Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке определения налогооблагаемой базы по НДС


О порядке определения налогооблагаемой базы по НДС


Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     

     Как должна определяться налогооблагаемая база и сумма НДС по реализуемым товарам в организациях розничной торговли после принятия Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ?
     
     (Этот вопрос задавался во многих письмах и телефонных звонках наших читателей, в том числе ООО "Восход-2"; см. также телеграмму и письмо МНС России в рубрике "Официальные документы")

     
     До принятия Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" сумма НДС, уплаченного поставщикам вместе со стоимостью товара, приходовалась организациями розничной торговли на счете 41 "Товары" и не принималась к возмещению (зачету), так как облагаемым оборотом на балансе являлась торговая наценка (счет 42) или разница в ценах продажи (свободные рыночные) и покупки, включая НДС.
     
     После вступления в силу этого Закона все организации, работающие в сфере розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров, переходят на общую схему исчисления НДС, действующую в других отраслях экономики.
     
     В настоящее время предприятия-плательщики НДС должны определять налогооблагаемый оборот на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения НДС.
     
     Установление этого механизма исчисления объекта налогообложения для организаций розничной торговли означает завершение унификации налоговой системы в области НДС.
     
     Вся сложность этого перехода для организаций розничной торговли заключается в том, чтобы определиться с остатками товаров, сложившимися на 1 января 2000 года.
     
     Если новый порядок исчисления налогооблагаемой базы, установленный для организаций розничной торговли, распространяется на налоговые обязательства, возникшие по правоотношениям, сложившимся до 1 января 2000 года, то есть суммы НДС по этим остаткам должны возмещаться (приниматься к зачету) из бюджета, то каков механизм их исчисления из общей стоимости товара, отраженной на счете 41 "Товары"?
     
     Ответ на этот вопрос дан Минфином России и МНС России, суть которого состоит в следующем.
     

     Начиная с оборотов за январь 2000 года организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению (зачету) суммы НДС по товарам, приобретенным после 1 января 2000 года для продажи и изготовления продукции собственного производства, по мере их оплаты и принятия к учету, если имеются счета-фактуры поставщиков.
     
     По остаткам товаров, числящимся по состоянию на 1 января 2000 года, используется порядок исчисления НДС, действовавший до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
     
     Налогоплательщики обязаны сообщить налоговым органам при представлении расчетов (налоговых деклараций) по НДС за январь 2000 года сведения о стоимости остатков товаров по состоянию на 1 января 2000 года, сгруппированные по применяемым ставкам НДС.
     
     В связи с этим все организации розничной торговли и общественного питания должны проинвентаризировать и зафиксировать остатки товаров по состоянию на 1 января 2000 года. Результаты инвентаризации должны быть представлены налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет в качестве приложения к очередному представлению налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый отчетный период текущего года для избежания конфликтов, возможных в случае отсутствия достоверного учета этих остатков товаров. В противном случае налоговые органы могут предъявить требования по обложению налогом всего объема реализации без применения к возмещению сумм НДС по ранее приобретенным товарам (до 1 января 2000 года), так как по ним отсутствуют обороты по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебетовые обороты по счету 68 "Расчеты с бюджетом".
     
     Поэтому в течение реализации скопившихся по состоянию на 1 января 2000 года остатков товаров должен соблюдаться порядок исчисления НДС организациями розничной торговли, предусмотренный п. 41 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
     
     Таким образом, организации розничной торговли и общественного питания переходят на новую общую стандартную схему налогообложения только начиная с приобретения (закупки) товаров и последующей их реализации с 1 января 2000 года.
     

     Как следует возмещать (засчитывать) из бюджета суммы НДС при использовании в расчетах векселей? Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ такая возможность предусмотрена только после оплаты векселей денежными средствами.

     
     Действительно, указанный вопрос требует разъяснения по существу.
     
     Абзацем 3 п. 5 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" установлено, что при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей суммы НДС подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами.
     
     Исходя из изложенного предприятие-покупатель, использующее в расчетах собственный вексель, то есть являющееся векселедателем, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС только в момент оплаты своего векселя денежными средствами его предъявителю.
     
     Это следует из смысла нормы, содержащейся в п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Согласно этой статье возмещению (зачету) из бюджета сумм НДС покупателю (заказчику) производится только в случае, если указанные суммы реально фактически уплачены поставщику материальных ресурсов (работ, услуг), приобретенных для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС в установленном порядке.
     
