Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления


Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления


Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     
     Налогообложение земли регулируется в настоящее время Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с изменениями и дополнениями (далее - Закон о плате за землю). Данный законодательный акт устанавливает значительное число налоговых льгот по уплате земельного налога. Подробный перечень льготников приведен в инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”". Напомним, что и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления в соответствии со ст. 13 и 14 Закона о плате за землю имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении. До недавнего времени ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в исключительных случаях разрешала устанавливать индивидуальную льготу для налогоплательщиков. Однако следует заметить, что данное положение изменилось в связи с принятыми к НК РФ изменениями. Индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого этими льготами можно воспользоваться, указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года. Несмотря на то, что индивидуальная налоговая льгота отменена, из этого не следует, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации не имеют права предоставлять льготы по земельному налогу целым категориям налогоплательщиков.
     
     Заметим, что за счет средств от платы за землю финансируются необходимые в каждом регионе мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель. Предоставление дополнительных льгот по земельному налогу и неправильное применение этих льгот препятствуют проведению указанных мероприятий. Практически постоянно возникают многочисленные вопросы со стороны налоговых органов, руководителей предприятий и организаций, а также отдельных граждан о порядке применения этих льгот. В связи с этим считаем возможным прокомментировать отдельные вопросы, связанные с правильным применением льгот по уплате земельного налога.
     
     Сначала рассмотрим порядок предоставления льгот по уплате земельного налога гражданам, впервые организующим крестьянские (фермерские) хозяйства. Напомним, что в соответствии с частью второй ст. 12 Закона о плате за землю граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
     

     Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в ред. от 24.12.1993 N 2287) установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или собственности земельных участков. КФХ регистрируется органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на его аренду. Льготный период по уплате земельного налога, установленный Законом о плате за землю, исчисляется с того срока, с которого органами местного самоуправления принято решение о создании и предоставлении земельного участка крестьянско-фермерскому хозяйству.
     
     В случае если в состав крестьянского (фермерского) хозяйства вошли другие лица со своими земельными наделами (паями), это не меняет общего положения, то есть новые льготные сроки по уплате земельного налога не возникают как в целом для КФХ, так и для отдельных вновь присоединенных земельных участков. Это же касается положения, когда крестьянскому (фермерскому) хозяйству в течение ряда лет последовательно были предоставлены новые земельные участки.
     
     При замене правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства на статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица глава хозяйства состоит на учете как индивидуальный предприниматель, но льгота по земельному налогу распространяется на срок до 5 лет со дня первоначального образования данного крестьянского (фермерского) хозяйства.
     
     Если до истечения пятилетнего срока глава крестьянского (фермерского) хозяйства организуется в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, то в данном случае образуется новое юридическое лицо и уже вновь образованные сельскохозяйственные кооперативы и товарищества уплачивают земельный налог на общих основаниях, так как Законом о плате за землю льготы по земельному налогу им не предусмотрены.
     
     К числу льгот по уплате земельного налога, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, относится льгота, предоставляемая предприятиям, гражданам, занимающимся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования. Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" дано определение народного художественного промысла. Это - форма народного творчества, деятельность которой по созданию художественных изделий утилитарного и декоративного назначения осуществляется на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
     

     К организациям народных художественных промыслов указанным Законом отнесены организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 %. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам по результатам изучения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов принимают решения об отнесении этих изделий к изделиям народных художественных промыслов.
     
     При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот по земельному налогу данным организациям можно воспользоваться Методическими рекомендациями Минэкономики России и Госкомстата России по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов, доведенными совместным письмом от 27.07.1993 N МЮ-634/14-150, 10-6-1/247 до министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных комитетов и управлений статистики. В этих рекомендациях приведен перечень изделий, отнесенных к изделиям художественных промыслов, а также перечень изделий, которые по способу их изготовления не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов.
     
