Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об особенностях налогообложения за загрязнение окружающей среды


Об особенностях налогообложения за загрязнение окружающей среды

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. Законов РФ от 21.02.1992 N 2397-1, от 02.06.1993 N 5070-1) впервые в общероссийском масштабе установлена платность использования природных ресурсов, включающая в себя платежи за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах и сверх установленных лимитов. Объемы указанного вредного воздействия, выражаемые, например, в тоннах выбросов, сборов различных веществ, являются налогооблагаемой базой при расчете соответствующих платежей.
     
     Вышеуказанным Законом было предусмотрено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
     
     Помимо определения общих условий по данным платежам этим постановлением Минэкологии России было предоставлено право по согласованию с Минэкономики России и Минфином России вносить уточнения в утвержденные нормативы платы и коэффициенты в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду.
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 поручалось разработать и утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Соответствующие нормативы были утверждены МПР России 27 ноября 1992 года по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
     
     В основу указанных нормативов платы положены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, действующие на территории Российской Федерации с 1991 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.01.1991 N 13, измененные в связи с ростом уровня цен на природоохранные мероприятия.
     

     Нормативы платы были установлены в рублях за 1 тонну по 217 видам загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу передвижными и стационарными источниками, а также по 198 видам загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты. Были утверждены также базовые нормативы платы за размещение отходов, в зависимости от их токсичности. Кроме того, введены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов России, а также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек.
     
     При определении предприятием своих объемов по выбросу, сбросу загрязняющих веществ, эти нормативы и коэффициенты должны применяться в расчетах конкретных сумм платежей.
     
     Поскольку сама технология расчетов сумм платежей по определенным видам вредного воздействия достаточно сложна и специфична, предприятиям рекомендуется воспользоваться Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными 26.01.1993 МПР России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (зарегистрировано в Минюсте России 24.02.1993, регистрационный N 190).
     
     В этих указаниях достаточно подробно изложен порядок определения массы загрязнения, поступающей в природную среду, а также даны примеры расчетов размеров платы и их корректировки с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (п. 4) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии России и Госсанэпиднадзора понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     При применении указанного пункта постановления следует иметь в виду, что он не применяется по отношению к 10-процентным отчислениям в федеральный бюджет, так как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе освобождать плательщиков от внесения обязательных платежей в федеральный бюджет. Эта норма введена Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     В ходе проверок, регулярно проводимых налоговыми органами, контролируются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения в бюджет этих платежей.
     
     Контрольная работа налоговых органов по правильности исчисления и своевременности уплаты предприятиями указанных платежей ведется, как правило, совместно с территориальными органами Госкомэкологии России.
     
     С целью усиления контроля за поступлением платежей за загрязнение окружающей среды, выявлением и постановкой на учет новых плательщиков систематически проводится разъяснительная работа по порядку внесения указанных платежей в бюджет, в том числе через публикации в районных, городских газетах, выступления по местному телевидению, размещение информации на специальных стендах в налоговых инспекциях. Организованы также консультации и семинары-совещания с плательщиками. Предприятиям, имеющим льготы в части 90 % платы за загрязнение окружающей среды, разосланы напоминания, что предоставление льгот в части 10-процентных отчислений, направляемых в федеральный бюджет, не производится.
     
     Кроме того, проводится систематическая сверка плательщиков с территориальными комитетами по охране природы. Направляются также запросы: в Госавтоинспекции - о регистрации транспортных средств; в управления сельского хозяйства - о наличии у предприятий сельскохозяйственной техники; в комитеты по статистике - о наличии котельных в соответствующих регионах.
     
     Вместе с тем, несмотря на тесную совместную работу территориальных природоохранных и налоговых органов по контролю за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации, на местах все еще возникает много спорных, недостаточно четко отработанных вопросов. Вот некоторые из них.
     
     Являются ли субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, плательщиками платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе 90 % отчислений в экологические фонды?
     
     Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", не вносят плату за загрязнение природной среды, так как данные платежи не указаны в перечне налогов и других обязательных платежей, для которых сохранен действующий порядок уплаты (п. 2 ст. 1 Закона).
     
     Освобождаются ли от уплаты 10 % платежей за загрязнение окружающей природной среды в федеральный бюджет организации социальной и культурной сферы, а также организации, находящиеся на бюджетном финансировании, при освобождении их от уплаты всей суммы платежей за загрязнение окружающей природной среды соответствующим решением субъекта Российской Федерации?
     
     Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" установлено, что в доход федерального бюджета Российской Федерации предприятиями, учреждениями и организациями направляются 10 % отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.
     
     Указанным Законом, а также разработанным на его основании Порядком направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.1993 МПР России N 04-15/61-638, Минфином России N 19 и Госналогслужбой России N ВГ_6_02/10, не предусмотрено каких-либо льгот предприятиям, учреждениям и организациям при внесении этих платежей в федеральный бюджет.
     
     Организации, финансирование которых осуществляется из бюджета, направляют 10 % отчислений за счет сметы на их содержание.
     
     Что касается внесения платежей в территориальные внебюджетные экологические фонды, то в соответствии с п. 4б постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. постановления Правительства РФ от 27.12.1994 N 1428) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     Какой порядок представления расчетов и внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды предусмотрен в случае осуществления деятельности предприятий-природопользователей или их подразделений (филиалов) на территории других субъектов Российской Федерации, где применяются иные индексы инфляции и коэффициенты экологической ситуации?
     
     В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 83) организация, в состав которой входят филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и представительства.
     
     В связи с этим конкретный расчет по плате за загрязнение окружающей природной среды должен учитывать те индексы инфляции и коэффициенты экологической ситуации, которые приняты по месту нахождения соответствующего филиала предприятия.
     
     Какой порядок налогообложения при передаче предприятием-владельцем передвижных источников загрязнения окружающей природной среды в соответствии с договорами в аренду юридическим лицам или частным предпринимателям транспортных средств?
     
     При передаче владельцами (юридическими лицами) по договору аренды личных автомобилей каким-либо организациям эти лица остаются собственниками своих автомашин, так как в соответствии с нормами части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 608) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 природопользователь обязан получить разрешение на выброс (сброс загрязняющих веществ) в соответствующем территориальном органе Госкомэкологии России. Если арендодатель не переоформил на арендополучателя соответствующее разрешение на выбросы от передвижных источников, то вносить платежи должен собственник автотранспортных средств (то есть арендодатель).
     
     Являются ли частные предприниматели плательщиками платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе 10 % в федеральный бюджет?
     
     В соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.1993 N 5076-1) и разработанным на его основании Порядком направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.1993 МПР России N 04-15/61-638, Минфином России N 19 и Госналогслужбой России N ВГ-6-2/10, предусмотрено, что указанные платежи в доход бюджета вносят только предприятия, учреждения и организации, а также иностранные юридические и физические лица.
     
     В связи с этим правовых оснований для взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды с индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) в настоящее время не имеется.
     
     Распространяется ли действие постановления Правительства РФ от 09.06.1998 N 576 "О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней" на платежи за загрязнение окружающей природной среды, и какую ставку пени следует применять?
     
     При начислении пени за несвоевременную уплату платежей за загрязнение окружающей природной среды, поступающих в федеральный бюджет (10 % платы), следует руководствоваться тем же порядком, что применяется и к другим платежам, поступающим в бюджеты разного уровня.
     
     Что касается внесения платежей в государственные внебюджетные экологические фонды, то размер пени при их просрочке определяется Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минфином России 22.12.1992 N 9-5-12 и МПР России 21.12.1992 N 04-04/72-6344, и составляет 0,3 % от суммы недовнесенного платежа за каждый календарный день просрочки.