     А как быть в случаях (а они в реальной жизни очень распространены), если вышеуказанный вексель передается по индоссаменту многократно?
     
     В такой ситуации должен быть взвешенный, разумный подход, исключающий возможность нарушения баланса финансовых интересов всех участников этого процесса и обеспечивающий объективный налоговый контроль со стороны самих налогоплательщиков, находящихся в длинной цепочке индоссаментного процесса.
     
     Именно такой рациональный порядок установлен инструктивным письмом МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@, согласованным с Минфином России.
     
     Предприятие-индоссант, использующее для расчетов вексель третьего лица, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату поступивших (принятых к учету) от своих поставщиков товаров (работ, услуг) при условии, что указанный вексель был ранее получен покупателем в качестве оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В этом случае сумма НДС на балансе индоссанта возмещается в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости отгруженных этим индоссантом своему покупателю товаров (работ, услуг), за которые ранее им был получен вексель.
     
     В случае если для расчетов с продавцом за поставленные товары передается финансовый вексель, то есть вексель, который приобретен в качестве финансового вложения и за который фактически уплачены денежные средства, то сумма НДС на балансе покупателя, использующего его в расчетах, возмещается исключительно в пределах фактически перечисленных денежных средств на его покупку.
     
     Использование в расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги) векселя третьего лица, полученного налогоплательщиком в обмен на собственные векселя до момента их оплаты, не дает права на возмещение (зачет) НДС, поскольку отсутствует фактическая оплата векселя денежными средствами.
     

     В связи с выходом Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ, установившего особый порядок определения облагаемого оборота по НДС для заготовительных и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц, возникает много вопросов:
     
     на какие организации это распространяется;
     
     как поступать, если предприятия общепита используют закупаемое у разных источников (у населения и юридических лиц) продовольственное сырье для производства блюд?

     
     В Федеральном закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ сказано, что определение объекта обложения НДС в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС производится у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц с целью дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки.
     
     Сам текст дает ответ на многие возникающие у налогоплательщиков вопросы.
     
     Действие этого льготного налогового режима, состоящего в том, что объектом обложения НДС является не весь объем (стоимость) реализации продукции, а только его часть в виде разницы продажи и покупки, распространяется на любые другие предприятия, не поименованные в этом тексте Закона, которые закупают сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие у физических лиц для целей, изложенных в Законе.
     
     Поэтому на основании ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма применяется всеми налогоплательщиками, включая розничные предприятия, предприятия общественного питания и другие, при реализации продукции, закупленной как у физических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей. При этом под другими подразумеваются все предприятия и организации независимо от формы и правового статуса юридического лица и вида хозяйственной деятельности.
     
     Аналогичный порядок определения налогооблагаемого оборота применяется налогоплательщиками при реализации результатов переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, произведенной как собственными силами, так и на производственной базе других предприятий на давальческой основе.
     
     Разумеется, под термином "сырье" подразумевается только сельскохозяйственное и продовольственное сырье.
     
     Упоминание в тексте Закона "результатов ее переработки" дает полное юридическое основание распространить действие этого порядка и на предприятия общественного питания.
     
     Гораздо сложнее должна решаться проблема, когда предприятия общественного питания, имеющие право использовать этот льготный для населения налоговый режим, приобретают сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие и другие компоненты, необходимые для приготовления блюд, у разных источников: физических и юридических лиц.
     
     Оптимальным ответом, с нашей точки зрения, на этот вопрос мог бы быть такой: если удельный вес (в стоимостной оценке) исходного сырья, использованного для производства и реализации готовых блюд и закупленного у физических лиц, составляет 50 и более процентов от общей стоимости исходных продуктов, то налогообложение должно осуществляться в порядке выявления межценовой разницы. Если удельный вес их менее 50 процентов - то в общеустановленном порядке, иными словами, со всего объема реализации.
     

     Может ли организация, занимающаяся производством и реализацией швейных изделий и использующая труд инвалидов, численность которых более 50 %, использовать налоговую льготу по п. 1 "х" ст. 5 Закона РФ об НДС, если уставный капитал ее сформирован местным общественным объединением инвалидов?

     
     В соответствии с подпунктом "х" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ) от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 % общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     При применении льготы следует руководствоваться понятиями, предусмотренными в ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", определяющими территориальную сферу деятельности российских общественных объединений.
     
     Согласно этой норме Закона под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
     
     Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
     
     В связи с изложенным льгота по уплате НДС может применяться только предприятиями, уставный капитал которых сформирован из вклада общероссийской общественной организации.