Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности налогообложения подакцизных товаров народного потребления, вывозимых за пределы стран-участников СНГ


Особенности налогообложения подакцизных товаров народного потребления, вывозимых за пределы стран-участников СНГ

     
     Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

     
     Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" с 18 февраля 1998 года ужесточен порядок предоставления налоговой льготы в части подакцизных товаров, вывезенных за пределы стран-участников СНГ.
     
     Так, данным Федеральным законом не предусмотрена установленная ранее норма, в соответствии с которой акцизы не уплачивались по подакцизным товарам, вывезенным за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ, а также в порядке товарообмена).
     
     С 18 февраля 1998 года всеми категориями плательщиков акцизов, включая экспортеров по отгрузке подакцизных товаров за пределы Российской Федерации, начисление и уплата акцизов в бюджет для подакцизных товаров, произведенных и реализованных на территории Российской Федерации, производятся в общеустановленном порядке:
     
     в момент (день) отгрузки экспортируемых подакцизных товаров налогоплательщики начисляют сумму акциза по установленным ставкам;
     
     начисленная по таким товарам сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки, установленные п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.1991 N 1943-1 "Об акцизах".
     
     Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками (производителями подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья) в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ, а также в порядке товарообмена), засчитывается этому налогоплательщику в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов только после представления в налоговые органы (в течение 90 дней с момента фактической отгрузки) документов, перечисленных в п. 6.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов", подтверждающих факт экспорта указанных товаров за пределы стран-участников СНГ.
     
     Данный документ согласован с Минфином России и ГТК России и зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный N 1630 от 06.10.1988).
     
     Понятие "экспорт" дано в Таможенном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", где указано, что экспорт - это вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе. Таким образом, товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы территории Российской Федерации, поэтому право применения механизма зачета в счет предстоящих платежей или возмещения за счет общих поступлений налогов сумм акциза, начисленных и уплаченных налогоплательщиками в бюджет по экспортируемым подакцизным товарам (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ, а также в порядке товарообмена), поставлено в зависимость от того, был фактически осуществлен экспорт товара или нет.
     
     При непредставлении или представлении в неполном объеме в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика перечисленных в п. 6.5 вышеназванной инструкции документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров (в том числе произведенных из давальческого сырья) за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ), акциз по этим товарам уплачивается налогоплательщиком в общеустановленном порядке как по подакцизным товарам, реализованным на территории Российской Федерации.
     
     В случае если факт экспорта подакцизных товаров подтвержден до наступления срока уплаты акцизов по отгруженным товарам, сумма акциза, начисленная в момент отгрузки, слагается (вычитается из начисленной суммы) в том отчетном периоде, в котором в налоговые органы были представлены документы, подтверждающие факт экспорта.
     
     Налогоплательщики, которые вывозят подакцизные товары за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ), обеспечивают раздельный учет затрат по производству и реализации таких товаров.
     
     Для документального подтверждения факта экспорта подакцизных товаров (в обоснование сумм акциза, проставленных в графах 5 и 6 строки 4.5 "Налогового расчета по акцизам А (декларации)", представляются документы, указанные ниже.
     
     При поставке подакцизных товаров на экспорт налогоплательщиком - производителем-владельцем подакцизного товара представляются:
     
     1) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара) с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;
     
     2) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара) в российском банке, зарегистрированного в налоговых органах.
     
     При поступлении выручки от реализации иностранному лицу подакцизных товаров на счет налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара) не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
     
     3) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара), с отметками:
     
     российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;
     
     российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа).
     
     При вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. В настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь;
     
     4) копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара), с отметками:
     
     пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ;
     
     таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
     
     Налогоплательщик (производитель-владелец подакцизного товара) может представлять любой из перечисленных документов.
     
     При поставке подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, на экспорт организацией-владельцем давальческого сырья зачет (возврат) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза производится организации-производителю подакцизного товара из давальческого сырья (то есть налогоплательщику), который представляет в налоговые органы:
     
     1) контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) между организацией-владельцем давальческого сырья и иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;
     
     2) договор между организацией-владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и организацией-производителем подакцизного товара из давальческого сырья (то есть налогоплательщиком);
     
     3) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет организации-владельца подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, в российском банке, зарегистрированного в налоговых органах.
     
     При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет организации-владельца этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
     
     4) грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-владельца подакцизного товара, с отметками:
     
     российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;
     
     российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа).
     
     При вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. В настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь;
     
     5) копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-владельца подакцизных товаров, с отметками:
     
     пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ;
     
     таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
     
     Налогоплательщик (организация-производитель подакцизного товара из давальческого сырья) может представлять любой из перечисленных документов.
     
