Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исчисление НДС и применение льготного налогового режима в сфере здравоохранения


Исчисление НДС и применение льготного налогового режима в сфере здравоохранения*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000 , № 2. C. 48.

     

Е.Л. Оленичева

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ N 1992-1) при осуществлении предприятиями (организациями) посреднических услуг доход, полученный в виде надбавок, вознаграждений и сборов, является объектом налогообложения. В связи с этим услуги по организации медицинской помощи и медицинскому менеджменту (включая медико-технический и научно-организационный менеджмент, а также менеджмент в медико-образовательной деятельности) облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Согласно ст. 3 Закона РФ N 1992-1 реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации облагается НДС. В таком налоговом режиме осуществляется налогообложение медико-технической деятельности, маркетинговых услуг, вспомогательной учебной медицинской деятельности.
     
     Реализация медицинской продукции освобождается от НДС на основании подпункта "у" п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона РФ.
     
     Порядок предоставления льготного налогового режима при реализации лекарственных средств, протезно-ортопедических изделий и изделий медицинского назначения, а также медтехники предусмотрен подпунктом "у" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) и нормативным письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" (зарегистрировано в Минюсте России 07.05.1996, регистрационный N 1081). Данное письмо введено в действие с момента его официальной публикации в "Российских вестях" N 113 от 20.06.1996.
     
     Применение указанного льготного налогового режима связано с осуществлением лицензирования (на основании ст. 17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") производства, хранения и распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения; производства, распространения, в том числе предоставления в пользование, медицинской техники и ее технического обслуживания; фармацевтической деятельности и деятельности по оказанию протезно-орпотедической помощи.
     
     Таким образом, от НДС освобождаются реализуемые на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданных соответствующих лицензий лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, которые в соответствии с Положением о порядке получения разрешения (лицензии) на промышленное производство и реализацию производителями лекарственных средств, утвержденным Минздравмедпромом России 03.03.1994, допущены к производству и реализации на территории Российской Федерации, разрешены к медицинскому применению Минздравом России, имеют фармакопейную статью и прошли регистрацию в Минздраве России:
     
     зарубежного производства, перечисленные в главах 1 (лекарственные препараты и субстанции зарубежных стран), 2 (поливитамины), 5 (лечебно-диагностические средства, используемые invivo, изотопные, диагностические и рентгеноконтрастные средства), 6 (лечебно-профилактические дезинфицирующие и инсектицидные средства, за исключением репеллентов) части 1 Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 год, с учетом последующих изменений и дополнений);
     
     лекарственные средства отечественного производства, перечисленные в главах 1 (лекарственные препараты и субстанции), 2 (лекарственные растения), 3 (медицинские иммунобиологические препараты), 4 (лечебно-диагностические средства, используемые invivo, изотопные и рентгеноконтрастные средства), 5 (образцы и субстанции лекарственных препаратов), 6 (лечебно-профилактические дезинфицирующие, инсектицидные, дератизирующие средства, за исключением репеллентов) и 7 (вспомогательные вещества) части 2 этого Реестра.
     
     От НДС не освобождаются лекарственные средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств, а только перечисленные в Общероссийских классификаторах продукции (ОК 005_93) и видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93).
     
     Кроме того, от НДС не освобождаются перечисленные в главах 2-4, 6 части 1 и главе 6 части 2 вышеуказанного Государственного реестра лекарственных средств репелленты и лечебно-профилактические:
     
     пищевые добавки;
     
     средства питания;
     
     косметические и стоматологические средства.
     
     При использовании последующих изменений и дополнений к Государственному реестру лекарственных средств издания 1995 года следует иметь в виду, что лекарственные средства, включенные в последующие издания Государственного реестра лекарственных средств, структура которых является отличной от реестра, изданного в 1995 году, освобождаются от НДС. Однако средства энтерального питания, детское, лечебно-профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей, биологически активные добавки к пище; парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты; другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности; подгузники детские; репелленты; ветеринарная продукция не подлежат освобождению от НДС вне зависимости от того, в какую главу Государственного реестра лекарственных средств, переизданного после 1995 года, эта продукция включена.
     
