Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Подоходное налогообложение в 2000 году будет снижено


Подоходное налогообложение в 2000 году будет снижено


М.П. Сокол,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" был дополнен и изменен двадцатью федеральными законами. Последний внесший изменения закон, принятый 25.11.1999 N 207-ФЗ, опубликован в "Российской газете" 02.12.1999 (N 239) и вступил в действие с 1 января 2000 года.
     
     Новый закон направлен на снижение налогового бремени с физических лиц. Расширен круг видов доходов, которые не будут включаться в совокупный годовой доход:
     
     суммы материальной помощи пострадавшим от террористических актов на территории России (независимо от размеров и источников выплаты);
     
     суммы единовременной денежной помощи, выплачиваемой в 2000 году инвалидам ВОВ, родителям и супругам погибших при выполнении обязанностей военной службы и инвалидам детства в связи с ВОВ;
     
     суммы международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в науке, технике, литературе, образовании, культуре и искусстве по перечню, утвержденному Правительством РФ.
     
     Кроме того, для определения размеров вычетов из совокупного годового дохода увеличен критерий - сумма годового дохода:
     
     при годовом доходе до 15 тыс. руб. в год будут ежемесячно производиться вычеты на самого налогоплательщика, каждого ребенка и иждивенца в сумме, равной двум размерам ММОТ (ранее до 10 тыс. руб. в год);
     
     при годовом доходе от 15 до 50 тыс. руб. в год - в размере одного ММОТ (ранее до 30 тыс. руб. в год);
     
     при годовом доходе свыше 50 тыс. руб. в год вычеты не будут производиться (ранее свыше 30 тыс. руб. в год).
     
     В настоящее время минимальная месячная оплата труда определена в сумме 83 руб. 49 коп. (Федеральный закон от 09.01.1997 N 6-ФЗ).
     
     Вдовы, вдовцы, одинокие матери при получении доходов в указанных выше размерах имеют право на соответствующие вычеты на детей и иждивенцев в удвоенном размере. При годовом доходе в сумме до 15 тыс. руб. у них вычет в месяц на каждого ребенка составит сумму, равную 4 ММОТ, а при доходе от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 2 ММОТ.
     
     Эта норма будет применяться в следующем
порядке.
     

     Пример.
     
     Физическое лицо, имеющее двух детей, в январе - мае 2000 года получило доход в сумме 10 тыс. руб. (по 2 тыс. руб. в месяц), включая суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы в районе Крайнего Севера и материальных выгод. Учитывая, что указанная сумма не превышает 15 тыс. руб., ему ежемесячно будут производиться вычеты для целей исчисления подоходного налога в размере: на него самого - по 2 размера ММОТ и на 2-х детей - 4 размера ММОТ. Всего: 6 размеров ММОТ в месяц или по 500 руб. 94 коп. (83 руб. 49 коп. х 6), а за пять месяцев его доход будет уменьшен на 2504 руб. 70 коп.
     
     В июне 2000 года физическое лицо получило доход в сумме 6 тыс. руб., в июле - октябре - 8 тыс. руб. Таким образом, за январь - октябрь общая сумма дохода составила 24 тыс. руб.
     
     В ноябре физическое лицо получило 27 тыс. руб. дохода, а общая сумма дохода за январь - ноябрь составила 51 тыс. руб.
     
     Учитывая, что в июне общая сумма дохода за январь - июнь составила 16 тыс. руб., или более 15 тыс. руб. в год, физическому лицу с июня будут предоставляться вычеты по 1 размеру ММОТ на него и на 2-х детей, то есть по 250 руб. 47 коп. в месяц и до октября включительно, то есть всего за июнь - октябрь вычеты составят 1252 руб. 35 коп. За ноябрь и декабрь этому лицу вычеты предоставляться не будут. За эти месяцы физическое лицо получило доход в сумме 4 тыс. руб.
     
     Итак, физическое лицо за 2000 год получило доход 55 тыс. руб., и ему будут предоставлены вычеты на него и на двоих детей в сумме 3757 руб. 05 коп. (2504,70 + + 1252,35).
     
     Для предоставления указанных вычетов совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, определяется с учетом суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы, выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями; суммы материальной выгоды по процентам по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, по страховым выплатам, а также других доходов.
     
     Доходы, которые в целях налогообложения не включаются в совокупный облагаемый доход, и документально подтвержденные расходы, произведенные гражданами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации), непосредственно связанные с извлечением дохода от выполнения работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, не включаются в совокупный доход для предоставления названных вычетов. И наоборот, вычеты и льготы по суммам, направленным на благотворительность, добровольное противопожарное страхование, строительство и приобретение жилья, добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в депутаты (в размере, соответствующем 10-, 15-, 5- и 7-кратной ММОТ), а также льготы, утвержденные законодательством субъектов Российской Федерации, при определении суммы дохода для предоставления указанных вычетов учитываться не будут.
     

     По закону совокупный годовой доход для целей налогообложения уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории России, по их письменным заявлениям, представленным в бухгалтерию по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, в пределах 5000-кратного размера ММОТ, установленного законом, за три года подряд начиная с того года, в котором приобретены жилой дом или квартира либо начато строительство, а также на суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных в кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физического лица за указанный период.
     
     Если прокомментировать эту норму, то следует отметить.
     
     1. Право на указанное уменьшение налоговой базы возникает с момента напраления денежных средств на строительство либо приобретение указанных объектов и не связано с регистрацией права собственности на них. Это право сохраняется до его реализации.
     
