Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении индивидуальных предпринимателей (ответы на вопросы)

 

О налогообложении индивидуальных предпринимателей
(ответы на вопросы)

 

Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы I ранга

     
     Освобождаются ли предприниматели без образования юридического лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты установленных для них местных налогов и сборов, в частности, сбора за право торговли?
     
     Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлено, что для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности означает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога с доходов, полученных от осуществляемой ими предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данным видом деятельности.
     
     При этом приобретение патента не освобождает предпринимателей от обязанности по уплате установленных на территории конкретного субъекта Российской Федерации для данной категории плательщиков местных налогов и сборов, включая сбор за право торговли, предусмотренный подпунктом "е" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений).
     
     Однако в случае если на территории субъекта Российской Федерации представительными органами власти введен в действие налог с продаж, то в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются один региональный сбор и 16 видов местных налогов, предусмотренных соответственно ст. 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе сбор за право торговли.
     
     Правомерно ли предоставление льготы по подоходному налогу при строительстве и покупке жилья, дач или садовых домиков индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
     
     Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлено, что для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности означает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога с доходов, полученных от осуществляемой ими предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данным видом деятельности.
     

     Таким образом, предприниматель, определяя для себя занятие предпринимательской деятельностью с применением упрощенной системы налогообложения, уплачивает в соответствии с названным Законом за определенный период стоимость патента, устанавливаемую решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. При переходе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему учета в течение года стоимость патента определяется из расчета числа полных кварталов до конца года начиная с начала очередного квартала после подачи заявления.
     
     Возврат уплаченной стоимости патента, а также предоставление льгот индивидуальным предпринимателям, работающим по патенту, вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрены.
     
     Следовательно, предприниматель вправе получить льготу по подоходному налогу как застройщик или покупатель жилья, дачи или садового домика только в пределах сумм дохода, полученных им от осуществления предпринимательской деятельности за период, предшествующий получению патента, а также полученных из других источников, если таковые имелись в отчетном налоговом периоде.
     
     Обязаны ли предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, представлять в налоговые органы по месту своей регистрации декларацию о доходах в порядке, установленном ст. 18 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности.
     
     Следовательно, такие доходы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя и отражению в декларации о доходах не подлежат.
     
     В случае если предприниматель, уплачивающий единый налог в течение всего календарного отчетного года, не имел других доходов, с которых должен быть исчислен подоходный налог, он не обязан представлять в налоговые органы декларацию о совокупном годовом доходе.
     
     Если же предприниматель в течение календарного года был переведен с обычной либо упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на уплату единого налога на вмененный доход, то у него остается обязанность подачи декларации о доходах в порядке, установленном ст. 18 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", за период его деятельности, предшествующий переводу на уплату единого налога.
     
     Правомерно ли предоставление льготы в связи со строительством или покупкой жилья индивидуальным предпринимателям, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход?
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Плательщиками единого налога являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах, вошедших в перечень, установленный нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Статьей 1 вышеназванного Федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять налоговые льготы по единому налогу на вмененный доход для той или иной категории налогоплательщиков.
     
     Следовательно, если соответствующим нормативным правовым актом конкретного субъекта Российской Федерации не предусмотрено предоставление льготы по строительству и покупке жилья предпринимателям-плательщикам единого налога, то предприниматели, переведенные на уплату единого налога и являющиеся при этом покупателями или застройщиками жилья, обязаны уплачивать данный налог в общеустановленном порядке.
     
     Коммерческой фирмой на основании заключенного договора предоставлен беспроцентный заем предпринимателю без образования юридического лица, переведенному на уплату единого налога на вмененный доход. Следует ли фирме-займодавцу удерживать подоходный налог с полученного предпринимателем-заемщиком дохода в виде материальной выгоды и представлять соответствующие сведения в налоговые органы?
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 63-ФЗ), за исключением:
     
     1) государственной пошлины;
     
     2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
     
     3) лицензионных и регистрационных сборов;
     
     4) налога на приобретение транспортных средств;
     
     5) налога с владельцев транспортных средств;
     
     6) земельного налога;
     
     7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
     
     8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в ст. 3 настоящего Федерального закона;
     
     9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случае, если законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
     
     Следовательно, в соответствии с подпунктом "я.13" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений) материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц (в том числе и предпринимателей, уплачивающих единый налог), если процент за пользование такими средствами в рублях составляет менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России.
     