     К освобождаемым от НДС изделиям медицинского назначения отечественного производства, реализуемым предприятиями (организациями) любой формы собственности при наличии выданной в установленном порядке лицензии, относятся включенные в группы 93 8000 "Препараты биологические", 93 9000 "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" (в том числе горчичники, код ОКП 93 6275) раздела 93 0000 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения", а также продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.1996 N 478 "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейший лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению" (с изменениями и дополнениями) к изделиям медицинского назначения относятся изделия, перечисленные в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), под следующими кодовыми обозначениями:
     
     аптечки, в том числе индивидуальные, первой помощи, универсальные, матери и ребенка (939812); бандажи различные, в том числе до- и послеоперационные (939690); бинты, тампоны хирургические, салфетки, средства перевязочные из нетканых материалов для ожоговых и других поражений (815820); вата медицинская гигроскопическая (819510); вата медицинская компрессная (819520); грелки и пузыри для льда (253720); жгуты кровоостанавливающие (254500); изделия медицинские, в том числе бинты медицинские эластичные, гипсовые, фиксирующие повязки (846000); калоприемники, мочеприемники (254520); клеенка подкладная и компрессная (254500); средства предохранения, в том числе презервативы, контрацептивы внутриматочные, барьерные (251566); кружки Эсмарха (253700); марля медицинская (819140); материалы стоматологические (939100); материалы хирургические, средства перевязочные специальные (939300); наборы реагентов и устройств для определения содержания глюкозы в моче и крови, экспресс-определения ранних сроков беременности, в том числе в домашних условиях (939816); перчатки хирургические (251464); перчатки анатомические (251565); подкладные круги, подкладные судна (254522); предметы ухода за больными из медицинского стекла, в том числе ванночки глазные и пипетки (946410); пробки, крышки, колпачки для укупорки лекарственных средств и препаратов (946720); соски-пустышки (251467); соски молочные (251468); чулки и получулки эластичные медицинские (843870); ампулы стеклянные для лекарственных средств (946200); флаконы и пробирки из медицинского стекла, в том числе бутылки для детского питания (946100); инструменты медицинские, в том числе наборы инструментов, ножницы медицинские, пинцеты медицинские, скарификаторы, сшивающие аппараты, в том числе для детей и новорожденных, шпатели, зеркала (943000); линзы для коррекции зрения (948000); пипеточные дозаторы пластмассовые для аптек и лабораторий (945240); аптекарская посуда (946001); сосуды из медицинского стекла (946430); стерилизаторы, кипятильники (945120); термометры медицинские и ванные (944120); тонометры для измерения давления в органах человека, в том числе внутриглазного давления (944130); трубки стеклянные, дрот медицинский (946300); устройства для взятия и переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры полимерные для крови и ее компонентов (944477); устройства для диагностики состояния органов зрения, в том числе офтальмоскопы (944240); шприцы медицинские, в том числе инсулиновые, и иглы к ним (943280).
     
     Кроме того, под перечень освобождаемых от НДС изделий медицинского назначения, перечисленных в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), в том числе подпадают: изделия медицинского назначения разового пользования (54 6358), бумага и изделия медицинского назначения разового пользования (54 6350), пакеты гигиенические женские (54 6357);
     
     из раздела 81 0000 "Продукция текстильной промышленности": изделия медицинские, в том числе нити хирургические, изделия медицинские штучные и метражные, повязки (81 5800), бинты, тампоны хирургические, салфетки, средства перевязочные из нетканых материалов для ожоговых и других поражений (81 5820);
     
     из раздела 84 0000 "Продукция трикотажной промышленности": чулки и получулки эластичные медицинские (84 3870), изделия медицинские, в том числе белье, одежда, бинты медицинские эластичные, гипсовые, фиксирующие повязки (84 6000).
     
     От НДС не освобождаются изделия, перечисленные в классификаторе ОК 005-93 (ОКП), в том числе в подгруппах, включающих изделия медицинские прочие: средства энтерального питания, детское, лечебно-профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей, биологически активные добавки к пище; парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты; другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности; подгузники детские; репелленты; продукция ветеринарного назначения (к продукции ветеринарного назначения относятся корма, кормовые добавки для животных, зоогигиенические средства, атрибуты зооветеринарного назначения и другая продукция, производимая и реализуемая на основании выданных лицензий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации"), бытовые дезинфицирующие, инсектицидные, дератизирующие средства.
     
