Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О легализации доходов, полученных незаконным путем, и их налогообложении


О легализации доходов, полученных незаконным путем, и их налогообложении

     

И.Н. Соловьев,
Управление ФСНП России по г. Москве

     
     В последнее время все большую актуальность приобретают вопросы пресечения попыток легализации (отмывания) незаконно полученных денежных средств.
     
     Термин "отмывание" появился в середине тридцатых годов в США, когда преступные группировки вкладывали средства, полученные от незаконных промыслов, в сеть принадлежащих этим группировкам прачечных для легализации этих доходов.
     
     В соответствии с определением, сформулированным Президентской комиссией США по организованной преступности, под "отмыванием" денег понимается процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, а также попытки представить эти доходы как имеющие законное происхождение.
     
     Преступления в сфере экономической деятельности (в том числе налоговые) совершаются с целью получения материальной выгоды, дохода (в подавляющем большинстве случаев в денежной форме). Как показывает практика, полученные таким образом доходы вкладываются не только в расширение преступной деятельности, но и инвестируются в недвижимость, валютные ценности. Однако вложение незаконно полученных доходов в предметы роскоши не приносит дивидендов, поэтому вполне объяснимо стремление владельцев таких средств вложить их в различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги "работали" и приносили соответственно новые деньги.
     
     По данным МВД России, около 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в различные формы предпринимательской деятельности и около 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Безусловно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальные субъекты финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
     
     Реалии криминогенной обстановки в нашей стране таковы, что налоговые преступления, помимо иных преступлений в сфере экономической деятельности, связаны с проявлениями организованной преступности. Под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения.
     
     Организованные преступные структуры взяли под контроль такие сферы преступной деятельности, которые дают наибольшую прибыль (сбыт наркотиков, проституция, торговля оружием и др.). Доходы от этих видов преступлений также являются мощным источником подпитывания организованных преступных группировок в сфере экономики, так как отмываются и используются в легальных и законных формах бизнеса.
     

     Владельцы незаконно приобретенных денежных средств стремятся их легализовать таким образом, чтобы не только не раскрыть источники образования этих денег, но и, как уже отмечалось, получить новые доходы.
     
     В условиях динамично развивающейся политической обстановки организованная преступность, опираясь на глубокие экономические и социальные корни, постоянно набирает силу. Сочетая в себе особенности профессиональной уголовной преступности, теневой экономики и коррупции, она стала опасным антиобщественным явлением, все шире использующим в своих интересах государственные и социальные институты.
     
     По мнению специалистов МВД России, под "теневой экономикой" следует понимать экономику, имеющую деструктивный характер, наносящую вред обществу и его членам, дающую возможность получать незаконный доход, осуществлять сокрытие полученных средств от налогообложения государства.
     
     Вообще, с точки зрения автора, "теневую экономику" можно определить как экономику, выведенную из сферы налогообложения.
     
     Отток капитала в "теневую экономику" некоторые авторы считают характерным признаком чрезмерного налогообложения. Именно эта ситуация складывается сейчас в России, когда она теряет законопо-слушного налогоплательщика. Чем больше инфляция и высокие налоги уменьшают реальные, находящиеся в распоряжении индивидов доходы, тем сильнее стимулы к получению нелегального дохода в формах, которые не так-то легко обнаружить (например, в виде наличных денег либо бартерного товарообмена). Хотя оценить размеры доходов от подпольной экономики трудно, большинство зарубежных экспертов сходится в том, что их величина составляет от 5 до 15 % объема официального ВНП. В России, по данным экспертных оценок, этот показатель в
2,5-3 раза выше.
     
     Отметим, что с 1993 года ООН и Евростат рекомендовали при определении полученного в стране валового внутреннего продукта (ВВП) учитывать "теневую экономику". По данным Госкомстата России, деятельность теневой экономики добавляла к официально учитываемому ВВП в дореформенные годы 9-10 %, в 1995 году - 20 %, в 1996 - 23 %, в 1997 - 25 %.
     
     По оценкам же сотрудников налоговых и правоохранительных органов эта доля на сегодняшний день составляет порядка 40-45 %. Таким образом, основными чертами российской теневой экономики являются крупномасштабность, высокие темпы роста, вовлеченность в нее значительной части населения, сращивание с организованной преступностью и коррупцией. Необходимо отметить, что "теневая экономика" напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, осуществлением запрещенной законом деятельности (контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т.д.). И если осуществление запрещенной законом деятельности характерно для организованной преступности, то уклонение от уплаты налогов характерно для большинства российских предпринимателей. Уходя от налогов теневик-хозяйственник тем не менее не избегает иных "выплат" - взяток чиновникам и сотрудникам контролирующих и правоохранительных органов, криминалитету и т.д.
     

