Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль


В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга,

Т.Н. Соколова,

А.Ф. Матюшина

     
     1. Каковы условия получения льготы по налогу на прибыль по п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон РФ N 2116-1) и п. 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) (с учетом дополнений и изменений) в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие: производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", по предприятию-юридическому лицу.
     
     Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия-юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия-юридического лица.
     
     Согласно Методическим рекомендациям по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенным письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768, при обосновании права на льготу по налогу на прибыль для малых предприятий в строительстве рассчитывается доля выручки от реализации работ (услуг), выполненных собственными силами по этой деятельности, в общей сумме выручки, которая не должна включать выручку от реализации продукции (работ, услуг) субподрядчиков.
     
     Аналогичный порядок действует по другим видам деятельности в том случае, если в данные по выручке от реализации продукции (работ, услуг) включаются работы, услуги, выполненные сторонними организациями.
     
     2. Какой порядок при уплате налога на прибыль действует относительно филиалов и представительств, не имеющих самостоятельности?
     
     В п. 1.3 Инструкции N 37 установлено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится по месту нахождения этих структурных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
     
     В связи с этим Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России разработаны и доведены до налоговых органов Методические указания от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (с учетом дополнений и изменений от 14.11.1995 N НП-4-01/76н).
    
     Сумма налога на прибыль по структурным подразделениям исчисляется предприятиями исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой по двум показателям:
     
     - пропорционально среднесписочной численности работающих (фонд оплаты труда);
     
     - по стоимости основных производственных фондов.
     
     При этом налог на прибыль по указанным предприятиям без структурных подразделений (головным предприятиям) и по структурным подразделениям определяется по ставкам налога на прибыль, действующим на территориях, где расположены головные предприятия и структурные подразделения.
     
     3. Что понимается под обособленным подразделением?
     
     Обособленное подразделение организации согласно п. 2 ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) - любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения головной организации таковым производится независимо от отражения или неотражения его создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
     
     При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Указанные выше уточнения в п. 2 ст. 11 внесены Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     В отличие от Закона РФ N 2116-1 НК РФ предусмотрено, что с 1 января 1999 года в качестве налогоплательщиков всех видов налогов выступают организации-юридические лица. Филиалами и иными обособленными подразделениями, как определено в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), являются обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту.
     
     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделены имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     4. Какая особенность существует при расчетах налога на прибыль по предприятиям и организациям железнодорожного транспорта?
     
     Как следует из п. 3 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 (с учетом дополнений и изменений), для предприятий, относящихся к железнодорожному транспорту и связи, а также для объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства порядок уплаты налога на прибыль устанавливается Правительством РФ.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.1996 N 629 "О порядке уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс" уплата налогов на прибыль и добавленную стоимость предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс, производится централизованно на основании сводных балансов управлений железных дорог МПС России с зачислением сумм налога в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
     
     До введения в действие части второй Налогового кодекса РФ указанный выше порядок сохраняется.
     
     5. Возникает ли объект по налогу на прибыль при реорганизации организации?
     
     Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Исходя из п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
     
     В ст. 59 ГК РФ определено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Учитывая п. 3.2 ст. 39 НК РФ, не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.
     
     Таким образом, при проведении реорганизации предприятия в форме выделения с получением при этом на основании разделительного баланса, оформленного согласно требованиям ст. 59 ГК РФ, основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества объектов налогообложения не возникает в связи с отсутствием факта реализации продукции (работ, услуг).
     
     Аналогично не должно возникать объекта для исчисления налогов у передающей стороны при списании имущества по остаточной (балансовой) стоимости.
     
     6. Являются ли плательщиками налогов филиалы и представительства, находящиеся на самостоятельном балансе?
     
     Как следует из ст. 55 ГК РФ, представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующих юридических лиц, то есть юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления обособленным подразделением этого юридического лица его функций.
     
     Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, как это установлено в ст. 19 НК РФ, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.
     
     Наряду с этим, учитывая ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ), до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, которые устанавливают порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами.
     
     7. Оказывают ли влияние на платежи в бюджет у организаций, имеющих задолженность перед бюджетом, направляющих прибыль на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма?
     