     К освобождаемой от НДС медицинской технике отечественного производства, реализуемой предприятиями (организациями) любой формы собственности при наличии выданной в установленном порядке лицензии, относится продукция, включенная в группу 94 0000 "Медицинская техника", в том числе оправы очковые медицинские 94 4260 "Очки" и 94 4265 "Оправы очковые" отраслевого классификатора А-ОКП, действующего в системе бывшего Минздравмедпрома России; гидромассажные ванны (94 4446 "Устройства для механического, гидравлического и пневмонического массажа"); водофильтрационные фильтры (94 5242 "Оборудование лабораторное и аптечное для разделения и фильтрования"); бутылки для детского питания (94 6100), а также продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), в частности в разделе 49 0000 "Санитарно-техническое оборудование" - ванны медицинские (49 7110).
     
     Вместе с тем на основании подпункта "у" п. 12 Инструкции N 39 от НДС не освобождаются комплектующие изделия, запасные части, ремонт, монтаж медицинской техники и медицинского оборудования. Наряду с этим НДС облагается реализация технологического оборудования для производства медицинской продукции, тара и упаковочные материалы для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, услуги по предоставлению в аренду медицинской продукции, а также в лизинг этой продукции.
     
     Действие данной льготы распространяется на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинскую технику при их реализации на внутреннем российском рынке вне зависимости от страны происхождения данных товаров.
     
     Поэтому к освобождаемым от НДС изделиям медицинского назначения и медицинской техники зарубежного производства относятся изделия медицинского назначения и медицинская техника по перечню, предусмотренному для отечественных изделий медицинского назначения и медицинской техники, изложенному выше, при наличии у российских предприятий регистрационных удостоверений (или копий этих удостоверений), выданных Минздравом России (а также бывшим Минздравмедпромом России).
     
     НДС не облагаются реализуемые на территории Российской Федерации предприятиями (организациями) всех форм собственности протезно-ортопедические изделия, включая изделия-полуфабрикаты отечественного производства, перечисленные в группах 93 9000 "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" и 94 0000 "Медицинская техника", обувь ортопедическая, изготовляемая по индивидуальным заказам на ортопедических колодках, указанные в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП).
     
     Данный порядок освобождения от НДС распространяется на реализацию на территории Российской Федерации протезно-ортопедических изделий зарубежного производства по перечню, предусмотренному для отечественных протезно-ортопедических изделий, при наличии у предприятий (организаций) письменных подтверждений бывшего Минсоцзащиты населения России о соответствии кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) кодам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) на каждый конкретный вид данной продукции.
     
     При этом в соответствии с подпунктом "щ" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 при ввозе на территорию Российской Федерации под режим льготного налогообложения в момент таможенного оформления подпадают также протезно-ортопедические изделия, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехника.
     

     В момент таможенного оформления от НДС освобождаются ввозимые на территорию Российской Федерации сырье и комплектующие изделия для производства протезно-ортопедических изделий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники.
     
     Льготирование ввозимых на таможенную территорию протезно-ортопедических изделий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники, сырья и комплектующих изделий для их производства осуществляется в соответствии с порядком и по перечню, предусмотренными инструкцией ГТК России и Госналогслужбы России, принятой на основании приказа ГТК России от 06.08.1997 N 478 "О применении налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации".
     
     На основании постановления Правительства РФ от 15.04.1996 N 474 "Об утверждении Положения о лицензировании производства протезно-ортопедических изделий и оказании протезно-ортопедической помощи" лицензированию подлежит производство протезно-ортопедических изделий, осуществляемое юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, включающее следующие виды работ:
     
     производство протезов верхних и нижних конечностей различных конструкций, протезов-подставок, подколенников, кожаных сидений, кожаных брюк с подошвами;
     
     производство протезов различных конструкций;
     
     производство сложной и малосложной ортопедической обуви, обуви на аппараты и протезы, колодок ортопедических, вкладных ортопедических корригирующих приспособлений (стелек, полустелек и других);
     
     производство экзопротезов грудных желез;
     
     производство бандажных изделий ортопедического назначения, косметических оболочек на протезы, перчаток на протезы рук, чехлов на культи конечностей;
     
     производство костылей, тростей для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
     
     производство полуфабрикатов, комплектующих для протезно-ортопедических изделий;
     
     диагностика состояния опорно-двигательного аппарата лиц, нуждающихся в протезировании или ортезировании, назначение соответствующих протезно-ортопедических изделий, их примерка, подгонка, обучение пользованию ими, последующее наблюдение за протезируемыми или ортезируемыми;
     
     диагностика состояния опорно-двигательного аппарата лиц, назначение сложной или малосложной ортопедической обуви, вкладных корригирующих приспособлений, назначение соответствующих видов ортопедической обуви и корригирующих приспособлений, их примерка, подгонка и рекомендации по пользованию ими;
     

