Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( В.К. Мареева )

     

На вопросы отвечают


О налоге на прибыль

     

В.К. Мареева
     
     Облагаются ли налогом на прибыль денежные средства, полученные организацией согласно договору с органом Федеральной службы занятости Российской Федерации за счет фонда занятости населения в форме прямого финансирования на оказание финансовой помощи для создания рабочих мест? Следует ли начислять и учитывать для целей налогообложения амортизацию на основные средства, приобретенные за счет фонда занятости населения?
     
     Средства, полученные организацией по договору с органом Федеральной службы занятости Российской Федерации за счет фонда занятости населения в форме прямого финансирования на оказание финансовой помощи для создания рабочих мест (в соответствии с п. 15.1 Временного порядка оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан, утвержденного приказом Федеральной службы занятости Российской Федерации от 10.06.1993 N 74 "О порядке расходования средств на оказание финансовой помощи работодателям на создание рабочих мест") и используемые по прямому назначению, по нашему мнению, при исчислении налогооблагаемой прибыли учитываться не должны.
     
     В соответствии с п. 4.5 Положения по бухгалтерскому учету основных средств "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, и п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, по основным средствам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начисляется.
     
     Таким образом, на стоимость основных средств, приобретенных за счет государственного фонда занятости населения, амортизация начисляться не должна (для целей налогообложения амортизация учитываться также не должна).
     
     Организация покупает чистые видеокассеты, кассету с оригиналом фильма, права на фильм, записывает фильмы, программы на видеокассеты и продает видеокассеты оптовым потребителям. Просьба разъяснить порядок налогообложения доходов, полученных от реализации видеокассет.
     
     Статьей 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 2116-1) установлено, что предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с доходов видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами (аудио-, видеокассеты, компакт-диски, дискеты и другие носители) и записей на них, определяемых как разница между выручкой, получаемой от реализации этих услуг, и расходами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, полученной от указанных видов деятельности, за исключением расходов на оплату труда.
     

     Предприятия, получающие доходы от производства видео- и аудиокассет, уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке.
     
     Предприятия, занимающиеся записью фонограмм, видеофильмов, компьютерных игр на чистые аудио- и видеокассеты, приобретенные у производителей этой продукции или через торговую сеть, уплачивают налог с дохода в размере 70 %.
     
     Какой порядок начисления амортизации основных средств для целей налогообложения? Имеет ли право организация учесть результаты переоценки при начислении амортизации основных средств в целях определения налогооблагаемой прибыли, если она осуществила переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1999 года в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97)?
     
     Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, с учетом изменений и дополнений (далее - Положение о составе затрат) предусмотрено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке.
     
     Нормы амортизационных отчислений были утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
     
     Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденному приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, то есть путем суммирования затрат, непосредственно связанных с их приобретением, сооружением, изготовлением.
     
     При этом организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого счета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Для документального подтверждения полной восстановительной стоимости объектов при применении метода прямой оценки могут быть использованы: данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения оценщиков о стоимости объектов основных фондов.
     

     Данное Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" применяется начиная с 1 января 1998 года.
     
     Таким образом, организация может произвести переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1999 года с отражением результатов в I квартале 1999 года в графе "На начало года". И если организацией была произведена переоценка основных средств, то остаточная стоимость этих средств определяется исходя из восстановительной стоимости и начисленного износа.
     
     Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация, осуществив переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1999 года в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), имеет право учесть результаты переоценки при начислении амортизации основных средств в целях определения налогооблагаемой прибыли.
     
     Сохраняются ли предоставленные в первые два года деятельности малых предприятий льготы по освобождению их от налогообложения прибыли, если малое предприятие через 4 года деятельности вышло из разряда малых по численности? Основной вид деятельности - производство товаров народного потребления - сохранен.
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 и п. 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция N 37) предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в первые два года и снижению ставки налога в последующие два года (соответственно до 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль) малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает соответственно 70 и 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     

     Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
     
     Согласно налоговому законодательству критерии отнесения предприятий к малым определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
     
     Учитывая ситуацию, в случае превышения численности работников (по сравнению с нормой, установленной ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") через четыре года после государственной регистрации данное предприятие не лишается льготы по налогу на прибыль, предоставленной в соответствии с законодательством в первые два года работы предприятия.
     
     В то же время при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на суммы дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Просьба дать разъяснение: учитываются ли в себестоимости продукции (работ, услуг) расходы, связанные с государственной регистрацией юридического лица, произведенные до момента государственной регистрации?
     
     В соответствии со ст. 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
     
     Статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

     Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (ст. 14 Закона N 129-ФЗ). Данная норма нашла отражение в п. 36 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
     
     Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что каждая организация обязана встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате конкретного налога. Заявление о постановке на учет подается организацией в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации.
     
     Статьей 34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" установлено, что деятельность незарегистрированного предприятия запрещается; доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
     
     Расходы по государственной регистрации юридического лица, произведенные до государственной регистрации этого лица, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются, а относятся за счет средств учредителей.
     
     Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения является совокупный доход. Учитываются ли при исчислении совокупного дохода в составе расходов средства, уплаченные поставщикам товаров, которые не были реализованы в отчетном периоде или были реализованы частично?
     
     Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставлено право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
     
     Данным Федеральным законом установлено, что объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     

     Законом определен также конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода. Этот перечень видов расходов является исчерпывающим.
     
     Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, при исчислении совокупного дохода учитываются только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.
     
     Как учитываются при налогообложении расходы на рекламу? Исходя из какого периода рассчитаны предельные размеры, исчисленные по нормативам?
     
     Положением о составе затрат установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) должны включаться все произведенные организацией фактические затраты, необходимые для производства и реализации продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     К корректируемым расходам в числе других относятся и расходы на рекламу.
     
     Сумма расходов на рекламу, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, определяется исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость и норматива , установленного в соответствии с письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в ред. письма Минфина России от 29.04.94 N 56).
     
     Сумма корректировки расходов на рекламу отражается по стр. 4.1 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение N 11 к Инструкции N 37).
     
     Для целей налогообложения общая величина фактических расходов на рекламу, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам в целом по результатам организации за год.     

     Таким образом, сумма расходов на рекламу (определенная в соответствии с нормативами, установленными в указанных письмах) при исчислении фактической суммы налога на прибыль на основании расчетов исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, по нашему мнению, может быть уточнена в течение налогового периода с соответственным внесением изменений в стр. 4.1 Справки о порядке определения данных.