     В п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 и п. 4.6 Инструкции N 37 (с учетом Федерального закона от 06.01.1999 N 10-ФЗ) предусмотрено, что не подлежит налогообложению прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Следовательно, при перечислении части прибыли на расчетный счет организации кинематографии в порядке целевого финансирования производства и тиражирования фильма, получившего статус национального, согласно положениям, определенным Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", организации независимо от вида их основной деятельности, а также от организационно-правовых форм и форм собственности вправе заявить в расчете по налогу на прибыль льготу, уменьшив облагаемую налогом прибыль на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств.
     
     Для предприятий и организаций, имеющих задолженность перед бюджетом, но попавших под ре-структуризацию, указанные перечисления не должны влиять на платежи, осуществляемые в соответствии с графиком погашения задолженности, установленным согласно предоставленной организации рассрочке.
     
     Организации кинематографии вправе отразить на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" полученные денежные средства при их использовании строго по целевому назначению - на производство и тиражирование продукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Для подтверждения права на льготу предприятиям и организациям, перечислившим средства на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, необходимо представить в налоговые орган копию удостоверения национального фильма и копию платежного поручения о перечислении этих средств, заверенную банком.
     
     8. Возникает ли объект обложения налогом на прибыль при осуществлении строительства хозяйственным способом?
     
     Исходя из п. 1 ст. 39 части первой НК РФ, в котором дано четкое определение тому, что является выручкой от реализации продукции (работ, услуг), начиная с 1 января 1999 года не является выручкой от реализации продукции (работ, услуг) строительно-монтажные работы, осуществляемые хозяйственным способом.
     
     Кроме того, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с учетом дополнений и изменений), определено, что предприятия-застройщики, осуществляющие строительство хозяйственным способом, фактически произведенные затраты учитывают на счете 30 "Некапитальные работы" со списанием после завершения строительства на счет 08 "Капитальные вложения".
     
     В п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 3.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 определено, что имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления.
     
     Так как фактической стоимостью основных средств, произведенных самой организацией, являются произведенные расходы на изготовление, установку, ввод в эксплуатацию, то базы для исчисления налога на прибыль не возникает.
     
     9. Списывается ли расход по капитальному и текущему ремонту на затраты производства по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование?
     
     Как следует из ст. 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование временно другой стороне (ссудополучателю), которая обязуется вернуть эту вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     В ст. 695 ГК РФ также определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
     
     В связи с тем, что на издержки производства (обращения) относятся затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных фондов, то в случае использования ссудополучателем основных средств по договору безвозмездного пользования фактически произведенные расходы, а именно - на текущий или капитальный ремонт (с учетом приобретения запасных частей), на покупку бензина и других горюче-смазочных материалов, при наличии подтверждающих документов в соответствии с требованиями п. 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации списываются на затраты производства.
     
     10. Относятся ли на затраты производства расходы по ведению реестра акционеров?
     
     Обязанность ведения реестра акционеров определена в ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице (акционере или номинальном держателей акций), количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные необходимые сведения.
     
     Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации общества.
     
     Общество с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более пятисот обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору.
     
     В связи с необходимостью ведения реестра акционеров фактические затраты, подтвержденные документально, списываются на затраты производства как расходы, связанные с управлением производством согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений изменений).
     
     Подтверждением указанному выше является п. 2.15 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания от 20.04.1995 N 1-550/32-2.
     
     11. Списываются ли на затраты производства расходы по топливу и горюче-смазочным материалам?
     
     В п. 2 "и" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции установлено, что затраты на содержание служебного автотранспорта для целей налогообложения принимаются в пределах, установленных законодательством.
     
     До настоящего времени Минфином России не утверждены нормы расходов для целей налогообложения на содержание служебного автотранспорта, и по этой причине затраты по расходу топлива и горюче-смазочных материалов подлежат списанию по Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте от 20.04.1997 N 3112194-0366-97, утвержденным Минтрансом России согласно постановлению Правительства РФ.
     