     диагностика состояния опорно-двигательного аппарата и других функциональных систем организма лиц, нуждающихся в бандажных изделиях, назначение и подгонка бандажных изделий, рекомендации по пользованию ими;
     
     проведение лечебных и оздоровительных мероприятий (исключая хирургические методы и специальное медикаментозное лечение) лицам, нуждающимся в протезировании, ортезировании, ортопедической обуви, корригирующих приспособлениях;
     
     протезирование в стационарах (пансионатах) при протезно-ортопедических предприятиях, организациях, если эти стационары (пансионаты) не подлежат лицензированию в качестве организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
     
     Указанный порядок освобождения от НДС действует начиная со стадии реализации данной медицинской продукции производителем-собственником до окончательной реализации этой продукции населению независимо от источника и формы оплаты. Таким образом, услуги торгово-закупочных и посреднических организаций по реализации вышеназванных изделий, включая изделия зарубежного производства, НДС не облагаются.
     
     Не освобождаются от НДС согласно действующему порядку работы (услуги) по производству лекарственных средств (за исключением внутриаптечного изготовления лекарственных форм из собственного материала), изделий медицинского назначения (за исключением очковой оптики, линз и оправ для очков, кроме солнцезащитных), протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, выполняемых из материала заказчика.
     
     При реализации на территории Российской Федерации технических средств, включая автомототранспорт, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, НДС в соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 не взимается. Под указанный льготный налоговый режим подпадают технические средства, включая автомототранспорт, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, по перечню, приведенному в приложении N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), а именно:
     
     1. Тележки различного назначения для обслуживания инвалидов и престарелых в домах-интернатах и на дому (для белья, раздачи пищи, сбора посуды и т.д.).
     

     2. Тележки-каталки всех видов для транспортировки лежачих больных.
     
     3. Приспособления для обслуживания тяжелых больных (подъемники, умывальники передвижные, кровати функциональные, матрацы противопролежные и т.д.).
     
     4. Ходунки различных модификаций, опоры для передвижения и опорные приспособления (костыли, трости, поручни и т.п.).
     
     5. Бытовые приспособления, используемые инвалидами для одевания одежды, обуви, открывания дверей, пользования ключами и т.д., а также для самообслуживания на кухне (для чистки и резки продуктов).
     
     6. Специализированные тренажеры, тредмилы и велоэргометры, используемые для реабилитации инвалидов.
     
     7. Прогулочные (дорожные) и комнатные вело- и кресла-коляски для инвалидов.
     
     8. Мотоколяски для инвалидов.
     
     9. Автомобили с ручным управлением для инвалидов.
     
     10. Протезно-ортопедические изделия.
     
     11. Полуфабрикаты к протезно-ортопедическим изделиям, нестандартное оборудование и инструмент для специализированных протезно-ортопедических предприятий и организаций.
     
     12. Слуховые аппараты и сопутствующие изделия для их эксплуатации (ушные вкладыши, элементы питания, зарядные устройства, адаптеры для подключения к бытовой аппаратуре и учебному оборудованию и т.п.).
     
     13. Будильники для глухих, световые и вибрационные сигнализаторы звуковых сигналов (входных и телефонных звонков, плача ребенка, сигналов опасности и т.д.).
     
     14. Телефонные аппараты для тугоухих и глухих (аппараты с усилителями, с "бегущей строкой", "телеавтографы", телефонные усилительные насадки и т.п.).
     
     15. Декодеры "телетекста" для приема телевизионных передач со скрытыми субтитрами для глухих.
     
     16. Кино- и видеофильмы с субтитрами для глухих.
     
     17. Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования для обучения глухих и слабослышащих.
     
     18. Слухоречевые тренажеры для глухих и слабо-слышащих.
     
     19. Приборы "видимой речи" и другие индикаторы звуков речи для глухих.
     
     20. Вибротактильные устройства для глухих.
     

     21. Специальные телескопические и микроскопические очки для коррекции слабовидения и средства для их подбора.
     
     22. Технические средства реабилитации, выпускаемые для школ слепых и слабовидящих (учебная тифлотехника).
     
     23. Технические средства для ориентирования незрячих в пространстве.
     
     24. Приборы и грифели для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
     
     25. Технические средства реабилитации слепо-глухих.
     
     26. Игры для незрячих.
     
     27. Технические средства, применяемые незрячими в быту.
     
     28. Электронно-оптические технические средства для корректировки слабовидения.
     
     29. Технические средства, позволяющие незрячим работать на ПЭВМ.
     