     Необходимо отметить, что на Западе понятие "теневой" капитал тесно связано с уклонением от уплаты налогов. Так, например, Уголовный кодекс ФРГ не дает четкого определения понятия "теневой капитал", однако, как считают немецкие специалисты по финансово-налоговому законодательству, оно вытекает из ст. 73 УК ФРГ, которая регулирует все случаи лишения правонарушителей материальных выгод, полученных ими в результате совершения противоправных действий, а именно: кражи, обмана, растрат, утаивания финансовых средств и т.д. Более того, по мнению немецких специалистов в области налогового законодательства, ст.73 УК ФРГ позволяет квалифицировать как "теневой капитал" любую извлеченную в результате противоправных действий материальную выгоду, в том числе полученную в ходе махинаций с сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией и пр.
     
     Особое внимание немецкие специалисты уделяют природе возникновения и способам легализации "черных денег", возникающих в результате совершения противоправных действий в сфере налогообложения. Так, эксперт в области налогового законодательства К. Коттке считает, что с точки зрения системы налогообложения понятие "черные деньги" включает не только материальную выгоду от противозаконных действий в финансово-экономической сфере, но и суммы, возникающие в результате неуплаты налогов с имеющегося дохода.
     
     Например, предприниматель N обязан включить в налоговую декларацию суммарную прибыль в размере 3 млн немецких марок. Однако он на треть занижает декларируемую сумму, то есть указывает в декларации лишь 2 млн марок. В результате этого N приобретает доход в сумме 1 млн марок и еще 530 тыс. марок неуплаченного подоходного налога с утаенной суммы. Таким образом, у N появляются "черные деньги" в сумме 1 млн 530 тыс. марок*1.
     _____
     *1 Клаус Коттке. «Грязные деньги — что это такое?». — М.: «Дело и сервис», 1998. С. 65.

     
     При характеристике "черных денег" следует учитывать фактор секретности их формирования (образования, накопления), который они фактически утрачивают в результате "отмывания", после чего установить незаконное происхождение "черных денег" 6ывает очень сложно. Например, если эти суммы вложены в акции, облигации, недвижимость, коммерческие или промышленные предприятия, то есть если "черные деньги" легализованы и не отличаются от материальных и финансовых ресурсов, находящихся в обороте на законных основаниях.
     
     Некоторые российские специалисты относят налоговые преступления к группе преступных деяний, использующихся в структуре организованной преступной деятельности в качестве вспомогательных, побочных и нетипичных ее элементов, отмечая, что общим признаком этих преступлений является то, что они способны приносить не прямые материальные выгоды или денежные средства организованному преступному сообществу, а направлены на причинение ущерба имуществу, создание условий для совершения других преступлений или сокрытия их следов, маскируя организованную преступную деятельность, направляя расследование этой деятельности по ложному пути.
     

     С подобной оценкой роли налоговых преступлений можно согласиться лишь отчасти, так как в данной точке зрения не до конца учтена общественная опасность налоговых преступлений в сочетании с элементами организованной преступности: ведь по оценкам экспертов, налоговые преступления являются сопутствующими при осуществлении практически всех более и менее легальных операций, проводимых организованными преступными группировками.
     
     Используемая в США судебная практика "сделок о признании вины" нередко приводит к тому, что налоговые статьи применяются для наказания не только за налоговые преступления. Так, действия, связанные с извлечением преступных доходов (наркобизнес, торговля оружием, проституция и ряд других) расцениваются как косвенное сокрытие доходов от налогообложения, поскольку доказать обвинение в налоговом преступлении легче, чем сформировать достаточную доказательственную базу по иным более тяжким преступлениям, так как обвинение в налоговом преступлении строится в основном на финансовых и бухгалтерских документах, а также на результатах проверок налогоплательщика, а не на свидетельских показаниях и оперативных материалах, как это бывает при расследовании тяжких общеуголовных преступлений.
     
