Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение ценных бумаг (ответы на вопросы)


Налогообложение ценных бумаг
(ответы на вопросы)


А.Б. Сидорова,

Г.А. Аксютина

     Что является основанием по уплате налога с дохода, полученного по государственным ценным бумагам, приобретенным на вторичном рынке?

     
     В п. 3 ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ) (далее - Закон РФ N 2116-1) и п. 6.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений (далее - Инструкция N 37), установлено, что налоги с доходов, полученных в виде процентов по государственным ценным бумагам, взимаются у источника выплаты этих доходов.
     
     Минфин России, как это следует из постановления Совета Министров - Правительства РФ от 08.02.1993 N 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", является лицом, на которое возложены обязанности по выплате дохода по государственным ценным бумагам.
     
     Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки, что исходит из п. 4 указанного выше постановления Совета Министров - Правительства РФ.
     
     В случае реализации государственных ценных бумаг на вторичном рынке доход образуется у каждого очередного их владельца в момент реализации этих ценных бумаг, что соответствует ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
     
     В целях обеспечения полного сбора налога с доходов по государственным ценным бумагам разработаны и доведены до пользователей указания Банка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 04.02.1997 N 408/10/ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", из которых следует:
     
     1. Доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на прибыль, но облагаются налогом на доход по ставке 15 %.
     
     2. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль валовая прибыль уменьшается на доходы, полученные в виде:
     
     - разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (балансовой) государственных краткосрочных бескупонных облигаций, которая признается доходом в соответствии с Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.02.1993 N 107, а также аналогичных облигаций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
     
     - части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по ОФЗ-ПК, ОГС3, ОВВЗ, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу.
     
     Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным в виде процентов по облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"), которые образуются у продавца ценной бумаги (владельца ценной бумаги) от операций с указанными ценными бумагами, включая переоценку, продажу, погашение, выплату доходов. Исчисление и уплата налога на доход в этом случае осуществляется продавцом (владельцем) ценной бумаги;
     
     - процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.
     
     3. Налог с доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления удерживается у источника возникновения этого дохода и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
     
     4. К государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, подпадающим под действие законодательства по налогу на государственные ценные бумаги, относятся следующие виды ценных бумаг:
     
     - выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Минфине России до 21 января 1997 года, размещение которого среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато до указанной даты. При этом не учитываются фактические результаты размещения ценных бумаг такого выпуска на дату до вступления в действие федерального закона;
     
     - выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Минфине России до 21 января 1997 года, условия эмиссии которого предполагают размещение ценных бумаг отдельными сериями, признается размещенным до вступления в действие Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" (в отношении серий с датой начала размещения в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска до 21 января 1997 года).
     
     Отдельные серии указанных выпусков, размещение которых в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, не считаются размещенными до вступления в действие Федерального закона.
     

     Какой существует порядок уплаты налога с доходов в виде части накопленного купонного дохода для первичных владельцев облигаций?

     
     Учитывая ст. 9 Закона РФ N 2116-1 и п. 6.2 Инструкции N 37, доходы, которые получены владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления в виде процентов, подлежат налогообложению по ставке 15 %, что соответствует п. 1 письма Банка России, Минфина России, Госналогслужбы России от 04.02.1997 N 408/10/ВЕ-6-05/103.
     
     Налогообложению подлежат доходы (проценты) в виде части накопленного купонного дохода по государственным ценным бумагам, рассчитанного в порядке, изложенном в соответствующих пунктах указанного выше письма Банка России, Минфина России, Госналогслужбы России.
     
     Выплата накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. Исчисление и уплата налога на доход в этом случае осуществляются продавцом (владельцем) ценной бумаги.
     
     В случае если ОФЗ-ФД получены первичными владельцами в результате новации от эмитента (Минфина России), а не в результате приобретения их на вторичном рынке, и при этом первичным владельцем не понесены затраты по уплате накопленного купонного дохода, то налогообложение осуществляется по ставке 15 % от всей суммы накопленного купонного дохода, исчисленной с даты выпуска облигаций (даты начала начисления дохода по очередному купону) до даты реализации облигаций или погашения купона (см. письмо МНС России от 23.09.1999 N ВГ-6-05/751).
     

     Какой действует порядок по исчислению налога на доходы в виде процентов по облигациям внешних облигационных займов Российской Федерации 1997-98 годов выпуска? Должны ли они учитываться при исчислении налога на пользователей автодорог и на содержание жилфонда?

