Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе


О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе

     

А.Л. Коломиец,
магистр географии, ведущий специалист МНС России

А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга

     Финансовый потенциал региона (ФПР) - это совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта Федерации. Очевидно, что этот объем ресурсов практически никогда в полной мере не будет мобилизован для реализации каких-либо проектов, однако на его фоне осуществляются бюджетные процессы и другие финансовые операции.
     
     В зависимости от характера собственности в состав ФПР могут включаться следующие компоненты:
     
     1) финансовый потенциал юридических лиц на территории субъекта Федерации независимо от того, являются они резидентами на данной территории или нет, с рыночной оценкой стоимости принадлежащих этим лицам активов. Возможна оценка финансового потенциала юридических лиц и с точки зрения их пассивов - по собственным источникам вложений;
     
     2) финансовый потенциал населения, который может быть оценен исходя из рыночной стоимости имущества в домашних хозяйствах населения и размеров всех видов их финансовых активов;
     
     3) собственный финансовый потенциал государства, оцениваемый исходя из рыночной стоимости активов государственных предприятий, предприятий других форм собственности, финансовых долгосрочных активов, а также стоимости природных ресурсов, находящихся в собственности данного субъекта Федерации.
     
     Необходимость включения в состав финансового потенциала стоимости природных ресурсов даже в случае, если эта оценка не находит отражения в балансах юридических лиц, обусловлена тем, что наличие природных ресурсов на территории того или иного региона в значительной мере определяет значимость его статуса как заемщика, особенно на мировых финансовых рынках.
     
     Финансовые активы населения и юридических лиц-предприятий в значительной мере могут формировать пассивы коммерческих банков и трансформироваться в их активы (краткосрочные и среднесрочные ссуды, покупка государственных облигаций, управление чужим имуществом). В свою очередь, активы предприятий могут быть профинансированы инвестиционными банками через банковские кредиты.
     
     Необходимость учета показателей, характеризующих деятельность банковского сегмента экономики, предопределяется возрастанием роли финансово-кредитных учреждений в формировании и перераспределении финансовых ресурсов по стране и в привлечении ресурсов в регионе, что должно повышать общий финансовый потенциал. Это также будет способствовать усилению контроля за "проблемными" банками, систематически задерживающими платежи в бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды. По оценке Банка России, к проблемным относятся более 440 коммерческих банков; по их вине в бюджетную систему Российской Федерации не поступило более 20 млрд руб.*1.
     _____
     *1 «Налоговый вестник». 1999, № 12. С. 6.

     

     В зависимости от воспроизводственных особенностей финансовый потенциал можно характеризовать двумя составляющими - накопленным в предшествующие годы финансовым потенциалом и текущим финансовым потенциалом. Основой для оценки этих компонентов могут быть и традиционные показатели.
     
     Например, при оценке объемов накопленного финансового потенциала может использоваться стоимость национального богатства (то есть совокупность потребительских стоимостей, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности*1) с включением финансовых активов. При сопоставлении регионов по размерам финансового потенциала необходимо "взвешивать" различные структурные элементы национального богатства (основные и оборотные производственные фонды, личное имущество населения, товарные запасы, государственные резервы, вовлеченные в оборот полезные ископаемые, энергетические ресурсы и т.д.), в зависимости от степени их ликвидности по различным коэффициентам, которые могут варьироваться от 1 - по наиболее ликвидным активам (денежные средства на текущих счетах предприятий и физических лиц и государственные ценные бумаги) - до 0,01 - по наименее ликвидной части имущества (основные фонды предприятий). Подобное "взвешивание" представляет собой самостоятельную проблему, требующую дополнительных исследований, однако при укрупненных расчетах могут использоваться коэффициенты, применяемые для оценки показателей ликвидности балансов на микроэкономическом уровне.
     _____
     *1   Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. — М.: «Дело», 1996. С. 106.

     
     Валовой региональный продукт (ВРП), произведенный на территории региона, может рассматриваться в двух основных качествах. Во-первых, ВРП характеризует состояние налогового потенциала субъекта Федерации. Во-вторых, ВРП региона может рассматриваться и как текущий финансовый потенциал.
     
     Схематично формула расчета совокупного финансового потенциала может быть представлена в следующем виде:
     

, где

          НБ ji     -     национальное богатство его j-го элемента в i-м субъекте Федерации;
     
          K j     -     коэффициент ликвидности j-го элемента национального богатства;
     

           n     -     количество элементов национального богатства.
     
     При оценке надежности и достоверности элементов национального богатства и финансовых активов, а также адекватности подбора коэффициентов ликвидности не исключен субъективизм. В то же время использование индекса финансового потенциала региона (то есть отношения финансового потенциала субъекта Федерации в расчете на душу населения к аналогичным образом рассчитанному финансовому потенциалу Российской Федерации в целом) упрощает проблему.     
      


     
     Для группировки регионов Российской Федерации по объемам финансового потенциала при проведении бюджетных расчетов (связанных с оказанием финансовой помощи и проч.) могут быть использованы и укрупненные оценки национального богатства различных субъектов Федерации. При этом объем произведенного ВРП на территории субъекта Федерации должен определяться на основе данных Госкомстата России.
     
