Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль (ответы на вопросы)


О налоге на прибыль
(ответы на вопросы)

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Е. Соколова

     

     1. Как производится списание комиссионного вознаграждения банкам за обязательную продажу валюты?

     
     При отражении в бухгалтерском учете операций по продаже иностранной валюты (в том числе комиссионного вознаграждения) организациям при налогообложении необходимо учитывать указания Госналогслужбы России от 27.03.1996 N НП-4-05/26н "О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам" (с изменениями и дополнениями от 30.05.1996 N ВГ-4-05/46н), согласно которым в целях налогообложения убытки, полученные при купле-продаже валюты, не должны уменьшать налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по оплате услуг банков.
     
     В п. 1 указанного Положения определено также, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат на ее производство и реализацию.
     
     Учитывая изложенное выше, в затраты на производство продукции (работ, услуг) относится комиссионное вознаграждение банку за обязательную продажу валюты, получение которой связано с производством и реализацией продукции (работ, услуг), что также соответствует решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.1999 N 5696/99.
     

     2. Имеют ли льготу редакции средств массовой информации по публикации объявлений физических лиц?

     
     В п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений (далее - Закон РФ N 2116-1), определено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы, указанные выше, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     Аналогичный порядок определен в п. 4.6 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений (далее - Инструкция N 37).
     
     В указанных выше документах не делается исключения для информационного сообщения, связанного с объявлением физических лиц, и включения в отдельный выпуск телерадиопрограммы, и по этой причине у организации имеется право на получение льготы по налогу на прибыль в установленном порядке.
     

     3. Какой нормативный документ является основным при списании затрат для целей налогообложения, учитывается ли при этом п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685?

     
     В п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" указано, что Правительству РФ необходимо подготовить и до 1 июля 1996 года внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, вытекающих из Указа.
     
     Однако до настоящего времени проект федерального закона по составу затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в установленном порядке не представлен.
     
     По этой причине в соответствии со ст. 4 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ) и п. 2.3 Инструкции N 37 до принятия федерального закона по затратам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядку формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, организации руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений).
     

     4. Учитываются ли организациями при расчете налога на прибыль амортизационные отчисления, перечисленные МПС России?

     
     Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 25.04.1995 N 64-ФЗ) и п. 4.1.1 Инструкции N 37 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 указанной Инструкции, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Налогооблагаемая прибыль организаций уменьшается также на суммы, направленные на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Основными условиями при предоставлении льготы должны быть следующие:
     
     1. Затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, должны быть фактически произведены.
     
     2. Налоговые льготы не должны превышать 50 % фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот.
     
     3. Суммы начисленного организациями износа (амортизации) на последнюю отчетную дату с начала года должны быть использованы полностью.
     
     Из изложенного выше следует, что при исчислении льготы по налогу на прибыль у организаций учитываются фактические суммы начисленного износа и не принимаются во внимание произведенные фактические перечисления амортизационных отчислений МПС России.
     

     5. Как определяется прибыль и учитываются льготы при исчислении суммы налога на прибыль за IV квартал 1999 года?

     
     Принимая во внимание п. 2 ст. 8 Закона РФ N 2116-1 и п. 5.2 Инструкции N 37 исчисление фактической суммы налога на прибыль производственными предприятиями производится за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
     
     Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет в четвертом квартале, определяется прибыль, полученная нарастающим итогом с начала года, с учетом ранее начисленных платежей.
     
     При исчислении льготы фактически произведенные затраты также учитываются нарастающим итогом в пределах годового норматива.
     

     6. Распространяется ли п. 4.6 Инструкции N 37 на внереализационные доходы, полученные от совместной деятельности, при производстве медицинской продукции?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 и п. 4.6 Инструкции N 37 не подлежит налогообложению прибыль предприятий всех организационно-правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Правительством РФ.
     
     Указанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 478 "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению" (с учетом дополнений и изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 17.07.1996 N 822 и от 20.05.1999 N 546).
     
     Объектом налогообложения результатов совместной деятельности является распределяемая между участниками прибыль согласно их вложениям в совместную деятельность, которая отражается не как прибыль от реализации продукции (работ, услуг), а как доходы от участия в других организациях.
     
     Из указанного следует, что п. 4.6 Инструкции N 37 не распространяется на внереализационные доходы, полученные от участия в совместной деятельности.
     

     7. С какого момента введено в действие льготирование по прибыли для вновь созданных предприятий?

     
     Федеральный закон от 31.03.1999 N 62-ФЗ, согласно которому внесены изменения в Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и введено понятие по вновь созданному производству, вступил в силу с 1 апреля 1999 года.
     
     Указанным Федеральным законом расширен перечень необлагаемой прибыли предприятия по налогу на прибыль, в том числе полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет.
     
     Вновь созданным производством признается только производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Не признается вновь созданным производством производство, которое организовано на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Обособленным подразделением организации, как это указано в ст. 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), считается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Исходя из п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     Так как в Федеральном законе от 31.03.1999 N 62-ФЗ указана дата и нет указаний на более ранние сроки, то обратная сила отсутствует.
     

     8. Какая цена принимается налоговыми органами при реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости?

     
     В п. 1 ст. 40 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено в этой статье, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Если не доказано обратное, то предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     В п. 2.5 Инструкции N 37 (с учетом дополнений и изменений N 5, утвержденных приказом Госналогслужбы России от 06.07.1999 N АП-3-02/204) определено, что для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями ст. 40 части первой НК РФ.
     
     Дополнения и изменения N 4 от 25.08.1998 N БФ-3-02/210 к указанной выше Инструкции изменили редакцию п. 2.5, согласно которым при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.
     
     Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. Под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
     

     9. Учитываются ли при расчете налога на прибыль суммы от дооценки производственных запасов и готовой продукции?

     
     Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" из состава доходов и расходов от внереализационных операций исключены суммы дооценок и уценок производственных запасов и готовой продукции, так как еще в указаниях Минфина России от 23.06.1993 N 78 было указано, что переоценка материальных ценностей по инициативе организаций не проводится.
     
     Исходя из изложенного выше, в случае осуществления организацией переоценки материальных ценностей, что не предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н, для целей налогообложения она не учитывается.
     
     При списании материальных ценностей на затраты производства или при их реализации суммы до-оценки также не учитываются.
     

     10. Возможно ли привлечь к ответственности налогоплательщика по истечении трехлетнего срока?

     
     В п. 1 ст. 1 части первой НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ), установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ отменен Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением отдельных его статей.
     
     В ст. 113 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности), что также соответствует ст. 196 ГК РФ.
     
     Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, то есть когда имеют место факты грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения или неуплаты (неполной уплаты) сумм налога. Исчисление срока давности по ним применяется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.