     12. При каких условиях предоставляется льгота по налогу на прибыль при долевом участии по содержанию объектов социального назначения?
     
     На основании п. 1 "б" ст. 6 Закона РФ N 2116-1 в п. 4.1.2 Инструкции N 37 (с учетом дополнений и изменений) определено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 этой Инструкции, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти норматива) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений.
     
     Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     При использовании указанной выше льготы, в случае участия в доле на содержание объектов, указанных в п. 1 "б" ст. 6 Закона РФ N 2116_1 (с учетом дополнений и изменений), необходимо представить налоговым органам общую смету на их содержание, в которой должна быть определена доля организации, претендующей на льготу по налогу на прибыль. В случае добровольного участия в финансировании объектов социального характера оснований для получения льготы нет.
     
     13. Учитывается ли ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при исчислении льготы по налогу на прибыль?
     
     В ст. 58 ГК РФ предусмотрено следующее:
     
     1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
     
     2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
     
     4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
     
     5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Однако в п. 3 ст. 2 ГК РФ определено, что к налоговым и другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство (ГК РФ) не применяется, если иное не установлено законодательством.
     
     Таким образом, поскольку льгота по налогу на прибыль не является объектом гражданских прав и не регулируется гражданским законодательством, то общие нормы правопреемства в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ не распространяются на налоговые льготы, то есть передача налоговой льготы в рамках гражданского правопреемства невозможна.
     
     Не предусмотрено указанное выше и НК РФ.
     
     14. На основании чего доначисление налогов на имущество списывается на финансовые результаты?
     
     В ст. 54 НК РФ определено:
     
     Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     При этом перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону увеличения налоговых обязательств, так и в сторону их уменьшения.
     
     В связи с тем, что доначисления налогов согласно НК РФ не считаются финансовыми санкциями, то при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налога на имущество в бюджет, подлежащего отнесению на финансовые результаты, производится уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы доначисленных налогов в результате их списания на внереализационные расходы (при списании на счет 80 "Прибыли и убытки").
     
     В аналогичном порядке списываются доначисления по другим налогам и сборам, относимые в установленном порядке на затраты производства или финансовые результаты при выявлении ошибок самим налогоплательщиком.
     
     Иначе говоря, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а равно ошибок, которые привели к занижению суммы налога на имущество или других налогов, подлежащих уплате в бюджет, налогоплательщик, учитывая ст. 81 НК РФ, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию. В этом случае налогоплательщик, сделавший заявление о дополнении и изменении налоговой декларации в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные НК РФ, а также уплативший налоги с учетом пени, освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации.
     
     15. Как осуществляется исправление ошибки, допущенной при исчислении налога на прибыль?
     
     В случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации по налогу на прибыль, что им не отражены или не в полной мере отражены сведения при исчислении налога на прибыль, а равно допущены ошибки, которые привели к занижению суммы данного налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик в соответствии с требованиями ст. 81 НК РФ обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и уплатить налог в целях освобождения от ответственности, связанной с нарушением правил составления налоговой декларации.
     
     Например, в результате налоговой проверки в декабре 1999 года установлена ошибка при исчислении налога на прибыль в июне 1999 года. В этом случае налогоплательщиком уточняется расчет за второй квартал, полугодие и девять месяцев 1999 года, а по предприятиям, перешедшим на ежемесячный порядок расчетов - за шесть, семь, восемь, девять месяцев 1999 года.
     
     Учитывая, что в результате проверок налоговых органов и при обнаружении ошибок самим налогоплательщиком уточняются налоговые расчеты и размеры причитающихся платежей по налогу на прибыль в период совершения ошибки, то в части уточнения разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, следует применять положение Закона о налоге на прибыль. В связи с этим производится уточненный расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета). Если принять за основу пример, приведенный выше, то следует уточнить расчеты за II и III кварталы 1999 года.
     
     До введения в действие НК РФ расчеты дополнительных платежей (возврата из бюджета) по налогу на прибыль не уточнялись, а к налогоплательщику по результатам проверки и при установлении налоговыми органами нарушений и ошибок в определении прибыли применялись санкции в виде взыскания суммы заниженной прибыли и штрафа в размере этой суммы.
     