     В бывшем СССР показатель валового внутреннего продукта в практику экономических расчетов был введен в 1989 году. В настоящее время в Российской Федерации его исчисление осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной еще в 1988 году. Данная методика также может использоваться для оценки финансового потенциала регионов и расчета условного ВРП (УВРП) на базе отдельных компонентов стоимости в соответствующих регионах.
     
     Учет имеющихся данных на стадии производства позволяет оценить следующие компоненты ВРП:
     
     - объем выплаченной в регионе валовой заработной платы;
     
     - налоги на товары, произведенные в регионе;
     
     - прочие налоги на производство, включая обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды.
     
     В соответствии с вышеупомянутой методикой были рассчитаны показатели УВРП для регионов [абсолютные и удельные (в расчете на душу населения)], свидетельствующие о расхождении между расчетными и официальными данными в пределах не более 10 %, что в данном случае приемлемо.
     
     Для дальнейшего анализа с использованием полученных оценок УВРП могут быть применены два подхода. Первый из них предполагает прямое использование оценок УВРП в качестве показателя ВРП, произведенного в регионе, при определении величины финансового и налогового потенциалов субъектов Федерации. Второй подход предусматривает распределение ВРП Российской Федерации (по официальным данным Госкомстата России) между регионами пропорционально доле каждого субъекта Федерации в общей сумме УВРП, произведенного в регионах. Поскольку масштабы соотношений между накопленным и текущим потенциалом не изменяются, в дальнейшем представляется целесообразным придерживаться первого подхода.
     
     В зависимости от величины УВРП в расчете на душу населения можно выделить следующие четыре группы субъектов Федерации (рис. 1).     

     


Рис. 1. Группировка регионов Российской Федерации по УВРП в

     
     Первая группа включает 8 регионов с наиболее высокими удельными характеристиками УВРП, превышающими средний показатель по Российской Федерации более чем на 50 %, в том числе:
     
     - пять регионов, формирующих значительную долю общего объема УВРП по России - г. Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Тюменская область и Республика Саха (Якутия);
     
     - три региона, имеющих весьма значительные удельные показатели УВРП, главным образом, по причине невысокой численности населения (Камчатская область, Корякский и Таймырский АО).
     
     Вторая группа регионов объединяет 14 развитых в промышленно-финансовом отношении субъектов Федерации с удельным показателем УВРП, превышающим средний по регионам России уровень до 50 %.: Красноярский край, г. Санкт-Петербург, Самарская и Кемеровская области.
     
     Третья группа насчитывает 48 субъектов Федерации с удельными значениями УВРП, меньшими среднероссийского уровня в 1,5 и более раз.
     
     Четвертая группа включает 19 субъектов Федерации с удельными значениями УВРП, меньшими среднероссийского уровня до 50 %. Как правило, это слабые в промышленно-финансовом отношении с достаточно высокой плотностью населения регионы: республики Северного Кавказа и некоторые республики Поволжья (Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия).
     
     В заключение уместно привести некоторые результаты агрегированных оценок финансового потенциала субъектов Федерации. Исходя из удельных значений ФПР полученные результаты условно можно систематизировать по следующим группам (рис. 2).
     
     В первую группу (со сверхвысоким ФПР) входит всего лишь один субъект Федерации - г. Москва, финансовый потенциал которого превышает среднероссийский показатель более чем в 10 раз.
     
     Во вторую группу регионов (с высоким ФПР), составляющих существенную долю общего российского финансового потенциала, входят Республика Башкортостан и Республика Саха (Якутия); Приморский край; Тюменская, Самарская, Свердловская, Московская и Нижегородская области; г. Санкт-Петербург; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.
     
     Третью группу (со средним ФПР) составляют регионы, где доминирует финансовый потенциал, сформированный, главным образом, за счет деятельности банковского сегмента (Краснодарский край, Ростовская, Тверская, Магаданская и Камчатская области).
     

     Четвертую группу (с низким ФПР) составляют регионы с относительно равномерным распределением доли текущего и накопленного финансовых потенциалов: Республика Татарстан, Красноярский край, Астраханская, Кемеровская, Иркутская и Новосибирская области; Таймырский АО.
     
     В пятую группу (с очень низким ФПР) вошли республики Северного Кавказа, ряд республик Поволжья, сибирские автономные округа и республики, а также Ставропольский край, Воронежская, Владимирская и Саратовская области.
     


Рис. 2. Группировка регионов Российской Федерации по финансовому потенциалу на душу населения


      Рассматривая определение текущего налогового потенциала как важный шаг на пути повышения уровня собираемости налоговых поступлений в бюджетную систему, особое внимание должно быть обращено на практическую увязку предлагаемых методологических подходов с макроэкономической ситуацией в стране в целом и в отдельных регионах, с учетом различия их географических и социально-экономических условий.
     
     В контексте планирования налогового процесса и реализации предлагаемого подхода все большая роль должна отводиться налоговому менеджменту как совокупности принципов, методов, средств и форм управления налоговым процессом с целью повышения его эффективности, расширения налоговой базы и обеспечения стабильного пополнения доходов государства.