     30. Технические средства для записи и воспроизведения "говорящих книг" для незрячих, "говорящая книга", записанная на катушке или компакт-кассете.
     
     31. Литература, издаваемая рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также с укрупненным шрифтом (для лиц с ослабленным зрением).
     
     32. Зонды логопедические.
     
     33. Специализированные приспособления для оборудования рабочих мест инвалидов.
     
     34. Лечебно-профилактические комплексы "Галокамера", "Галокабинет", "Аэрофитокабинет", аэрофитоустановки и галогенераторы.
     
     35. Ингалятории и ингаляторы различных видов и типов.
     
     36. Дыхательные вибраторы.
     
     37. Тренажеры легких.
     
     38. Линзы очковые.
     
     39. Протезы клапанов сердца и комплектующие к ним.
     
     40. Бронежилеты, бронешлемы, бронекомплекты по разминированию, защитные костюмы, фартуки и накидки от ионизирующих излучений, поставляемые по государственным заказам для оснащения личного состава Минобороны, МВД и других государственных организаций и учреждений России.
     
     41. Глазные протезы.
     
     Технические средства, включая автомототранспорт, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, в момент таможенного оформления в соответствии с подпунктом "щ" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 при ввозе на территорию Российской Федерации освобождаются от этого налога при дальнейшей реализации на территории Российской Федерации в случае использования исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают размеры скидок к ценам поставщика, выигравшего конкурс, со свободных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые населению по рецептам врачей лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями и организациями аптечной сети; обеспечивают оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; устанавливают для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства к ценам поставщика-импортера; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу на конкурсной основе в порядке, предусмотренном Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
     

     При осуществлении протезно-ортопедической деятельности производится государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.05.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с учетом изменений и дополнений).     
 

Прочая реализация услуг (товаров)

     
     Не относятся к числу освобождаемых от НДС следующие услуги медицинских организаций (учреждений):
     
     сдача в аренду имущества (как медицинскими организациями (учреждениями), так и этим организациям (учреждениям);
     
     получение медицинскими организациями (учреждениями) любых денежных средств, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не перечисленных в п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, в частности получение спонсорских средств, являющихся платой за рекламу (или связанных с каким-либо иным обязательством по их отработке), так как на основании ст. 19 главы II Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый - как рекламодатель и рекламораспространитель;
     
     оказание финансовой помощи в виде безвозмездной передачи основных средств, товарно-материальных ценностей (налогообложение которых осуществляется на балансе стороны передающей);
     
     реализация имущества;
     
     безвозмездная передача имущества (за исключением безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества с баланса одного государственного или муниципального учреждения (организации) на баланс другого государственного или муниципального учреждения (организации) по решению органов государственной власти и местного самоуправления (включая соответствующие комитеты по имуществу) без изменения государственной или муниципальной собственности на это имущество).
     
     Налогообложение при реализации этими учреждениями (организациями) основных средств (за исключением случаев, предусмотренных в подпункте "д" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1) производится в общеустановленном порядке (предусмотренном в разделе ХV Инструкции N 39).
     
     Исчисление НДС, подлежащего взносу в бюджет, при реализации основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость (в частности до 1992 года), реализуемых по рыночным ценам, в соответствии с подпунктом "а" п. 50 Инструкции N 39 (с учетом изменений и дополнений) производится с полной стоимости их реализации. Данный порядок исчисления НДС применяется и при реализации безвозмездно полученных основных средств, так как при безвозмездном получении основных средств НДС поставщику (организации, предприятию, безвозмездно передавшему со своего баланса эти основные средства) не уплачивается.
     

     При реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования с учетом НДС и отраженных в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на их приобретение, облагаемый НДС оборот определяется в виде разницы между ценами продажи и приобретения, включающими этот налог. Исчисление налога производится с указанной разницы по ставке 16,67 %.
     
     Такой же порядок исчисления НДС применяется при реализации основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников для хозяйственных нужд в непроизводственных целях, по которым сумма НДС, уплаченного при приобретении этих основных средств, из бюджета не возмещалась, а уплачивалась за счет соответствующих источников финансирования.
     
     При реализации бывших в употреблении основных средств, приобретенных с НДС для осуществления облагаемой НДС хозяйственной деятельности (по которым сумма входного налога полностью возмещена из бюджета после их оплаты и оприходования), по рыночным ценам исчисление НДС, подлежащего перечислению в бюджет, производится на основании п. 50 Инструкции N 39 по ставке 20 % к цене их реализации.
     
