее действовавшей инструкцией Госналогслужбы России от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц" предусматривает данный нормативный документ.
     
     В первую очередь в Инструкции N 54 отражены и конкретизированы положения, установленные Федеральным законом N 168-ФЗ.
     
     Следует напомнить, что учитывая различие в видах налогооблагаемого имущества - недвижимое имущество (жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения) и транспортные средства (вертолеты, самолеты, катера, яхты и др.) - и особенности их эксплуатации, Законом РФ от 09.12.1999 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлены два вида налогов с физических лиц-собственников этого имущества - налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства - с различными ставками налогообложения.
     
     Наиболее существенным изменением согласно Федеральному закону N 168-ФЗ явилось то, что он значительно увеличил предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения (так, если ранее предельная ставка налога составляла только 0,1 % инвентаризационной стоимости указанных объектов, то в настоящее время она составляет 2 %).
     

     Кроме того, данный Федеральный закон ввел дифференциацию ставок указанного налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов и определил права представительных органов местного самоуправления в установлении ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев (ранее ставка налога устанавливалась по каждому конкретному объекту налогообложения независимо от количества объектов, находящихся в собственности физического лица).
     
     Таким образом, налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения стала суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, определяемая органами технической инвентаризации.
     
     Пунктом 3 Инструкции N 54 разъяснено, что под инвентаризационной стоимостью строений, помещений и сооружений понимается их восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию (работы, услуги).
     
     Кроме того, вышеназванным пунктом Инструкции N 54 конкретизировано, что под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. В данном случае ограничение местонахождения налогооблагаемого имущества территорией муниципального образования для определения его суммарной стоимости определяется местным характером данного налога (ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации).
     
     Как уже отмечалось выше, право установления конкретных размеров ставок налогов в пределах, определенных законом, предоставлено представительным органам местного самоуправления с учетом местного характера налога и полного его зачисления в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) имущества.
     
     Ставки налога могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется оно для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п. (п. 4 Инструкции N 54).
     
     Другим существенным моментом, установленным Федеральным законом N 168-ФЗ, явилось расширение перечня транспортных средств, подпадающих под действие налога на транспортные средства. Так, в объект налогообложения дополнительно включены парусные суда, водно-воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя, что также нашло отражение в п. 5 Инструкции N 54.
     
     Ставки налога на транспортные средства стали устанавливаться не только с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), но и с каждого пассажироместа, с каждой регистровой тонны валовой вместимости транспортного средства.
     
     Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от уплаты налогов на имущество физических лиц.
     
     Так, например, полностью от уплаты этих налогов освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, "чернобыльцы". От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, "афганцы", родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. В данную статью внесено дополнение, расширяющее категорию граждан, подлежащую освобождению от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. Данный налог не взимается с жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
     
     Пунктами 6 и 7 Инструкции N 54 конкретизирован порядок предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков по вышеуказанным налогам, а также процедурные вопросы их применения.
     
     Так, установлена обязанность физического лица, имеющего право на льготы, самостоятельно представлять в налоговый орган документы, подтверждающие такое право. В случае несвоевременного обращения физического лица за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов может производиться по его письменному заявлению не более чем за три года.
     
     В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогам, они освобождаются от уплаты налогов начиная с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате этого права - исчисление налогов производится с месяца, следующего за утратой этого права (п. 10 Инструкции N 54).
     
     Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" определен порядок налогообложения имущества, находящегося в общей долевой и общей совместной собственности.
     
     В частности, установлено, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле собственности в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц.
     
     Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, все собственники этого имущества несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Вместе с тем налогоплательщиком может стать одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
     
     Инструкцией N 54 конкретизирован законодательно установленный порядок исчисления и уплаты налога на строения, помещения, сооружения и налога на транспортные средства при возникновении права собственности, переходе права собственности и потере права собственности на указанное имущество в течение календарного года.
     
     Так, определен порядок налогообложения имущества, перешедшего по наследству, при переходе права собственности на имущество в отчетном году, новых строений, помещений и сооружений, а также приобретенных и уничтоженных строений, помещений и сооружений и транспортных средств
(п. 17-26 Инструкции N 54).
     
     В частности, определено, что при переходе права собственности на строения, помещения, сооружения в течение календарного года (путем купли-продажи, мены, дарения) налог на строения, помещения, сооружения исчисляется и предъявляется первому собственнику с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на это имущество, а каждому новому собственнику указанного имущества - соответственно с момента вступления в право собственности на имущество до его отчуждения.
     
     Учитывая законодательно определенную норму, что за строения, помещения и сооружения налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства, п. 19 Инструкции N 54 разъяснено, что моментом (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
     
     Кроме того, с учетом норм гражданского законодательства, Инструкцией N 54 (п. 20) определен порядок уплаты налога членами потребительских (жилищных, дачных, гаражных и др.) кооперативов. Указанные лица уплачивают налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
     
     В отличие от целого ряда других налогов, установленных законодательством Российской Федерации (например, НДС, налога на прибыль и др.) и исчисляемых непосредственно налогоплательщиками, Закон определил, что налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании необходимых сведений, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, главным управлением воздушной авиации, инспекциями речного и морского пароходства и другими организациями, и исходя из стоимость налогооблагаемого недвижимого имущества (строений, помещений и сооружений) по состоянию на 1 января отчетного года.
     
     Кроме того, законодательно установлен срок предоставления указанными органами необходимых для налоговых органов сведений для исчисления налогов (до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года) и их ответственность за непредставление в срок необходимых сведений, а также определено, что платежное извещение (налоговое уведомление) на уплату налога вручается налоговыми органами собственникам имущества до 1 августа, а уплата налога производится плательщиками в два срока - до 15 сентября и до 15 ноября отчетного года.
     
     Пунктом 28 Инструкции N 54 установлено, что форма налогового уведомления утверждается МНС России. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.
     
     Определен также механизм передачи налоговыми органами налогового уведомления налогоплательщикам. Так, указано на то, что налоговое уведомление передается налогоплательщику либо его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление должно быть направлено ему налоговыми органами заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления данного заказного письма.
     
     В случае неуплаты налогоплательщиком налога в законодательно установленные сроки Инструкцией N 54 определена обязанность налоговых органов направления налогоплательщику требования об уплате налога в форме письменного извещения, содержащего сведения о сумме задолженности, размере пени, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые могут быть применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
     
     Требование об уплате налога должно быть направлено налоговыми органами налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (п. 30 Инструкции N 54).
     
     Законом определено, что пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. За такой же период допускается исчисление налога для граждан, своевременно не привлеченных к уплате налога (п. 31 Инструкции N 54).
     
     В этих случаях суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, уплачиваются равными долями в остающиеся до конца года сроки, но так, чтобы на уплату соответствующей суммы приходилось не менее 30 дней, а суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за прошедшие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления налога (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты (или по желанию налогоплательщика в полной сумме в первый указанный срок).
     
     Аналогичные сроки уплаты налога Инструкцией N 54 установлены и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.
     
     Инструкцией N 54 конкретизирован порядок перерасчета и возврата излишне начисленных и уплаченных сумм налога, порядок их возврата и зачета, а также ответственность налогоплательщиков в случае неуплаты налога, в настоящее время регулируемые частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.