Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( И.К. Выскребенцев )


На вопросы отвечают

     

О ресурсных платежах

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     
     Следует ли применять пятикратный повышающий коэффициент по плате за пользование водными объектами при отсутствии на предприятии утвержденного в установленном порядке лимита водопользования?
     
     Следует ли считать использование водных объектов сверхлимитным при отсутствии утвержденного лимита водопользования?
     
     При отсутствии на предприятии утвержденного лимита и лицензии на пользование водными объектами применяется ли пятикратное увеличение ставок как за отсутствие лицензии, так и за отсутствие лимита, или в этом случае пятикратное увеличение применяется только один раз как за безлицензионное пользование?
     
     Просим ответить, как и за какой отчетный период определяются среднемесячные платежи при определении сроков представления расчетов и сроков уплаты платежей за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
     
     Имеют ли право законодательные областные органы власти, а также районные земские собрания освобождать отдельные предприятия или категории плательщиков от уплаты арендной платы за землю в части, поступающей в соответствующий областной или местный бюджет? Базовые ставки арендной платы за землю при этом установлены органами власти не нулевые.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
     
     Лимит на водопользование должен устанавливаться только при наличии лицензии, поэтому при отсутствии на предприятии утвержденного лимита и лицензии на пользование водными объектами санкции применяются только за безлицензионное пользование.
     
     На период оформления лицензии действуют разрешения на спецводопользование или временные разрешения, выдаваемые территориальными подразделениями МПР России, при этом санкции за безлицензионное водопользование не применяются.
     
     При наличии лицензии, но отсутствии утвержденного в установленном порядке лимита на водопользование пятикратный повышающий коэффициент не применяется.
     

     Сроки представления расчетов и уплаты платежей за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются исходя из среднемесячных платежей, рассчитанных за год, предшествующий отчетному.
     
     В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
     
     Таким образом, при установлении базовых размеров должно быть предусмотрено условие предоставления льготы отдельным категориям плательщиков. В связи с этим не должно возникать необходимости принятия решений по отдельным плательщикам.
     
     Вместе с тем, например, в Законе г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" ст. 10 установлено, что льготы по арендной плате, земельному налогу, иным земельным платежам, а также категории землепользователей, имеющих право на льготы, устанавливаются законами Российской Федерации и города Москвы, а также льготы по земельным платежам, устанавливаемые Московской городской Думой, предоставляются в пределах суммы, остающейся в распоряжении города после централизации средств в федеральный бюджет.
     
     При наличии аналогичного закона предоставление льготы по арендной плате за землю возможно.
     
     В соответствии с п. 50 инструкции Госналогслужбы от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" владельцы лесного фонда и их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления лесных податей, не являясь при этом плательщиками данного налога. Ответственность регулируется Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ" и другими законодательными актами.
     
     Какую ответственность несут владельцы лесного фонда (должностные лица) за неправильное исчисление платежей за пользование лесным фондом, в том числе:
     
     - по минимальным ставкам;
     
     - по конкретными ставкам, установленным налоговой инспекцией в ходе выездной проверки?
     
     В случае занижения лесхозами исчисляемых по минимальным ставкам и поступающих в бюджет сумм платы за древесину, отпускаемую на корню, должностные лица лесхозов могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (п. 12 ст. 7), в редакции позднее принятых законов.
     
     Сохраняются ли права лесопользователя на получение лесосечного фонда, если лесопользователь оплатил стоимость аукционной единицы в течение 20 дней после проведения аукциона, но не получил лесорубочный билет до окончания установленного срока?
     
     В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ при предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов права пользования этими участками возникают с момента подписания протоколов о результатах лесных аукционов, получения лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов (ст. 23).
     
     Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, установлено, что лесопользователи, которые приобрели право на лесосечный фонд по результатам лесных аукционов, обязаны получить лесорубочные билеты в течение 20 дней после их проведения (п. 50). В случае неполучения лесорубочных билетов в течение этого срока лесопользователи теряют право на получение лесосечного фонда.
     
