Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговый паспорт региона - в центре внимания


Налоговый паспорт региона - в центре внимания


А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга

А.Д. Мельник,
советник налоговой службы I ранга, к.т.н.

     
     Публикация проекта Налогового паспорта региона*1 вызывает большой интерес в широких кругах специалистов. Первые поступающие отклики свидетельствуют о чрезвычайной актуальности данной проблемы и правильности подхода МНС России к ее решению.
     _____
     *1 См. «Налоговый вестник». 1999, № 12.

     
     По мнению аудитора Счетной палаты Российской Федерации В.Г. Панскова, применение Налогового паспорта региона "…будет способствовать более достоверному определению налоговой базы всей совокупности бюджетов Российской Федерации. Это позволит повысить качество налогового планирования и устанавливать более реальные контрольные показатели по регионам по мобилизации налоговых поступлений в федеральный бюджет, как основному звену бюджетной системы Российской Федерации. Представляется также целесообразным ведение аналогичного налогового паспорта и в целом по Российской Федерации".
     
     Первый заместитель директора ФСНП России В.И. Авдийский полагает, что "…введение в действие Налогового паспорта региона будет способствовать проведению рациональной налоговой политики, росту налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей". Руководство ФСНП России считает необходимым и полезным использование показателей "Налогового паспорта региона" в деятельности ФСНП России и ее территориальных органов.
     
     Заместитель Минфина России М.А. Моторин сообщает, что "…специалисты Минфина России готовы принять непосредственное участие в обсуждении актуальной проблемы налоговой паспортизации регионов, а также рассмотреть аспекты научно-методологического обоснования налогового процесса".
     
     Оперативно включились в обсуждение проекта Налогового паспорта региона работники Управлений МНС России по Алтайскому, Краснодарскому краям; Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ленинградской, Пермской, Челябинской областям; Чукотскому автономному округу. Высказанные ими предложения и замечания по уточнению содержания проекта паспорта и заполнению показателей касаются большинства разделов данного документа.
     
     Специалисты указанных Управлений МНС России считают необходимым уточнить ряд показателей для более полной характеристики налогового потенциала регионов и достоверности прогнозирования поступления налогов в планируемом периоде.
     
     Так, в первом разделе предлагается конкретизировать понятия основных и крупных налогоплательщиков - юридических лиц не только на основе введения соответствующего критерия отбора, но и с учетом налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговые органы или не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность ("нулевая отчетность"). Рекомендуется, наряду с количеством налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, указывать сумму этих льгот (именно она влияет на недопоступление платежей в бюджет), а также дополнительно ввести ряд новых показателей, в том числе характеризующих численность экономически активного населения по уровню образования, профессиональной подготовки, возрастным характеристикам; выполнение плана собственных доходов бюджета; среднемесячную заработную плату; объем и структуру денежной массы и др.
     

     Во втором разделе предлагается учитывать уровень потребительских цен, сложившихся в регионе, поскольку уровень инфляции оказывает наиболее существенное значение на динамику поступления налогов. По мнению специалистов, целесообразно уточнить показатели валового совокупного годового дохода физических лиц, стоимости реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Рекомендуется также дополнительно ввести показатель "сумма убытка по убыточным предприятиям", отражающий динамику финансового состояния предприятий региона за ряд лет.
     
     Третий раздел предлагается дополнить рядом показателей, характеризующих зависшие в "проблемных" банках суммы платежей, не поступившие в бюджет (особенно исполненные обязательства плательщиков), а также конкретизирующих выпадающие доходы в связи с предоставлением льгот (суммы льгот, предоставляемых участникам свободных экономических зон; суммы недоимки, невозможной ко взысканию, - по организациям, не представляющим отчетность в налоговые органы и находящимся в розыске органами налоговой полиции и МВД России, по государственным социально-значимым объектам (АЭС и др.).
     
     Возражение вызывает формулировка показателя фактического возмещения из бюджетной системы на расчетный счет налогоплательщика, не отражающего, по мнению Управления МНС России по Челябинской области, истинного положения с подлежащими возврату суммами по экспортной продукции. Взамен предлагается показатель "направлено на погашение задолженности по платежам предприятия".
     
     В четвертом разделе предлагается дополнительно ввести строки о задолженности по платежам банков, находящихся за пределами региона (получить такие платежи намного сложнее, чем в местных банках), и сумме предъявленных санкций к банкам за несвоевременное перечисление платежей в бюджет (в определенной мере характеризующей объем работы, проводимой налоговыми органами).
     
     В пятом разделе предлагается скорректировать показатель налоговой нагрузки за счет уточнения понятия "объем продукции" (реализованная и фактически оплаченная продукция или отгруженная продукция, согласно принятой для целей налогообложения учетной политике предприятий-хозяйствующих субъектов). В подразделе "промышленность" предлагается выделить алкогольную отрасль, что позволит увидеть ее долю в общей сумме поступлений и проследить тенденцию изменения данного показателя. В то же время в связи с отменой отчета по форме 1-НО Управление МНС России по Алтайскому краю считает невозможным заполнение данного подраздела на региональном уровне.
     
     В шестом разделе предлагается показывать задолженность по налогам и сборам на всех уровнях бюджета с включением в перечень для исчисления налоговой нагрузки платежей за пользование природными ресурсами.
     

     В седьмом разделе, по мнению Управления МНС России по Пермской области, весьма проблематичным представляется заполнение подраздела "неналоговые доходы", так как налоговые органы не обладают достоверной информацией о суммах, подлежащих уплате, поскольку начисление этих платежей ими не производится.
     
     Таковы, вкратце, наиболее существенные и принципиальные замечания и предложения из первых откликов, поступивших от Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. Все они внимательно рассматриваются в Департаменте экономического анализа и планирования налоговых поступлений и с учетом их значимости будут приняты.
     
     В настоящее время МНС России с участием Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, администраций субъектов Российской Федерации, а также заинтересованных министерств и ведомств России продолжает работу по совершенствованию состава показателей Налогового паспорта региона. Наряду с этим Департаментом экономического анализа и планирования налоговых поступлений подготовлен проект Указаний по заполнению паспорта на федеральном уровне, кроме того, подготовлены и направлены в ГНИВЦ предложения по разработке "Программно-информационного комплекса формирования Налогового паспорта региона".