     Безвозмездная передача имущества государственных учреждений не облагается НДС при условии, что данное государственное имущество безвозмездно передано государственной организации (предприятию, учреждению) в хозяйственное ведение или оперативное управление на основании решения органов государственной власти (а также соответствующих комитетов по управлению имуществом) и право государственной собственности и собственника на это государственное имущество не изменено.
     
     Иная безвозмездная передача имущества подлежит обложению НДС в общеустановленном действующим налоговым законодательством порядке.
     

Сдача в аренду и субаренду имущества (в том числе недвижимого)

     
     Законом РФ N 1992-1 не предусмотрено освобождение от уплаты НДС услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" п. 1 ст. 5 этого Закона.
     
     Поэтому при сдаче в аренду объектов недвижимости и других основных фондов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке в размере 20 %.
     
     Механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет, которая отражена в нормативном письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143, ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы". Данным письмом предусмотрено, что арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором на соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор также должен перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20 %), предусмотренную договорами аренды между арендодателем (комитетом) и арендатором.
     
     Если договоры на аренду имущества заключаются с медицинскими учреждениями (организациями) и арендная плата перечисляется этим учреждениям (организациям), плательщиками НДС в бюджет в соответствии со ст. 2 и 3 Закона РФ N 1992-1 являются арендодатели имущества - медицинские учреждения (организации).
     
     По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя, например, библиотеки), пользуясь порядком, приведенным в нормативном письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143, ЮУ-4-15/194н, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества.
     
     Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 24.06.1999 N 689 "Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования" предусматривается, что арендная плата за пользование закрепленным за организациями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета", по месту нахождения организаций с указанием следующих кодов доходов: группа 2000000 "Неналоговые доходы", подгруппа 2010000 "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности", статья 2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности", подстатья 2010207 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения".
     
     При сдаче в аренду объектов недвижимости, закрепленных за учреждениями здравоохранения, находящимися в федеральной собственности, сумма арендной платы, определяемая в договорах аренды между арендодателем (соответствующим комитетом и реальным балансодержателем) и арендатором, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Поэтому он (арендатор) также должен перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке 20 %), предусмотренную вышеуказанным договором аренды.
     
     Такой порядок налогообложения предусмотрен письмом Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
     
     Таким образом, на балансе арендодателя (балансодержателя предоставленного в аренду федерального имущества) операция по дополнительному финансированию учитывается по соответствующим счетам бухгалтерского учета и обложению НДС не подлежит.
     
     В соответствии с Законом РФ N 1992-1 услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению НДС на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду этого имущества.
     
     Если учреждения (организации) здравоохранения осуществляют несколько видов деятельности, как облагаемых, так и освобождаемых от этого налога, то в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 право на получение льгот, предусмотренных подпунктом "н" или другими подпунктами п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона, возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
     
     Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании приказа Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия“ ПБУ 1/98", а также отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др.
     
     Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.
     
     Таким образом, медицинские организации, осуществляющие облагаемую НДС и не облагаемую этим налогом деятельность, должны вести раздельный учет выручки, полученной от оказания платных медицинских услуг, реализации льготируемой медицинской продукции и продукции (услуг), облагаемой НДС, и затрат, связанных с оказанием и реализацией вышеуказанных услуг и продукции.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (с учетом изменений и дополнений) и постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) с 1 января 1997 года для всех плательщиков НДС при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг (как облагаемых НДС, так и освобождаемых от него) обязательными являются составление счетов-фактур и ведение книги продаж, книги покупок и журналов учета выдаваемых и получаемых счетов-фактур. Поэтому при оформлении счетов-фактур предприятиями, осуществляющими производство и реализацию продукции, оказание различных видов услуг, следует строго руководствоваться вышеуказанными нормативными документами.
     
     Организациями, оказывающими платные услуги без использования контрольно-кассовых машин в случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается применение действующих бланков строгой отчетности взамен счетов-фактур с последующим отражением в книге продаж у поставщика (производителя) работ, услуг.
     
     При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых НДС, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм НДС. На них делается надпись или ставится штамп "Без НДС".
     
     Статьей 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за отсутствие счетов-фактур (при отсутствии признаков налогового правонарушения) в течение одного налогового периода предусмотрено взыскание штрафа в размере 5000 руб., а в течение более одного налогового периода - в размере 15 000 руб. Данные санкции применяются с момента введения в действие данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных поправок).