     2. Льгота может быть предоставлена только застройщику либо покупателю и только по его заявлению. Заявление физического лица о предоставлении льготы и в связи с этим о возврате ранее уплаченных сумм налога может быть удовлетворено лишь в случае если, с момента уплаты не истекло 3 года.
     
     3. Сумма, уменьшающая налоговую базу по расходам на строительство и приобретение указанных объектов, не может превышать 5000-кратной ММОТ за 3 года подряд начиная с года, в котором начато строительство либо приобретены объекты, и в то же время не может превышать совокупного дохода физического лица за эти 3 года.
     
     4. Суммы погашения банковского кредита и процентов по ним не входят в указанную 5000-кратную ММОТ. Однако общая сумма расходов на строительство либо приобретение объекта и затрат на погашение банковского кредита и процентов по нему не может превышать сумму совокупного дохода за указанные 3 года.
     
     И, наконец, самое главное - с 1 января 2000 года изменена шкала ставок налога.
     

     Так, в 1999 году действовала следующая шкала ставок подоходного налога:
     

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году

Ставка налога в федеральный бюджет

Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

До 30 000 руб.

3 %

9 %

От 30 001 до 60 000 руб.

3 %

2 700 руб. +12 % с суммы, превышающей 30 000 руб.

От 60 001 до 90 000 руб.

3%

6 300 руб. +17 % с суммы, превышающей 60 000 руб.

От 90 001 до 150000 руб.

3%

11 400 руб. +22 % с суммы, превышающей 90 000 руб.

От 150 001 до 300 000 руб.

3%

24 600 руб. +32 % с суммы, превышающей 150 000 руб.

От 300 001 руб. и выше

3%

72 600 руб. +42 % с суммы, превышающей 300 000 руб.


      Новый закон установил новую шкалу ставок.
     

 Сумма совокупного годового облагаемого дохода

Ставка налога

 До 50 000 руб.

12%

 От 50 001 руб. до 150 000 руб.

6 000 руб. +20 % с суммы дохода, превышающей 50 000 руб.

 От 150001 руб. и выше

26 000 руб. + 30 °/о с суммы дохода, превышающей 150 000 руб.

          
     Эта шкала затронет интересы 80 млн человек.
     
     На нескольких примерах можно рассчитать выигрыш каждого из нас.
     

Сумма совокупного годового облагаемого налогом дохода (РУб.)

Сумма налога по шкале ставок (руб.)

Процент изъятия налога по годам

Уменьшение налога в 2000 году по сравнению с 1999 годом


 

1999 года

2000 года

1999 год

2000 год

в сумме (руб

в % к налогу за 1999 год

1) 49 999

6598

5999

13,2

12,0

-599

-9,0

2) 149999

29098

25999

19,4

13,7

-3099

-10,0

3) 299 999

81598

70999

27,2

23,7

-10 599

-12,0

4) 400000

126600

101000

31,7

25,3

-25 600

-20,0


   Можно сделать следующие выводы:

     
     1. Чем больше сумма дохода, тем меньше налоговая нагрузка и больше выгода налогоплательщика.
     
     2. Появляется побудительный мотив к получению все большего дохода, а это - увеличение сумм подоходного налога, поступающего в бюджет.
     
     3. Уменьшается зона риска, а это влечет к более полному предъявлению к налогообложению действительных сумм, полученных доходов.
     
     4. По сравнению с 1999 годом с 2000 года в два раза уменьшается физическая нагрузка на должностных лиц, занимающихся исчислением подоходного налога, так как они не будут делать расчеты налога по ставке 3 % в федеральный бюджет.
     
     Однако следует иметь в виду, что новая шкала ставок будет применяться по доходам, полученным в 2000 году, а это значит, что по доходам, полученным в 1999 году, при перерасчетах, произведенных в 2000 году, будут применяться ставки, действовавшие в 1999 году.
     
     Например, при подаче декларации о доходах и уплаченных суммах налога за 1999 год в срок не позднее 30 апреля 2000 года перерасчет налога должен производиться по ставкам, действовавшим в 1999 году с применением ставки в размере 3 % в федеральный бюджет.
     
     Необходимо также экспертно спрогнозировать последствия вносимых последним Федеральным законом изменений и дополнений для консолидированного бюджета "2000".
     
     Прежде всего давайте взглянем на динамику размеров поступлений в бюджет подоходного налога за 1995-1999 годы.
     

Год

Поступления (млн руб.)

Темп роста (%)

Удельный вес подоходного налога в общих налоговых поступлениях в бюджет

1995

36712,2

209,1

10,3

1996

56717,8

154,5

11,9

1997

73971,6

130,4

12,6

1998

71700,5

97,0

13,8

1999 (11 месяцев)

95646,1

159,9

13,0


     Как видно из приведенных данных, рост поступлений в бюджет подоходного налога имеет устойчивую тенденцию, хотя темпы его постепенно снижаются. Ежегодно растет удельный вес сумм подоходного налога в общей сумме доходов в бюджете. Эта тенденция сохранялась и в те годы, когда снижались ставки налога, повышались суммы доходов, с которых налог взимался по минимальным ставкам, и повышались эти суммы по максимальной ставке налога. Кроме того, задолженность по заработной плате хотя и снижала размеры налога, поступавшего в бюджет, тем не менее на упомянутые тенденции не влияла.
     
     Автор полагает, что в 2000 году сумма поступлений подоходного налога в бюджет не только не снизится, но и возрастет по сравнению с 1999 годом.
     

     Безусловно, в будущем еще неоднократно будут внесены различные поправки в упомянутый Закон, даже может быть, что в ближайшем будущем будет принят закон о подоходном налоге в новой редакции.