     В настоящее время у граждан часто возникают вопросы, освобождаются ли предприятия по изготовлению народных художественных изделий от уплаты земельного налога за земельные участки, выделенные им для ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества. При рассмотрении этой проблемы необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством льготы по уплате земельного налога предоставляются организации, выпускающей изделия художественных промыслов, как юридическому лицу, а не гражданам, работающим по найму в этой организации. Если гражданин, занимающийся производством изделий художественных промыслов, получил патент на право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, который был выдан ему на основании решения, принимаемого художественно-экспертным советом по декоративно-прикладному искусству при органах исполнительной власти, он имеет право на льготу. Граждане, работающие на предприятиях, выпускающих изделия художественных промыслов, являются налогоплательщиками за земли под своими подсобными хозяйствами, участками земель в садоводческих и огороднических товариществах.
     
     Следующая льгота, на которую хотелось бы обратить внимание читателей, - это льгота по уплате земельного налога, предоставляемая научным организациям, опытным, экспериментальным и учебно-опытным хозяйствам научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научным учреждениям и организациям другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
     

     В связи с тем, что на практике зачастую трудно определить, какие площади используются организациями для учебных, научных, научно-экспериментальных целей, а какие используются для выращивания сельскохозяйственных культур, рассмотрим более подробно, как определить эти площади и какими документами воспользоваться, чтобы получить право на подобные льготы.
     
     Прежде всего следует иметь в виду, что льготы по уплате земельного налога могут быть предоставлены не всем учреждениям и организациям, а тем, которые используют земельные участки только для научных и научно-экспериментальных целей. Определение таких земельных участков производится на основании справки, составляемой районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по запросу налоговых органов с участием заинтересованных землепользователей, в которой содержатся данные о целевом назначении земель, то есть земель, используемых учреждениями или организациями для научных и научно-экспериментальных целей в полном или частичном объеме.
     
     Кроме того, в документах, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком и служащих основанием для установления и взимания налога, выданных указанным учреждениям и организациям, содержатся данные о категории земель, о целевом использовании земель и другие данные государственного учета земель, в связи с этим такие документы можно использовать для определения льготируемых земельных участков.
     
     Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций" утверждено Положение о государственной аккредитации научных организаций, в соответствии с которым определен порядок подачи документов для проведения государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации. Как установлено в Положении, если выполняется условие, что объем научно-технической деятельности организации составляет в среднем не менее 70 % от общего объема выполненных работ за последние 3 года, то научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации. Выданное свидетельство будет являться документом, подтверждающим право на льготы по уплате земельного налога для научных организаций.
     
     В соответствии с законодательством льгота по уплате земельного налога предоставляется учреждениям искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детским оздоровительным учреждениям независимо от источников финансирования, государственным органам охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозным объединениям, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. По отдельным из перечисленных выше категориям налогоплательщиков возникают многочисленные вопросы по правильному применению льгот по уплате земельного налога. В связи с этим рассмотрим на конкретном примере порядок предоставления льготы образовательным учреждениям.
     

     Пример.
     
     К коммерческому высшему учебному заведению налоговая инспекция предъявляет требования по уплате земельного налога. Почему данное учебное заведение не освобождается от уплаты налога?
     
     Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) установлено, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательное учреждение должно быть образовано в соответствии с этим Законом, иметь соответствующую организационно-правовую форму (государственное, муниципальное, негосударственное) и лицензию, полученную в установленном порядке.
     
     Таким образом, право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные налоговым законодательством, возникают у предприятия с момента выдачи лицензии и при соблюдении вышеуказанных условий.
     
     Согласно Закону РФ "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.
     
     Однако предусмотренная указанным выше Законом льгота по уплате земельного налога образовательным учреждениям не является нормой прямого действия, так как согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.1991 N 1734_1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Изменение режима налогообложения по налогам осуществляется путем внесения изменений в законодательные акты о налогах, которым в данном случае является Закон о плате за землю.
     