     В то же время Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок ограничения, приостановления и восстановления федеральным органом управления лесным хозяйством или его территориальными органами прав пользования участками лесного фонда (ст. 27).
    
     Следовательно, в случае если лесорубочные билеты не были получены лесопользователями в установленный срок, окончательное решение о приобретении или утрате ими права на лесосечный фонд должно быть принято лесохозяйственными органами.
     
     Лесопользователь оплатил стоимость аукционной единицы после проведения аукциона в течение 20 дней, в том числе в бюджет - по минимальным ставкам, действовавшим на день проведения аукциона. Лесорубочный билет был выписан лесхозом и получен лесопользователем на несколько дней позже установленного срока, за это время Правительством РФ увеличены минимальные ставки.
     
     Обязан ли лесхоз в данном случае произвести перерасчет платежей по минимальным ставкам с учетом их увеличения?
     
     Сумма перерасчета подлежит взысканию с лесопользователя или возмещается за счет средств перечисленных на счет лесхоза по итогам аукциона?
     
     По срокам уплаты, наступающим с установленной постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" даты - с 15 января 1999 г., суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежат перерасчету с учетом введенных этим постановлением коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину ценных лесных пород.
     
     В аналогичном порядке по срокам уплаты, наступающим с даты вступления в силу Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" - с 25 февраля 1999 г., суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежат перерасчету с учетом коэффициента 1,4 к минимальным ставкам платы.
     
     При проведении лесных аукционов перерасчет платежей, поступающих в бюджет, с учетом коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину ценных лесных пород и коэффициента 1,4 производится по лесорубочным билетам, выданным по результатам лесных аукционов, протоколы которых подписаны соответственно 15 января и 25 февраля 1999 года.
     
     Имеет ли право налоговая инспекция взыскать с лесхоза с текущего счета "Суммы по поручениям" доначисленные по результатам выездной проверки платежи за пользование лесным фондом по минимальным ставкам, если древесина на корню продана иностранному лесопользователю с аукциона? Лесопользователь на момент проверки работы закончил.
     
     В связи с тем, что лесхозы не являются плательщиками исчисляемых по минимальным ставкам и поступающих в бюджет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, лесхозам не могут быть предъявлены к уплате суммы указанных платежей, не поступивших в бюджет в результате неприменения к минимальным ставкам повышающих коэффициентов и допущения других ошибок.
     
     В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах”" от платежей за пользование недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд.
     
     Что входит в понятие "собственные нужды" и относится ли сюда использование подземной воды для саун с бассейнами и бань, имеющихся на многих предприятиях?
     
     В случае если добытая подземная вода или созданная на ее базе продукция не реализуется другим потребителям, а также не используется на производственные и технологические цели, то ее использование может быть отнесено к "собственным нуждам".
     
     Что касается использования подземной воды для саун с бассейнами и бань, имеющихся на предприятиях, добывающих подземную воду, то это относится к "собственным нуждам" при условии, что бани и сауны используются только для сотрудников предприятий, а не в коммерческих целях.
     
     При этом следует иметь в виду, что условия, связанные с платежами при пользовании недрами, в том числе и предоставление льгот по ним, должны отражаться в лицензиях на право пользования недрами, выдаваемых в установленном порядке территориальными органами МПР России.
     
     В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) национальные парки полностью освобождаются от уплаты земельного налога (п. 1 ст. 12).
     
     Согласно указанному Закону при передаче национальными парками участков лесного фонда в аренду (пользование) в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных не противоречащих действующему законодательству целях с них с площади, переданной в аренду (пользование), взимается земельный налог (п. 23 ст. 12).
     
     В соответствии со ст. 88 НК РФ (в ред. от 07.07.1999 N 154-ФЗ) камеральные налоговые проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Могут ли данные списков плательщиков земельного налога (по юридическим лицам), представляемые комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае уклонения землепользователя от подачи налоговой декларации), являться основанием для начисления земельного налога по результатам камеральных налоговых проверок?
     