     В соответствии с установленным порядком исправление отчетных данных как прошлого, так и текущего годов (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения данных.
     
     В целях избежания двойного налогообложения одних и тех же сумм налогооблагаемую прибыль налогоплательщик должен уменьшить на суммы прибыли прошлых лет, выявленные и отраженные в бухгалтерском учете в текущем отчетном периоде, по которым уже произведен перерасчет налога на прибыль за прошлый отчетный период. На сумму выявленного убытка по операциям прошлых лет валовая прибыль увеличивается.
     
     По этой причине в Приложении N 11 к Инструкции N 37 (с учетом дополнений и изменений) сумма убытков прошлых лет вписывается по стр. 4 (как увеличение налогооблагаемой прибыли), а сумма прибыли прошлых лет вписывается по стр. 5 (как уменьшение налогооблагаемой прибыли). Аналогичный порядок применяется по предприятиям, которые имели убыток за прошлый год (в котором были выявлены ошибки). В результате уточнения налогового расчета за этот период объект налогообложения не возникает, поскольку ст. 54 НК РФ каких-либо исключений для таких предприятий не предусмотрено.
     
     16. Учитывается ли при исчислении налога на прибыль отрицательный результат по основным фондам, переданным безвозмездно?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными в ст. 2.
     
     Валовая прибыль, как это определено в п. 2 ст. 2 данного Закона, представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суммы расходов по этим операциям.
     
     В п. 2.4 Инструкции N 37 (с учетом дополнений и изменений) определено, что отрицательный результат от реализации и безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3.8 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97, доходы и убытки от реализации и безвозмездной передачи основных средств являются не чем иным, как операционными доходами и расходами. Аналогичное следует из ст. 39 НК РФ.
     
     В п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений), списание отрицательного результата от выбытия основных фондов не предусмотрено.
     
     17. Как у организаций учитываются средства, полученные от страховых организаций из резерва предупредительных мероприятий?
     
     Согласно Положению о порядке формирования и использования резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования от 18.01.1995 N 15/1-1р, утвержденному Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (с учетом изменений и дополнений согласно письму Росстрахнадзора от 02.08.1996 N 06/1-68р/16), резерв предупредительных мероприятий создается страховыми органами с целью финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества по добровольным видам страхования.
     
     В п. 6 указанного выше Положения определено, что финансирование предупредительных мероприятий должно осуществляться на основе договора, заключенного между страховщиком и юридическими лицами, осуществляющими указанные предупредительные мероприятия, исходя из фактического наличия средств, аккумулируемых в резерве предупредительных мероприятий у страховых организаций.
     
     Поступившие организациям средства из резерва предупредительных мероприятий отражаются по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления". В дебет счета 96 списываются фактические затраты организаций по обеспечению выполнения мероприятий по предупреждению несчастных случаев, убытков от списания застрахованного имущества и другие аналогичные затраты.
     
     В случае неиспользования или нецелевого использования организациями полученных от страховых организаций средств они направляются на увеличение прибыли для целей налогообложения как внереализационные доходы.
     
     18. Какой порядок списания готовой продукции на собственные цели?
     
     Порядок списания готовой продукции на цели, не связанные с обеспечением договоров-поставок, определен Минфином СССР в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     
     Если готовая продукция полностью направляется для использования на самом предприятии, то она на счет 40 "Готовая продукция" может не приходоваться, а учитываться на счете 10 "Материалы" и других аналогичных счетах, в зависимости от назначения этой продукции.
     
     Списание готовой продукции на цели, не связанные с отгрузкой покупателям (заказчикам), производится по кредиту счета 40 "Готовая продукция" с дебетом счетов:
     
     - 10 "Материалы" при использовании на собственные нужды или при несоответствии требуемому качеству;
     
     - 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" при списании полуфабрикатов или собственной продукции на производственные или общехозяйственные цели;
     
     - 43 "Коммерческие расходы" при использовании произведенной продукции на тару, упаковку, рекламу и другие аналогичные мероприятия;
     
     - 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" при отпуске объектам социальной сферы;
     
     - 80 "Прибыли и убытки" при недостаче продукции по решению судебных органов;
     
     - 87 "Добавочный капитал" при передаче готовой продукции безвозмездно.
     