     Поставка на экспорт подакцизных товаров организацией-комиссионером осуществляется по поручению производителя-владельца товара (то есть налогоплательщика).
     
     Для получения зачета (возврата) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза в налоговые органы налогоплательщиком (производителем-владельцем товара) представляются:
     
     1) договор комиссии между производителем-владельцем подакцизного товара и комиссионером;
     
     2) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером;
     
     3) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара) в российском банке, зарегистрированного в налоговых органах.
     
     При поступлении выручки от реализации иностранному лицу подакцизных товаров на счет налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара) не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
     
     4) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара), с отметками:
     
     российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;
     
     российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа).
     
     Если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. В настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь;
     
     5) копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика (производителя-владельца подакцизного товара), с отметками:
     
     пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ;
     
     таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
     
     Налогоплательщик (производитель-владелец подакцизного товара) может представлять любой из перечисленных документов.
     
     При поставке на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, организацией-комиссионером по поручению организации-владельца давальческого сырья для получения зачета (возврата) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза в налоговые органы налогоплательщиком (организацией-производителем подакцизного товара из давальческого сырья) представляются:
     
     1) договор комиссии между организацией-владельцем давальческого сырья и комиссионером;
     
     2) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером;
     
     3) договор между организацией-владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и организацией-производителем подакцизного товара из давальческого сырья (то есть налогоплательщиком);
     
     4) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет организации-владельца подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, в российском банке, зарегистрированного в налоговых органах.
     
     При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет организации-владельца этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
     
     5) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-владельца подакцизного товара, с отметками:
     
     российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;
     
     российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа).
     
     При вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. В настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь;
     
     6) копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-владельца подакцизных товаров, с отметками:
     
     пограничных таможенных органов государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ;
     
     таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
     
     Налогоплательщик (организация-производитель подакцизного товара из давальческого сырья) может представлять любой из перечисленных документов.
     
     При практической реализации механизма возмещения сумм акцизов по экспортируемым подакцизным товарам обращаем внимание на следующие аспекты.
     
     1. Порядок подтверждения таможенными органами Российской Федерации факта вывоза товаров за пределы Российской Федерации регламентирован распоряжением ГТК России от 24.05.1999 N 01_14/615 "О подтверждении вывоза товаров", зарегистрированным в Минюсте России 24.06.1999 за N 1811.
     
      2. Федеральный закон "Об акцизах" не предусматривает зачет (возврат) сумм акциза непосредственно организации-экспортеру подакцизных товаров, не являющемуся их производителем.
     
     Возмещение организации-экспортеру (владельцу давальческого сырья) сумм акциза должен осуществлять производитель подакцизных товаров, получивший зачет (возврат) этих сумм как плательщик акцизов после представления им в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара. Механизм такого возмещения может быть реализован только посредством выполнения организацией-экспортером (владельцем давальческого сырья) и производителем подакцизного товара договорных обязательств, заключенных между собой на взаимной основе.
     
     Поэтому в договорах, заключаемых между организацией-владельцем давальческого сырья и организацией-производителем подакцизного товара из давальческого сырья, необходимо предусматривать условия, в соответствии с которыми организация-производитель подакцизных товаров из давальческого сырья, вывезенных за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ и в порядке товарообмена), по возмещении ему суммы акциза, уплаченной по этим товарам, возвращает эту сумму организации-экспортеру (владельцу давальческого сырья и экспортированных подакцизных товаров), а организация-экспортер предоставляет организации-производителю все необходимые для возмещения акцизов документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров.
     
     3. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется не производителем-владельцем подакцизного товара или не организацией-владельцем давальческого сырья, а по их поручению комиссионером согласно заключенному договору комиссии, для получения возмещения акцизов из бюджета договоры комиссии по сделкам на поставку на экспорт подакцизных товаров должны предусматривать перечисление на расчетный счет комитента всего полученного комиссионером по этим сделкам с последующим перечислением комиссионеру вознаграждения за оказанные им услуги, предусмотренные договором. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" договоры комиссии должны также предусматривать, что перечисление комиссионером всего полученного по сделкам на расчетный счет комитента производится в течение трех банковских дней.
     
     4. Федеральным законом "Об акцизах" не предусмотрено возмещение или зачет в счет предстоящих платежей сумм акцизов, начисленных и уплаченных налогоплательщиком в бюджет, при документальном подтверждении факта экспорта подакцизной продукции по истечении 90 дней с момента отгрузки.
     
     5. В соответствии с Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ), налоговые органы могут предоставлять отсрочку по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией-налогоплательщиком в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по истечении указанного срока в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов. Данный порядок действовал до введения в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 которого теперь органом, уполномоченным принимать решения об изменении срока уплаты федеральных налогов в бюджет, является Минфин России.