     
     Постановлениями Правительства РФ от 23.01.1997 N 71 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" и от 14.03.1998 N 302 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1998 году" и указаниями Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1997 N 01-31/37, ВЕ-6-05/166 и от 17.03.1998 N 14н, АП-4-06/3н определен порядок налогообложения доходов, связанных с облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации.
     
     Обязательным требованием при налогообложении, связанным с облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации, является, как это указано в п. 4 Положения о вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации 1998 года, утвержденного Минфином России 17 марта 1998 года, то, что получателем процентов не могут быть резиденты Российской Федерации (кроме физических лиц), в какой бы форме (получение полного или частичного, прямого или опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по облигациям) ни происходило получение таких процентов.
     
     Иначе говоря, при совершении операций на вторичном рынке с указанными облигациями российские юридические лица для целей налогообложения не могут быть признаны получателями дохода в виде процента по облигациям Российской Федерации, размещенным в виде глобального сертификата иностранной клиринговой компании.
     
     В случае осуществления клиринговой компанией любых выплат в пользу российских юридических лиц, эти выплаты рассматриваются как доходы, полученные от источника, находящегося за пределами Российской Федерации, подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     В п. 9 и 10 письма Минфина России и Госналогслужбы России от 18.11.1996 N 1-35/105, ПВ-6-08/795 "О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного займа 1996 года" установлено, что с выручки, полученной при продаже или размещении облигаций иностранными юридическими лицами через постоянные представительства иностранных юридических лиц, расположенные на территории Российской Федерации, налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается иностранными юридическими лицами, постоянными представительствами иностранных юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с учетом дополнений и изменений).
     
     Если продажа или размещение облигаций производится иностранными юридическими лицами за пределами Российской Федерации, то они в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог.
     

     Согласно п. 1 "ч" ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" местные органы власти вправе устанавливать местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. База для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налога на пользователей автодорог единая - размер выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     

     Каков порядок расчета сумм невыплаченных процентов по старым ОФЗ, включаемых в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, подлежащих исключению для целей налогообложения?

     
     В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.1998 N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" и Основными условиями осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 года путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств Минфином России и Банком России утверждено Положение от 21.12.1998 N 258, 375-Т "О Порядке осуществления новаций по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 года путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств", согласно которому определено следующее:
     
     1. В период с 15 по 26 декабря 1998 года должна быть осуществлена добровольная замена государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ГКО-ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года.
     
     2. Замена указанных ценных бумаг происходит согласно порядку, установленному в п. 2-7 указанного выше Порядка осуществления новаций.
     
     3. Денежные средства владельцев заменяемых облигаций, выплата которых предусмотрена п. 2, 5 и 6 Основных условий осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям, а также остаток денежных средств, который не может быть инвестирован в ОФЗ-ПД, пакет из 12 выпусков ОФЗ-ФД и пакет из 2 выпусков ГКО, будут перечислены на счета дилеров, в субдепозитариях которых находятся заменяемые облигации.
     
     4. Расчетные цены выпусков ГКО-ОФЗ установлены на 19 августа 1998 года и сообщены в приложении 9 к Порядку осуществления новации Минфина России и Банка России от 21.12.1998 N 258, 375-Т.
     
     Расчет цен осуществляется по следующей формуле дисконтирования:
     

Ng = N (1 + i)t/365,

     
     где Ng - дисконтированный номинал (соответственно купона или облигации);
     
          i      -     доходность (исходя из 50 % годовых);
     
          t     -     срок в днях от 19.08.1998 до даты погашения (купона или облигации).
     

Пример расчета суммы дисконтированных купонов по ОФЗ в разрезе выпусков, включенной в расчетную цену выпусков ОФЗ на 19 августа 1998 года

ДАТА

19.08.9

Ст-ть из 50 %

КУПОНЫ

Суммарн. ст-ть из 50%

Выпуск

Дата погаш.


 

А

В

С


 

  
 

  
 


 

Купон, руб.

Дата выплат.

Ст-ть из 50 %

Купон, руб.

Дата выплат.

Ст-ть из 50 %

Купон, руб.

Дата выплат.