     Для целей налогообложения все указанные выше операции при исчислении налогов по законодательству Российской Федерации учитываются по отпускным ценам.
     
     19. Подлежат ли включению в данные по выручке от реализации продукции транспортные расходы и расходы по таре?
     
     В п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", с учетом Изменений и дополнений от 27.03.1997 N 6, определено, что включение расходов по таре и транспортировке товаров (работ, услуг) в выручку от реализации этой продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров зависит от принятого плательщиками метода формирования цены на товары (работы, услуги).
     
     При установлении цены реализации товаров (работ, услуг) на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по таре и доставке товаров (работ, услуг) до пункта назначения подлежат включению в состав коммерческих расходов или издержек обращения организаций-поставщиков и учитываются в составе продажных цен товаров и в выручке от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В случае если такие расходы выделаются в счетах-фактурах отдельной строкой, они также подлежат включению в состав продажных цен товаров и в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и учету при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог (соответственно следует включить и в налогооблагаемую базу для других налогов).
     
     Аналогично учитываются при налогообложении расходы по таре и доставке товаров (работ, услуг) до пункта отправления при установлении отпускной цены на условиях доставки товаров (работ, услуг) до пункта отправления за счет поставщика.
     
     При установлении отпускной цены на условиях доставки товаров (работ, услуг) за счет поставщика до пункта отправления расходы по таре и доставке товаров (работ, услуг) от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателям сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров на включаются.
     
     В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий сказано о том, что на счет 43 "Коммерческие расходы" предприятия относят расходы на тару и по доставке продукции до станции (пристани) отправления.
     
     Числящиеся на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" суммы транспортных расходов и стоимость тары, подлежащие возмещению покупателями и заказчиками и включенные в счета, предъявленные за отгруженные или отпущенные товары, списываются одновременно со стоимостью этой продукции. Но при этом сумма транспортных расходов и расходов по таре в размере их оплаты сверх отпускных цен отражается по кредиту счета 62 и дебету счетов 51 "Расчетный счет", 50 "Касса", 52 "Валютный счет" и др. минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     20. Какой порядок отражения данных по выручке от реализации при исполнении соглашений о разделе продукции?
     
     Из Указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденных приказом Минфина России от 11.08.99 N 53н, можно сделать следующие выводы.
     
     Бухгалтерский учет добытого минерального сырья осуществляется на счете 40 "Готовая продукция", к которому открываются два субсчета "Компенсационная продукция" и "Прибыльная продукция".
     
     Компенсационная продукция учитывается на указанном субсчете в сумме фактически возмещаемых затрат, определяемых согласно механизму возмещения затрат, установленному Положением о составе и порядке возмещения затрат от 03.07.1999 N 740. При этом на указанную сумму дебетуется субсчет "Компенсационная продукция" счета 40 "Готовая продукция" в корреспонденции с кредитом субсчета "Возмещаемые затраты" счета 20 "Основное производство".
     
     После завершения процедуры раздела прибыльной продукции между инвестором и государством доля прибыльной продукции инвестора принимается им к бухгалтерскому учету в условной оценке, применяемой обычной инвестором (оператором) в сравнимых обстоятельствах за единицу добытого минерального сырья, и отражается по дебету счета 40, субсчет "Прибыльная продукция", в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки".
     
     Принадлежащая государству доля прибыльной продукции учитывается инвестором (оператором) за балансом также в условной оценке, применяемой обычно инвестором (оператором) в сравнымых обстоятельствах за единицу добытого минерального сырья.
     
     Ежемесячно невозмещаемые затраты инвестора (оператора) подлежат списанию на финансовые результаты с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 80 "Прибыли и убытки", субсчет "Внереализационыне расходы", и кредиту счета 20 "Основное производство", субсчет "Невозмещаемые затраты", в сумме согласно расчету.
     
     Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с реализацией компенсационной и принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, осуществляется в общеустановленном порядке с использованием счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".