     Различия в законодательстве многих развитых стран заключаются в определении перечня деяний, явившихся источником происхождения незаконных средств. Такими источниками могут быть:
     
     - любые преступления, предусмотренные уголовным законодательством;
     
     - преступления, связанные с проявлениями организованной преступности;
     
     - правонарушения;
     
     - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
     
     В проекте Федерального закона "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" под таковыми понимаются вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения (п. 1 ст. 3).
     
     Как отмечают специалисты МВД, существует множество способов извлечения незаконных доходов, причиняющих существенный вред охраняемым законом интересам государства и общества, но криминализировать каждый из них было бы практически невозможно. Поэтому в ст. 174 УК РФ существует специальная норма, предусматривающая ответственность за легализацию ("отмывание") денежных средств или иного имущества, полученного незаконным путем, а именно:
     
     (ч. 1) совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности - наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового;
     

     (ч. 2) те же деяния, совершенные:
     
     а) группой лиц по предварительному сговору;
     
     б) неоднократно;
     
     в) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой;
     
     (ч. 3) деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2, совершенные организованной группой или в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
     
     Как показывает практика работы органов налоговой полиции, при расследовании налоговых преступлений нередко приходится сталкиваться и с фактами легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем.
     
     В этом случае для того, чтобы расследование было успешно завершено, сотрудникам правоохранительных органов необходимо доказать, что деньги, полученные от незаконных действий (например, от незаконного предпринимательства, взяточничества и т.д.) были направлены на осуществление легальной деятельности (покупка дома, выплата заработной платы наемным работникам, организация бизнеса и т.д.). В случае если деньги, полученные от незаконной деятельности, вкладывались также в незаконную деятельность, то речи об отмывании быть не может.
     
     Примером может служить уголовное дело, возбужденное московской налоговой полицией в отношении руководителей фирмы, занимавшихся реализацией алкогольной продукции.
     
     Так, было установлено, что руководители фирмы неоднократно, по предварительному сговору с группой лиц, используя свое служебное положение, совершали сделки с имуществом (алкогольная продукция), полученным незаконным путем (фирма не имела лицензии на реализацию алкоголя). При реализации алкоголя вышеуказанные лица использовали поддельные печати нескольких юридических лиц. Доход от осуществления такой деятельности составил более 3 млн деноминированных рублей.
     
     Действия руководителей были квалифицированы как:
     
     - уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ);
     
     - осуществление незаконной предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере (п. а, б ч. 2 ст. 171 УК РФ);
     

     - осуществление легализации ("отмывания") имущества, приобретенного незаконным путем для осуществления предпринимательской деятельности, неоднократно, в крупном размере (ч. 3 ст. 174 УК РФ);
     
     - использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
     
     Окончательное решение по данному делу должен принять суд.
     
     Некоторые специалисты считают, что в ст. 174 УК РФ несколько расширен объект уголовно-правового воздействия (доходы, полученные незаконным путем). С точки зрения данных специалистов, под действие данной уголовно-правовой нормы могут формально подпадать доходы, полученные и от неправомерных гражданско-правовых сделок, и было бы более корректно употреблять термин "доходы, полученные преступным путем".
     
     Такая точка зрения заслуживает внимания, так как "отмыванием" занимаются в основном организованные преступные структуры и, причем, тех доходов, которые были получены при совершении общеуголовных преступлений. Таким образом, доходы, извлеченные из преступлений общеуголовного характера, вливаются в легальные либо незаконно действующие банки, фирмы, предприятия и этим создают условия для существования и экономического укрепления базы организованной преступности в целом.
     
     Возникает вопрос: считаются ли средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, незаконными?
     
     С нашей точки зрения, "да", так как уклонение от уплаты налогов является таким же преступлением (виновно совершенным общественно опасным деянием, запрещенным УК РФ под угрозой наказания), как и все остальные.
     
     В последнее время некоторые специалисты выдвигают предложения, со ссылкой на западный опыт, о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с извлечением незаконных или преступных доходов от продажи оружия, наркотиков, проституции и др.
     
     Так, например, В. Ткаченко отмечает: "По моему мнению, обложению налогом подлежат и те доходы, которые получены гражданином в результате преступлений (хищение, взятка), и о них гражданин обязан сообщить"*1.
     _____
     *1 Ткаченко В. Преступления против бюджета. «Юридическая газета», 1996, № 44.

     
     Однако в настоящее время в России согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).
     

     Таким образом, в данное время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением незаконного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.
     