     Данные списков плательщиков земельного налога, представляемые комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются основанием для начисления земельного налога по результатам камеральных проверок.
     
     Взимается ли земельный налог за земельный участок, занятый общежитием (жилым фондом) медицинского училища, находящегося на бюджетном финансировании?
     
     Пунктом 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738_1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.
     
     Для налогообложения земель, занятых жилищным фондом, предусмотрена отдельная статья (ст. 8) в названном выше Законе. В пятой части этой статьи установлено, что налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), взимается в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. Жилищный фонд медицинского училища (общежития) относится к государственному жилищному фонду. Данная ставка является льготной.
     
     В связи с этим медицинское училище должно уплачивать земельный налог за земельные участки, занятые жилищным фондом (общежитием), в соответствии с частью 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
     
     Десятого декабря 1997 года две части зданий, принадлежащих ОАО "А" и числящихся на его балансе по стоимости 3 625 725 руб. (в деноминированных рублях), были переданы в качестве взноса в уставный капитал вновь созданного АОА "А-А". На баланс нового владельца они были поставлены в оценке 4 000 000 руб. В таком же размере вклад в уставный капитал ОАО "А-А" отражен на счете долгосрочных вложений ОАО "А".
     
     Передача была оформлена актами приема-передачи. Право собственности ОАО "А-А" на недвижимость зарегистрировано в городской регистрационной палате 2 февраля 1998 года.
     
     На протяжении всего времени пользования указанными объектами недвижимости ОАО "А-А" включало стоимость этих основных средств в базу для начисления налога на имущество юридических лиц.
     
     Решением областного арбитражного суда сделка по передаче указанных объектов в уставный капитал ОАО "А-А" была признана ничтожной и имущество возвращено ОАО "А". Судебным приставом на основании исполнительного листа оформлена передача недвижимости ОАО "А". Право собственности ОАО "А" зарегистрировано городской регистрационной палатой 29 июля 1999 года.
     
     Должно ли ОАО "А" на настоящий момент доначислить налог на имущество юридических лиц на указанную недвижимость за период, когда она находилась на балансе и во владении ОАО "А-А"?
     
     В какой оценке следует принять указанное имущество на баланс ОАО "А"?
     
     На что следует ориентироваться: на его балансовую стоимость в ОАО "А" на момент отчуждения в 1997 году, с учетом износа за период выбытия, или же на стоимость, по которой оно отражалось в балансе ОАО "А-А" на момент возврата? Или же необходимо использовать независимую оценку имущества?
     
     В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030_1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) налогообложению подлежит имущество, находящееся на балансе предприятия.
     
     Кроме того, ст. 8 Закона N 129-ФЗ установлено, что в бухгалтерском балансе предприятия может быть отражено лишь имущество, которое по законодательству признается его собственностью.
     
     Согласно описанной ситуации две части зданий были переданы ОАО "А" в собственность ОАО "А-А" в качестве взноса в уставный капитал. Право собственности ОАО "А-А" было зарегистрировано городской регистрационной палатой 2 февраля 1998 года.
     
     Следовательно, в период нахождения переданных зданий в собственности и на балансе ОАО "А-А" плательщиком налога на имущество являлось ОАО "А-А", и оснований для доначисления налога на имущество ОАО "А" за указанный период не имеет.
     
     Согласно вышеуказанному Закону условия оприходования и передачи бывших в эксплуатации основных фондов обязывают предприятия иметь информацию об износе основных средств.
     
     При передаче бывших в эксплуатации основных средств их необходимо учитывать на счете 01 "Основные средства" по стоимости приобретения, которая равна первоначальной стоимости за вычетом износа.
     
     При расчете налога на имущество основные фонды учитываются по остаточной стоимости.
     
     ОАО является предприятием, производящим продукцию сельского хозяйства. На нашем балансе находятся две артезианских скважины, одна из которых обслуживает животноводческую ферму, другая обеспечивает питьевой водой работников предприятия. ОАО является собственником земли, на которой находятся скважины. Мы считаем, что у предприятия отсутствует налогооблагаемая база по платежам за пользование недрами и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, так как предприятие является собственником земли и использует воду на собственные нужды. Налоговые инспекции требуют начисления указанных платежей.
     
