Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О платежах в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов (ответы на вопросы)


О платежах в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов
(ответы на вопросы)

     

А.И. Новиков,
государственный советник налоговой службы III ранга

     Согласно ст. 14 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Имеют ли право органы местного самоуправления в 2000 году устанавливать льготы по земельному налогу отдельным плательщикам?

     
     Нет, не имеют. Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу согласно ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и подлежат приведению в соответствие с ней.
     
     Статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Согласно п. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
     
     Следовательно, со дня вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" индивидуальные льготы по земельному налогу, являющемуся местным налогом, представительными органами местного самоуправления устанавливаться не должны.
     
     Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу этого Закона, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года. Требование этой статьи Закона в полной мере распространяется и на земельный налог.
     

     За счет каких средств уплачиваются земельный налог и арендная плата за землю?

     
     Пунктом 52 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" предусмотрено, что сумма налога (арендной платы) отражается по кредиту счета 68, субсчет "Расчет по земельному налогу", и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Капитальные вложения", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.).
     
     Таким образом, организации расходы по уплате земельного налога (арендной платы за землю) относят на издержки производства, а в соответствующих случаях на затраты, не связанные с производством, а граждане уплачивают эти платежи за счет собственных средств.
     

     Увеличатся ли в 2000 году платежи за пользование лесными ресурсами?

     
     Да, увеличатся.
     
     Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (ст. 17) установлено, что действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2. Эти ставки были установлены постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню". То есть размеры уплачиваемых лесопользователями в бюджет платежей за пользование лесными ресурсами увеличатся.
     

     За счет каких источников вносится в бюджет плата за древесину, отпускаемую на корню?

     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями), плата за древесину, отпускаемую на корню, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Пунктом 42 инструкции Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что начисленная плата за древесину отражается по дебету счета 31 "Расходы будущих периодов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".
     
     Плата за древесину, переданную в производство, учитывается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции со счетом 31.
     
     Таким образом, организации-лесопользователи расходы по внесению в бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню, относят на издержки производства, а граждане, в случае получения ордера на заготовку древесины, вносят эту плату за счет собственных средств.
     

     Какие органы имеют право устанавливать дополнительные льготы по платежам за пользование недрами?

     
     Перечень категорий плательщиков, освобождаемых от платежей за пользование недрами, установлен п. 1-3 ст. 40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями).
     
     Кроме того, в соответствии с указанной статьей Закона в целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использованные вскрышные и вмещающие породы, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
     
     По платежам за пользование недрами могут быть предоставлены скидки за истощение недр. Категории недропользователей, которым могут быть предоставлены такие скидки, приведены в ст. 48 Закона РФ "О недрах".
     
     Дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, могут согласно ст. 40 вышеназванного Закона устанавливаться также органами власти субъектов Российской Федерации.
     

     За счет каких средств уплачиваются в бюджет платежи за пользование недрами и как они отражаются недропользователями в бухгалтерском учете?

     
     В соответствии с Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828 (принятым во исполнение Закона РФ "О недрах"), платежи за пользование недрами (платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) относятся соответственно на издержки поисковых и разведочных работ, себестоимость добычи минерального сырья и себестоимость сооружений. Платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр.
     
     Поэтому п. 25 инструкции Минфина России, Госналогслужбы России и Госгортехнадзора России от 04.02.1993 N 8; 30.01.1993 N 17; 04.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", изданной на основании указанного Положения, предусмотрено, что исчисленные суммы по всем платежам за право на пользование недрами (кроме платежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых) отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (соответствующий субсчет).
     
     Начисленные организациями-недропользователями суммы платежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 "Расчеты с бюджетом".
     
     Фактическое перечисление организациями-недропользователями указанных платежей отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом".