Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

В поисках нового: опыт работы с крупными налогоплательщиками


В поисках нового: опыт работы с крупными налогоплательщиками

     

Б.П. Кузнецов,
заместитель руководителя Управления
МНС России по Саратовской области,
государственный советник налоговой службы III ранга

     В 1999 году заметно улучшилась ситуация со сбором налоговых платежей. В бюджеты всех уровней за 11 месяцев минувшего года поступило около 8 млрд руб., что выше плановых заданий этого периода на 22 %, а по сравнению с 1998 годом налоговые поступления выросли почти на 65 %. Увеличение платежей наблюдается по всем видам бюджетов. Наибольший вклад в казну обеспечивают крупнейшие налогоплательщики области, на долю которых приходится более 50 % всех налоговых поступлений.
     
     В процессе работы пришло осознание, что выработка наиболее оптимального управленческого решения невозможна без всестороннего анализа деятельности этих предприятий. Наряду с контролем за ходом поступления налогов, налоговой дисциплиной анализируются также показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятий, такие как использование производственных мощностей, объемы реализуемой продукции, уровень обеспечения их договорами, прибыль и многие другие. Налоговые органы полностью владеют информационной ситуацией на каждом из 100 контролируемых как крупные налогоплательщики предприятий, что немаловажно при выборе мер воздействия на неплательщика. А меры год от года становятся разнообразнее и эффективнее.
     
     В последнее время мы склонны шире практиковать доверительные формы взаимоотношений с налогоплательщиками. Неплохие результаты дает работа по подписанию соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками о перечислении налоговых платежей в счет погашения недоимки денежными средствами. Согласно утвержденному порядку каждое предприятие-недоимщик принимает на себя индивидуальные обязательства по уплате налогов денежными средствами, которые оформляются соглашениями. Предполагаемые перечисления определяются исходя из среднемесячных сумм начисленных налогов и среднемесячного движения денежных средств на расчетных счетах предприятия.
     
     В случае исполнения обязательств по соглашениям предприятиям гарантируется неприменение мер принудительного характера.
     
     Кроме того, по инициативе Управления МНС России по Саратовской области областной Думой принято решение о предоставлении налоговым органам права на списание пени по областному бюджету пропорционально оплаченным в денежной форме текущим платежам.
     

     Предприятия охотно откликнулись на сотрудничество. Уже по истечении трех месяцев соглашения подписали около 200 предприятий различных форм собственности, от которых в бюджеты всех уровней поступило около 150 млн руб., что более чем на 40 млн руб. превысило принятые обязательства. Областной бюджет при этом получил более 110 млн руб. вместо 82 млн руб. намеченных.
     
     В Управлении МНС России по Саратовской области предусмотрена и такая форма сотрудничества, как награждение образцовых налогоплательщиков Сертификатом доверия, который вручается за весомый вклад в экономику Саратовской области, профессионализм в знаниях налогового законодательства, соблюдение порядка и сроков перечисления платежей в бюджет. Обладатель

С

ертификата освобождается от налоговых проверок и мер принудительного взыскания сроком на 2 года, приобретает право на особый режим взаимоотношений с курирующим инспектором. Сертификат доверия рассматривается как награда за профессионализм. В настоящее время в УМНС России по Саратовской области ведется работа по определению очередных претендентов на вручение Сертификатов.
     
     Вступление в силу Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) значительно расширило полномочия налоговых органов по отношению к нерадивым налогоплательщикам. Согласно ст. 31 части первой НК РФ им предоставлено, в частности, право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании задолженности по налоговым платежам головного предприятия с зависимых (дочерних) предприятий, когда на банковские счета последних поступает выручка от реализации товаров головного предприятия.
     
     Областным управлением была организована работа по выявлению организаций, имеющих дочерние (зависимые) предприятия или являющихся таковыми, с целью взыскания налогов с дочерних и зависимых фирм в счет погашения недоимки головных предприятий.
     
     Более требовательным стал подход к предприятиям, выплачивающим своим работникам заработную плату, но не перечисляющим в бюджет подоходный налог. На момент проверки каждый пятый крупный налогоплательщик имел задолженность по подоходному налогу. По отношению к ним в массовом порядке проведена исковая работа на предмет погашения недоимки. В результате этой работы задолженность по 50 крупным предприятиям снизилась по сравнению с 1 января минувшего года на 22 млн руб.
     
     Новые подходы и меры взыскания недоимки, используемые налоговыми органами области, оказывают определенное влияние на увеличение налоговых поступлений, обеспечивают более тесное сотрудничество налогоплательщиков с налоговыми органами, закрепляют доверительные отношения между ними.  Однако обеспечить сокращение сложившейся недоимки только этими мерами не представляется возможным.
     
     На вооружении налоговых органов остаются и традиционные меры принудительного характера. В результате их широкого применения за 11 месяцев 1999 года удалось взыскать в бюджеты всех уровней более 4 млрд руб., или 55 % всех налоговых поступлений в целом по области. Около 3 млрд руб. этой суммы, или 24 % от предъявленных к погашению, оплачено налогоплательщиками в добровольном порядке после направления им соответствующих требований о погашении недоимки. Налицо большая склонность налогоплательщиков к законопослушанию.
     
     Плановый подход к изъятию наличных денежных средств, который практиковался в 1999 году, позволил в определенной мере активизировать поступление наличности. За одиннадцать месяцев из касс предприятий-неплательщиков изъято более 250 млн руб., что на 80 % больше, чем за аналогичный период 1999 года.
     
     Заметно укрепилось сотрудничество налоговых инспекций с отделами налоговой полиции. Если ранее к производству принималась малая доля распоряжений о наложении ареста на имущество, то за 11 месяцев 1999 года около 77 % распоряжений на общую сумму более 3 млрд руб. принято к производству, арестовано имущества на сумму более 2 млрд руб. Больным местом по-прежнему остается реализация арестованного имущества. За рассматриваемый период только 2 % арестованного имущества реализовано.
     
     Определенные надежды в этом вопросе мы связываем с созданием в Саратовской области отделения Федерального долгового центра, поскольку деятельность сети магазинов ГУН "Конфискант", которая была создана для реализации арестованного имущества, себя не оправдала и признана несостоятельной.
     
     В результате реализации мероприятий по сокращению недоимки удалось достичь положительного "сальдо" - когда налоговые платежи растут более быстрыми темпами, чем недоимка. Но эффективность этих мероприятий могла бы быть и выше, если бы не наличие объективных сдерживающих обстоятельств:
     
     - остается высокой доля неденежных форм расчетов за реализованную продукцию (65 % в общем объеме расчетов);
     
     - встречаются факты, когда проводятся зачеты по целевому финансированию в областной бюджет при наличии денежных средств на счетах платеже-способных предприятий, за 11 месяцев 1999 года эта сумма составила около 140 млн руб.;
     
     - предприятия, выплачивая зарплату по исполнительным листам и натуроплатой, зачастую не перечисляют в бюджет подоходный налог по таким операциям. По состоянию на 1 декабря 1999 года только по 50 предприятиям задолженность по этому налогу составила 39 млн руб.;
     
     - руководителями предприятий создается ситуация неуплаты налогов в результате обналичивания векселей. Так, за 11 месяцев 1999 года обналичено векселей и выплачено зарплаты через кассы предприятий на сумму более 80 млн руб.;
     
     - безнадежной ко взысканию является недоимка по предприятиям, на которых введена процедура банкротства, поскольку удовлетворение требований по платежам в бюджет осуществляется не в бесспорном порядке, а по реестру требований кредиторов: в 4-ю очередь - по налогам и в 5-ю - по пени. По состоянию на 1 декабря 1999 года процедура внешнего управления введена на 30 предприятиях области. Сумма отсроченных платежей при этом составила - 56 млн руб., текущая задолженность - 53,0 млн руб. На 287 предприятиях введено конкурсное производство, сумма задолженности - более 600 млн руб.
     
     Кроме этого, требует корректировки ст. 45 НК РФ, которая закрепляет ничем не обоснованное положение о том, что обязанность по уплате налогов считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии достаточных денежных средств на расчетном счете налогоплательщика. В результате действия этой статьи бюджет уже потерял значительные денежные суммы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, внести изменения в законодательство, разрешив предъявлять иски в суд как к налогоплательщику, так и к банку.