     Анализ налоговых правонарушений и преступлений свидетельствует о том, что возникновение "черных денег" происходит практически во  всех  областях  хозяйственной деятельности, связанных с получением доходов: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и т.д. Противоправные операции распространены как среди владельцев крупных, так и средних и мелких частных предприятий: производственных, сбытовых, транспортных, торговых, ремонтных, рекламных и т.п., а также среди лиц свободных профессий: врачей, юристов, писателей, художников, журналистов и др. Специалисты налоговой полиции выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения неучтенных, "черных", то есть сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие для отмывания незаконно полученных доходов.
     
     Первый. Преступными сообществами и иными заинтересованными лицами создаются фирмы, занимающиеся обналичиванием денежных средств для продажи "черных" наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. Анализ деятельности обналичивающих организаций позволяет выделить характерные особенности их регистрации и функционирования:
     
     - по указанным юридическим адресам они не располагаются и связи с юридическими адресами не имеют;
     
     - руководителями фирм являются подставные лица (бомжи, пенсионеры, студенты) либо первые лица фирм оформляются по краденому (потерянному) паспорту;
     
     - бухгалтерский учет не ведется;
     
     - организаторы обналичивания с целью уклонения от налогообложения используют фирмы в течение 1-2 месяцев;
     
     - суточный оборот каждой фирмы составляет в среднем 100-700 тыс. руб. и, как правило, увеличивается к концу недели;
     
     - фиктивные договоры, сметы и акты приемки подписываются не руководителем фирмы, а исполнителями. Указанные документы выдаются клиентам в незаполненном виде. Наиболее распространенными договорами, под которые проводятся операции по обналичиванию, являются следующие: оказание транспортно-экспедиционных услуг, оплата услуг по хранению и оформлению грузов, экспертные услуги, выполнение научно-исследовательских работ, маркетинговые исследования и консультирование, торгово-закупочная деятельность, закупка сельскохозяйственной продукции, оказание ремонтных услуг, осуществление ремонтно-отделочных работ, предоставление научно-технической продукции, выполнение научно-прикладной работы;
     
     - по мере прекращения активной деятельности обналичивающей фирмы ее юридическое дело может изыматься из банка под предлогом перехода в другой банк.
     
     В настоящее время распространена практика не только банкротства обналичивающей фирмы до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизация фирмы путем смены учредителей или слияния с другой фирмой путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Федерации.
     
     Таким образом, на первом этапе введение "грязных" наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.
     
     Введение в оборот "грязных" наличных денег может также осуществляться через благотворительные фонды и иные некоммерческие организации, а также с помощью контрабанды.
     
     Второй. Незаконные доходы отделяются от источника их получения с помощью ряда финансовых операций. Широко распространено создание оффшорных предприятий, на счета которых по фиктивным экспортно-импортным контрактам направляются деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся "обналичиванием", и фондов.
     
     Третий. Денежные средства "отмываются" с помощью экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки, после чего деньги по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой. Довольно широкое распространение получило "отмываение" денег с помощью лотерей и через казино.
     
     Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности (участие в легальной хозяйственной деятельности).
     
     Четвертый. "Грязные деньги" преступных промыслов (оборот наркотиков, проституция, вымогательство, преступления в сфере экономической деятельности) успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.
     
     Исследуя международный опыт, отметим, что в Германии, например, наиболее распространенным способом получения "черных денег" является занижение суммы дохода с оборота и, следовательно, занижение налога с оборота. В случае же уклонения от уплаты налога на недвижимость "черные деньги" могут быть получены путем занижения стоимости имущества, благодаря чему уменьшается и величина налога, то есть утаивается часть налогооблагаемой стоимости. Незаконные доходы могут выступать также в виде товара, скрытого от налогообложения, то есть не проведенного по инвентарным книгам и бухгалтерским документам (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции).
     
     Владельцы незаконно приобретенных денежных средств стремятся их использовать таким образом, чтобы не только не раскрыть источников образования этих денег, но и получить новые доходы. Это позволило сотрудникам правоохранительных и налоговых органов западных стран отметить некоторые способы легализации ("отмывания") незаконно полученных денежных средств и выделить в этом процессе несколько стадий легализации незаконно приобретенных денег.
     
     На первой стадии, как правило, происходит продажа неучтенного товара или запрещенного продукта (например, наркотиков) и вложение вырученных денег на банковский счет или в легальный бизнес.
     