Ст-ть из 50%

  
 

24009

21.10.98

932.41

220.69

21.10.98

205.77

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

1138.18

24011

31.03.99

779.71

127.00

30.09.98

121.21

325.41

31.03.99

253.73

  
 

  
 

  
 

1154.65

24012

28.04.99

755.83

151.18

28.10.98

139.87

325.41

28.04.99

245.95

  
 

  
 

  
 

1141.66

24013

26.05.99

732.68

186.34

25.11.98

167.12

325.41

26.05.99

238.42

  
 

  
 

  
 

1138.23

24014

16.06.99

715.79

232.66

16.12.98

203.85

325.41

16.06.99

232.92

  
 

  
 

  
 

1152.56

24015

14.07.99

693.87

483.42

13.01.99

410.59

249.32

14.07.99

173.00

  
 

  
 

  
 

1277.45

24016

21.07.99

688.49

492.40

20.01.99

414.98

249.32

21.07.99

171.66

  
 

  
 

  
 

1275.12

24017

04.08.99

677.87

325.41

03.02.99

270.01

249.32

04.08.99

169.01

  
 

  
 

  
 

1116.89

25001

06.06.99

723.78

200.00

06.06.99

144.76

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

868.54

25015

10.06.99

720.58

200.00

10.06.99

144.12

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

864.69

25017

01.09.99

657.11

70.00

02.09.98

68.92

70.00

03.03.99

56.30

70.00

01.09.99

46.00

828.33

25019

13.10.99

627.15

59.84

14.10.98

56.23

59.84

14.04.99

45.94

59.84

13.10.99

37.53

766.85


     При расчете сумм невыплаченных процентов по старым ОФЗ, подлежащих для целей налогообложения исключению из цены погашения, следует исчислить разницу между итоговой суммой продисконтированных купонов и суммой накопленного купонного дохода, уплаченного по старым ОФЗ. Полученная разница удельным весом должна быть распределена по видам ценных бумаг в новом портфеле в расчете на одну бумагу.
     

     По какой ставке необходимо облагать доходы, полученные по операциям с облигациями Банка России?

     
     Согласно ст. 9 Закона РФ N 2116-1 и п. 6.2 Инструкции N 37 налогообложение по ставке 15 % осуществляется от доходов в виде:
     
     дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента;
     
     процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
     
     доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.
     
     Указанный порядок не распространяется на доходы в виде процентов, полученных по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, эмитированным до 21 января 1997 года.
     
     Не включаются в облагаемую базу по налогу на доход проценты, полученные в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ), а также часть дохода в виде разницы между ценой погашения и ценой приобретения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги.
     
     Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени:
     
     - Российской Федерации;
     
     - субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
     
     Банком России утверждено положение от 28.08.1998 N 52-П "О порядке эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)", согласно которому эмитентом облигаций является Банк России. Владельцами облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть кредитные организации.
     
     Несмотря на то, что эмиссия облигаций осуществляется аналогично государственным ценным бумагам, каждый выпуск имеет регистрационный номер, учет отдельных облигаций каждого выпуска осуществляется на счетах "депо" владельцев облигаций в депозитариях и т.д., то есть все соответствует государственным ценным бумагам, но облигации Банка России не могут быть отнесены к государственным ценным бумагам, и налогообложение доходов, полученных от операций по их купле-продаже, производится в общеустановленном порядке.
     

     В п. 7 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определяется порядок применения льгот, согласно которому налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д", "е") и п. 5 настоящей статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога более чем на 50 %.
     
     Просим разъяснить, имеет ли право первичный участник рынка ценных бумаг принимать в погашение убытка, образовавшегося от реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в полном объеме или же необходимо учитывать, что данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога более чем на 50 %.

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" (далее - Закон РФ N 62-ФЗ) первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Убытки, упомянутые в последнем абзаце п. 5 ст. 6 "Льготы по налогу" Закона РФ N 2116_1, не участвуют в расчете налоговых льгот, определяемых порядком, установленным п. 7 ст. 6 названного Закона.
     
     Таким образом, первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг за 1999 год, вправе погасить его в полном объеме, но в пределах доходов, полученных в течение отчетного 1999 года от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Убытки, не перекрытые доходами по ценным бумагам на конец отчетного года, не уменьшают налогооблагаемую базу.
     

     Согласно п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 определено, что убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг (введено Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ).
     
     При применении указанной нормы Закона возникли следующие вопросы:
     
     Что относится к понятию "данной категории ценных бумаг"? Следует ли понимать под "данной категорией ценных бумаг" операции в целом с любыми видами ценных бумаг, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг?
     
     Или под "данной категорией ценных бумаг" следует понимать операции с определенным видом ценных бумаг, например, в целом с векселями, независимо от того являются они товарными или финансовыми, а также независимо от того, кем они эмитированы?
     