     В связи с этим до внесения изменений в Закон о плате за землю вопрос о предоставлении образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности льготы по земельному налогу в настоящее время может быть рассмотрен и решен органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
     
     

     Для определения организаций, которые непосредственно относятся к учреждениям социального обслуживания и в связи с этим имеют право на льготу по земельному налогу, необходимо обратиться к Федеральному закону от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В ст. 17 Закона приведен перечень юридических лиц, относящихся к учреждениям социального обслуживания. В связи с этим использование данной льготы применительно к следующим учреждениям:
     
     комплексные центры социального обслуживания населения;
     
     территориальные центры социальной помощи семье и детям;
     
     центры социального обслуживания;
     
     социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
     
     центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
     
     социальные приюты для детей и подростков;
     
     центры психолого-педагогической помощи населению;
     
     центры экстренной психологической помощи по телефону;
     
     центры (отделения) социальной помощи на дому;
     
     дома ночного пребывания;
     
     специальные дома для одиноких престарелых;
     
     стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
     
     геронтологические центры.
     
     Одновременно следует отметить, что государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания имеют право на льготу по земельному налогу при условии, если они финансируются за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.
     
     При рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты земельного налога государственных органов охраны природы следует обратить внимание на то, что право на льготу может быть реализовано только теми из них, которые являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и объектов животного мира и обозначены в постановлениях Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" и от 19.01.1998 N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания".
     
     Предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв, освобождаются от уплаты земельного налога. Для получения такой льготы юридическими и физическими лицами должны представляться в налоговые органы документы, утвержденные местной администрацией о предоставлении таким лицам земельных участков, где должно быть указано, что им выделены земли, которые нарушены и требуют рекультивации. На практике торф как добывается в целях удобрения полей, так и используется в виде топлива. Безусловно, что для получения льготы торфодобывающие предприятия должны предъявлять в налоговые органы обоснованные расчеты по факту реализации торфа для различных целей.
     

     Следующая льгота действующим законодательством предоставлена участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ.
     
     При этом возникает вопрос, как правильно определить категории граждан, на которых распространяются льготы участников ВОВ. Таких категорий имеется несколько. Первая - участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан. Основанием для предоставления им льготы является "Удостоверение участника войны".
     
     Вторая категория граждан - лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период ВОВ, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы по земельному налогу является "Удостоверение о праве на льготы".
     
     Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также относятся к категории граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ, и в связи с этим имеют право на льготу по земельному налогу. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" распространил льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на бывших несовершеннолетних узников фашизма. Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение о праве на льготы", выданное территориальными органами социальной защиты населения.
     
     Следующая категория граждан, на которую были распространены льготы участников ВОВ, - это граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда". Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 "О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда" в свое время распространял льготы, предоставляемые участникам ВОВ, на указанные категории граждан. Однако Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1999 N 1186 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 был отменен.
     

     Часто возникают вопросы относительно применения льготы по земельному налогу на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Поясним эту ситуацию на конкретном примере.
     
     Пример.
     
     Ветеран ВОВ награжден за работу в тылу медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и согласно Федеральному закону "О ветеранах" ему предоставляется льготное налогообложение. Права ли налоговая инспекция, предъявляя к нему требования по уплате земельного налога?
     
     Подпункт 6 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" содержит исчерпывающий перечень физических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, в числе которых лица, проработавшие в тылу во время ВОВ в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, не указаны.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ; лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны в пределах границ действующих фронтов; лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
     
     В соответствии с инструкцией от 26.07.1995 "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом “О ветеранах”", разработанной Минсоцзащиты России и другими ведомствами, зарегистрированной в Минюсте России 18.08.1995 за N 934, ветеранам ВОВ из числа лиц, проработавших в тылу во время войны, льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы. Удостоверение выдается по обращению гражданина органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных и иных учреждений, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо менее 6 месяцев при предоставлении удостоверений о награждении орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. В удостоверении производится отметка - "Имеет право на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона ”О ветеранах”".
     