     В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 10.02.1999), а также п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от уплаты в бюджет отчислений освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд (без реализации подземной воды или созданной на ее базе продукции и без использования подземных вод на производственные и технологические цели).
     
     В указанном случае к собственным нуждам может быть отнесено обеспечение питьевой водой работников предприятия, а использование добытой подземной воды для обслуживания животноводческой фермы к собственным нуждам не относится.
     
     При этом следует иметь в виду, что условия, связанные с платежами при пользовании недрами, в том числе и предоставление льгот по ним, должны отражаться в лицензии на право пользования недрами, выдаваемой в установленном порядке территориальными органами МПР России.
     
     Должны ли базы отдыха (санатории, профилактории, пионерлагеря), не относящиеся к государственной и муниципальной собственности и использующие акваторию водного объекта, прилегающую к пляжу для купания отдыхающих, без применения сооружений, технических средств и устройств, осуществлять платежи за пользование водными объектами?
     
     Организованная рекреация - это рекреация с применением сооружений, когда имеются пляжи у коммерческих организаций или частных лиц, баз или домов отдыха, пансионатов, санаториев, оздоровительных учреждений (кроме лечебных и оздоровительных учреждений, находящихся в государственной собственности или обслуживающих инвалидов, ветеранов, детей, финансируемых за счет средств бюджетов или профсоюзов) и к пляжу примыкает та часть водного объекта, где купаются отдыхающие.
     
     Организации и предприниматели, использующие акваторию водного объекта для организованной рекреации, в установленном порядке получают лицензию и вносят плату за:
     
     акваторию водного объекта, которая используется для стоянки плавательных средств, необходимых для водного туризма и спорта;
     
     акваторию, примыкающую к пляжам и используемую для купания отдыхающих.
     
     Данная акватория закрепляется лицензией за указанными организациями и предпринимателями и они обязаны ее обозначить буйковыми и другими сооружениями. Особенно это касается акватории для купания отдыхающих, которая определяется по длине пляжа, умноженной на установленное нормами расстояние заплыва.
     
     В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации "акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами", то есть при пользовании акваторией водного объекта не обязательно иметь в наличии технические средства или устройства, но при получении лицензии организация может, а для отдыхающих обязана обозначать техническими средствами закрепленную за ней акваторию.
     
     По действующему порядку лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства при выписке разрешительных документов на право пользования лесным фондом производят исчисление лесных податей, то есть становятся участниками налоговых отношений. В то же время лесхозы занимаются не удержанием и перечислением лесных податей в бюджет, а только взысканием своей доли сверх минимальных ставок.
     
     К какой категории участников налоговых правоотношений должны быть отнесены лесхозы в соответствии с частью первой НК РФ, а именно - можно ли их считать налоговыми агентами при исполнении только одной из функций, предусмотренных ст. 24 НК РФ? Если лесхозы нельзя относить к участникам налоговых правоотношений, перечисленных в Налоговом кодексе, то в каком порядке налоговые органы должны реализовывать результаты документальных проверок этих организаций при выявлении фактов неправильного исчисления лесных податей, предоставления и использования льгот при налогообложении?
     
     В связи с тем, что лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России, производя исчисление платы за древесину, отпускаемую на корню, не наделены правом удержания у налогоплательщиков (лесопользователей) и перечисления в бюджет указанной платы, они не могут быть признаны налоговыми агентами.
     
     Выявленные налоговыми органами при проведении проверок лесхозов нарушения порядка исчисления платы за древесину, отпускаемую на корню, являются основанием для перерасчета указанной платы.
     
     Уплачиваются ли платежи за загрязнение окружающей природной среды при введении на территории субъекта Российской Федерации Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исключение составляют девять видов налогов, перечисленных в указанной статье, в которой платежи за загрязнение окружающей среды не предусмотрены.