     Или же в норме Закона заложены иные принципы определения понятия "данной категории ценных бумаг"?

     
     Порядок применения Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" разъяснен в сопроводительном письме МНС России от 23.09.2000 N ВГ-6-05/751 к изменениям N 5 к Инструкции N 37.
     
     В соответствии с указанным письмом ценные бумаги, не имеющие рыночной котировки или не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, в целях налогообложения подразделяются на:
     
     - акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
     
     - процентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
     
     - беспроцентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
     
     - векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
     

     Просим дать разъяснение по специфике налогообложения операций с купонными облигациями городских облигационных займов Москвы в случае, если облигации приобретаются и продаются по ценам ниже, чем номинал (1000 руб.) плюс накопленный купонный доход на дату совершения операций купли-продажи облигаций.

     
     Налогообложение прибыли (убытка) от реализации ценных бумаг производится по п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и по п. 2.4 Инструкции N 37.
          
     Порядок налогообложения доходов, полученных по купонным государственным ценным бумагам и аналогичным облигациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых предусмотрена выплата накопленного дохода, определен подпунктом "б" п. 2 совместного письма Банка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 04.02.1997 N 408/10/ БЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" при совершении операций с государственными ценными бумагами" (по заключению Минюста России от 22.04.1997 N 07-02-150-97 в государственной регистрации не нуждается). Исчисление и уплата налога по данному доходу осуществляются продавцом (владельцем) ценной бумаги.
     
     Накопленный купонный доход рассчитывается пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, включенного в цену сделки.
     
     При обращении облигаций по ставке 15 % облагается часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемая как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении.
     

     Просим дать разъяснение по исчислению налогооблагаемой базы при гашении государственных ценных бумаг, полученных в результате новации.
     
     Согласно Федеральному закону N 62-ФЗ "...оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество…".
     
     При расчете налогооблагаемой базы получается, что обложению подлежат ценные бумаги, имеющие наибольший удельный вес по сумме в новом портфеле ценных бумаг и большую стоимость за одну ценную бумагу, а ценные бумаги номиналом 10 руб., занимающие по количеству больший удельный вес, уменьшают облагаемую базу.
     
     Можно ли при определении оплаченной стоимости одной ценной бумаги учитывать удельный вес?
     

     Разъяснение, каким образом определяется оплаченная стоимость одной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), дано в сопроводительном письме МНС России от 23.09.2000 N ВГ-6-05/751 к изменениям N 5 к Инструкции N 37. В соответствии с ним под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате новации, понимается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение старых обязательств (ГКО и ОФЗ), погашаемых в результате новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при новации. Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате новации, определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на количество бумаг по их видам, включая погашенные 24.03.1999 ГКО выпуска N 21132 RFMS.
     

     Согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предприятие (ООО) работает по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.
     
     Предприятие на свои средства приобретает в банке векселя для расчета с поставщиками и подрядчиками. За выполненные строительно-монтажные работы (СМР), отгруженные товарно-материальные ценности (ТМЦ) заказчики и покупатели также рассчитываются финансовыми векселями.
     
     С суммы полученных за СМР и ТМЦ предприятие исчисляет и перечисляет единый налог с выручки в размере 10 %.
     
     Далее эти векселя (и полученные в уплату за СМР и ТНЦ, и приобретенные на собственные средства в банке) организация передает в уплату по своим долгам (в ГНИ - налоги, поставщикам - за поставленные материалы, топливо, подрядчикам - за оказанные услуги, арендодателю - за аренду нежилого и производственного помещений и т. д.).
     
     Нужно ли рассматривать передачу финансовых векселей в уплату по своим долгам как реализацию векселей и соответственно исчислять с сумм переданных векселей единый налог с выручки (ведь выручки в данной ситуации нет)?

     
     При отражении в бухгалтерском учете операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги, следует руководствоваться указаниями Минфина России от 31.10.1994 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (с дополнениями от 16.07.1996 N 62), которые разработаны и действуют во исполнение постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения".
     
     Иными словами, указанный порядок применяется, когда вексель выступает как обязательство векселедателя (покупателя) уплатить определенную сумму за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) поставщику через определенный срок (векселедателем является покупатель). Моментом определения выручки предприятием считается дата погашения векселя или передача указанного векселя третьим лицам.
     
     В случае если вексель используется как расчетное средство (производятся расчеты между предприятиями с использованием ценных бумаг), момент определения выручки для целе