     Если обратиться к ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", то в ней сказано, что лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшим менее шести месяцев и награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, предоставляется льготное налогообложение только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Кроме того, в указанном Федеральном законе не содержится норма о полном распространении социальных гарантий и льгот, установленных для участников ВОВ, на лиц, проработавших в тылу в годы войны, а также не содержится норма об освобождении от уплаты земельного налога указанных лиц. Льготы по земельному налогу могут быть предоставлены только при условии, что они содержатся в законе о налогах, что подтверждает ст. 23 Закона РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", в соответствии с которой не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.
     
     Для предоставления льготы по уплате земельного налога указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены соответствующие изменения в Закон о плате за землю. Таким образом, действия налоговых органов по привлечению к уплате земельного налога ветеранов ВОВ, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, правомерны.
     
     
     На поддержку социальной защищенности граждан направлена еще одна льгота. Освобождаются от уплаты земельного налога граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
     
     Предоставление льгот по земельному налогу пострадавшим в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС производится по нормам Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями). В подпункте 8 п. 5 инструкции Госналогслужбы России N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" приведен большой перечень граждан, льготируемых по земельному налогу в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Более подробно остановимся на изменениях, которые произошли до недавнего времени.
     
     Так, Федеральным законом от 05.05.1999 N 127_ФЗ "О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" изменены условия, по которым предоставляются льготы по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы. В связи с этим следует отметить, что гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, льготы могут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. При этом документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     

     Наиболее часто вопросы возникают в связи с потерей льгот по земельному налогу гражданами, проживающими в населенных пунктах на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Рассмотрим такое положение на примере.
     
     Пример.
     
     Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определены зоны радиоактивного загрязнения, которые подразделялись на зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также установлены категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе проживающие (работающие) в населенных пунктах на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которым было предусмотрено освобождение от уплаты сельхозналога, налога со строений и налога с транспортных средств.
     
     Закон РФ от 18.06.1992 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" подтвердил перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в который были включены граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст. 13 данного Закона (с учетом п. 12 ст. 18 Закона) граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, освобождались от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства.
     
     13 августа 1994 года вступил в действие Федеральный закон от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”". В Закон была включена норма по освобождению от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. В связи с этим с 13 августа 1994 года указанные категории граждан, в том числе граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, получили право на льготу по земельному налогу.
     
     Льготу по уплате земельного налога гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, исключил Федеральный закон от 24.11.1995 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”". Поскольку дата опубликования этого Закона 27 ноября 1995 года, то с этого дня и утрачивается льгота по уплате земельного налога для такой категории граждан.
     

     
     Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" определяет льготную категорию граждан, подвергшихся воздействию радиации. Указанным выше законодательным актом установлено, что правом на льготу по земельному налогу могут воспользоваться две категории граждан. Первая - граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации. Вторая - это граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Следует подчеркнуть, что как первая категория граждан, так и вторая дополнены еще определенным кругом льготников.
     
     С 30 ноября 1998 года, то есть с момента опубликования Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ, право на льготу по земельному налогу имеют военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также те, кто был занят на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах. Кроме того, заметим, что и без того большой круг льготников пополнился еще дополнительной категорией.
     
     С 30 ноября 1998 года имеют право на льготу по земельному налогу также граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), а также граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр).
     
     Однако гражданам, проживавшим в населенных пунктах и добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, льгота по земельному налогу может быть предоставлена при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр), то есть условие предоставления льготы для такой категории граждан с введением в действие Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ изменилось, так как ранее им льгота предоставлялась при условии получения среднегодовой эффективной дозы облучения свыше 1 мЗв, приходящейся на 20 мая 1993 года. Основанием для предоставления льгот указанным выше категориям граждан являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданные в соответствии с положениями, разработанными Госкомчернобылем России и МЧС России и другими министерствами и зарегистрированными в Минюсте России.
     

     Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ распространены отдельные льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. Основанием для предоставления льгот указанным гражданам являются удостоверения единого образца, которые дают право на получение компенсаций и льгот с момента их предъявления. Порядок оформления и выдачи гражданам удостоверений единого образца утвержден постановлением Правительства РФ от 23.04.1996 N 522 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
     

(Продолжение следует)