     В связи с этим на организацию-займодавца возлагается выполнение обязанностей, предусмотренных положениями ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, являющихся источниками выплаты дохода.
     
     Учитываются ли в составе расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, некомпенсируемые убытки в результате пожаров, а также убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, при условии, что расходы по сгоревшему или похищенному имуществу и сам факт пожара подтверждаются документально?
     
     Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке.
     
     Кроме того, объектом налогообложения у предпринимателей-физических лиц является совокупный доход, полученный в отчетном календарном году, а состав расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от предпринимательской деятельности, определяется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверждаемому Правительством РФ.
     
     Пунктом 42 раздела IV инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" определено, что в состав расходов индивидуальных предпринимателей включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
     
     Таким образом, понесенные предпринимателями в процессе осуществления деятельности убытки, в том числе и некомпенсируемые убытки в результате пожаров и убытки от хищений, виновники которых не установлены, не могут быть учтены в составе расходов предпринимателей даже при условии их документального подтверждения.
     
     Индивидуальный предприниматель, являющийся членом Союза художников России и имеющий свидетельство на право занятия художественно-оформительской, полиграфической деятельностью, а также выполнения проектных работ по оформлению интерьеров и т.п., получил доход от продажи гостинице десяти своих картин. Как правильно классифицировать такой доход для целей обложения подоходным налогом?
     
     В соответствии со справкой, выданной правлением Союза художников России, все реализованные картины являются творческими произведениями, выполненными для участия в художественных выставках, и принадлежат автору на праве личной собственности.
     
     Реализация картин произведена на основании договора купли-продажи, заключенного между автором и дирекцией гостиницы, которая приобрела картины для оформления интерьера гостиницы.
     
     Учитывая, что картины, проданные в соответствии с договором гостинице, принадлежат автору на праве личной собственности, доход, полученный от реализации данных художественных произведений, не относится к авторскому вознаграждению, а является доходом, полученным от реализации личного имущества. Налогообложение таких доходов производится с учетом льготы в размере, не превышающем 1000-кратной установленной законом ММОТ, предусмотренном подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений).
    
     Взимается ли подоходный налог с выигрышей, получаемых физическими лицами в казино и других игорных заведениях? Должен ли предприниматель без образования юридического лица, являющийся владельцем игорного заведения, вести учет доходов и расходов по лицам, получившим выигрыши, а также подавать на них сведения о произведенных выплатах в налоговые органы?
     
     Статьей 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений) определен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению подоходным налогом, который расширительному толкованию не подлежит.
     
     Выигрыши, получаемые физическими лицами от различных игорных заведений, вне зависимости от того, кто является владельцем таких заведений - юридические или физические лица, подлежат налогообложению.
     
     При этом с целью определения величины налогооблагаемого дохода каждого конкретного игрока в игорных заведениях необходимо вести учет его доходов (выигрышей) и расходов (проигрышей).
     
     Однако установленным порядком ведения бухгалтерского учета в игорных заведениях, который осуществляется на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, не предусмотрено ведение учета доходов и расходов конкретных физических лиц, принимающих участие в проводимых различными игорными заведениями играх, включая и те, где используются игровые автоматы.
     
     Учитывая, что по этой причине на игорные заведения не могут быть возложены обязанности по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых этими заведениями физическим лицам в виде выигрышей, исчисление и уплата подоходного налога с указанных сумм могут быть произведены только на основании декларации о доходах, подаваемой в установленном порядке физическими лицами в налоговые органы по месту жительства.
     
     При этом следует иметь в виду, что из-за отсутствия первичных расходных документов и сведений о полученных доходах проверка достоверности сведений о размерах сумм выигрышей, заявленных физическими лицами в декларации о доходах, не представляется возможной.
     
     Таким образом, поскольку в игорных заведениях, имеющих статус юридического лица, удержание подоходного налога с сумм выигрышей, выплачиваемых физическим лицам, не производится, возлагать такую обязанность на предпринимателей без образования юридического лица, являющихся владельцами игорных заведений и вследствие этого источниками выплаты дохода, неправомерно.