     На второй стадии легализации первоначально "отмытые" деньги используются их владельцами для расчетов с клиентами или для вложения в новое дело, переводятся на другие счета в банке и т.д. В некоторых областях незаконного бизнеса, особенно в сфере наркобизнеса, происходит двух-трех и более кратный перевод денежных средств на новые счета из одних банков в другие.
     
     Практика легализации незаконно полученных денежных средств, так же как и способы их получения, отражает некоторые специфические приемы ведения финансовых дел с целью уклонения от налогов в сфере частного предпринимательства.
     
     Специалисты по налоговым вопросам называют следующие основные пути "отмывания" денег: использование возможностей банков, вложение денег в дело и иные способы, в том числе с помощью игорных домов.
     
     Каждый из этих путей содержит, в свою очередь, множество вариантов. Например, использование банков сочетается с вложением денег в дело. Практикуется вложение части якобы полученных выигрышей в игорных домах на счета в банках. На другую часть "выигрыша" приобретаются ценности, объекты недвижимости, произведения искусства и т.п. Каждый из перечисленных путей имеет свои особенности.
     
     Основными способами "отмывания" денег через банки являются: открытие анонимных банковских счетов, осуществление многократных вкладов относительно небольшими суммами, не требующими регистрации личности вкладчика, получение кредитов с последующим погашением "черными деньгами". Даже простое перемещение "черного капитала" из одного банка в другой затрудняет выявление источника их происхождения в случае проверки. Довольно часто этот способ используется, когда речь идет о крупных денежных суммах. "Отмываемые" деньги могут вкладываться частями не в один банк, а в два или более банков за рубежом. Затем уже с этих счетов могут оплачиваться всевозможные расходы.
     
     Кроме того, распространенным способом "отмывания" является приобретение ценных бумаг за наличные деньги. Владелец ценных бумаг получает купоны, по которым впоследствии выплачиваются проценты. Большинство таких банковских сделок проводится свободно, однако в периоды экономических кризисов они, как правило, ограничиваются специальными предписаниями. На практике они носят характер торгово-коммерческих сделок, при которых ценные бумаги приобретаются клиентом у банковского окошка или возвращаются в банк за наличные деньги. Выплата процентов по этим ценным бумагам также производится наличными. По истечении срока действия ценных бумаг выплачивается их залоговая стоимость.
     
     Вышеназванные операции осуществляются крупными и мелкими сберегательными и ипотечными банками, кредитными институтами и обществами. Особенностью подобных сделок является их анонимный характер. Контролировать их значительно сложнее, чем обычные банковские операции по счетам вкладчиков.
     
     Перевод денег в ценные бумаги и на банковские счета характерен не только для Германии, но и для многих европейских стран, прежде всего Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна, чему в немалой степени способствует законодательство этих стран, обеспечивающее охрану конфиденциальности банковских вкладов - банковскую тайну. Однако в настоящее время во многих странах анонимные счета ликвидируются, а требования к идентификации личности клиентов усиливаются.
     
     Учитывая, что возможности банков широко используются для операций по "отмыванию" незаконных денег, финансовые органы ФРГ и некоторых других стран вводят в последнее время дополнительные меры по усилению контроля за банковскими операциями граждан. Так, в Германии на немецкие банки возложена обязанность предоставлять налоговым органам информацию о лицах, осуществивших денежные операции на сумму 30 тыс. марок и выше.
     
     Вложение сокрытых от налогообложения денег в частное предпринимательство является также одним из широко используемых методов их легализации. При инвестировании в предприятие деньги перечисляются через банк или почтовым переводом, как правило, через посредников (близкие знакомые, друзья, родственники).
     
     Как считают налоговые эксперты, очень сложно проверить и установить факты легализации денег в казино, учитывая, что в кассе игорного дома денежные купюры можно обменять на жетоны и впоследствии по истечении некоторого времени или посредством нескольких небольших ставок в игру в течение того же вечера предъявить их в кассу как выигрыш и перевести на личный счет клиента.
     
     Этот вариант считается достаточно надежным, так как лицо, "отмывающее" деньги, действительно посещало казино, делало ставки, имеет свидетелей из числа персонала заведения. Все в данном случае соответствует действительности, кроме суммы выигрыша.
     
     Необходимо отметить, что изучение практики образования, легализации и последующего использования незаконно полученных денежных средств в сфере частного предпринимательства является одной из важных функций в деятельности налоговой полиции многих стран мира.