Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об арбитражной практике по делам об уплате образовательными учреждениями налогов в дорожные фонды


Об арбитражной практике по делам об уплате образовательными учреждениями налогов в дорожные фонды


Д.Е. Ковалевская,
советник налоговой службы III ранга  

     
     В последнее время участились случаи обращения образовательных учреждений в арбитражные суды Российской Федерации с исками к налоговым органам о возврате из бюджета уплаченных сумм налога на приобретение автотранспортных средств, налога с владельцев транспортных средств, о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении образовательных учреждений к ответственности в связи с неуплатой (неполной уплатой) налога на приобретение автотранспортных средств, налога с владельцев транспортных средств.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
     
     Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
     
     Таким образом, обязанность по уплате налога на приобретение автотранспортных средств непосредственно связана с фактом приобретения автотранспортного средства, а налога с владельцев транспортных средств - с фактом владения транспортным средством.
     
     Согласно п. 4 ст. 6 и п. 4 ст. 7 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающих перечень категорий лиц (юридических и физических), освобожденных от уплаты налогов на приобретение автотранспортного средства и с владельцев транспортных средств, образовательные учреждения не относятся к юридическим лицам, освобожденным от уплаты налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств.
     
     В связи с изложенным образовательные учреждения, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд и владеющие приобретенными автотранспортными средствами, являются плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств, налога с владельцев транспортных средств, и в соответствии с положениями п. 1 ст. 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязаны уплачивать указанные налоги в установленном законом порядке во внебюджетные территориальные дорожные фонды.
     
     В случае неисполнения образовательными учреждениями обязанности по уплате в территориальные внебюджетные фонды налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств такие образовательные учреждения подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной налоговым законодательством.
     
     При рассмотрении в арбитражных судах Российской Федерации дел по искам образовательных учреждений о возврате уплаченных ими в территориальные внебюджетные дорожные фонды сумм налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств, о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении образовательных учреждений к ответственности в связи с неуплатой (неполной уплатой) ими указанных налогов достаточно распространен довод образовательных учреждений о том, что они не являются плательщиками налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств на основании п. 3 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
     
     Указанный довод незаконен и необоснован по следующим основаниям.
     
     Пунктом 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов.
     
     В соответствии с Законом РФ "Об образовании" к уставной деятельности образовательного учреждения относится образовательная деятельность (в том числе платная) и предпринимательская деятельность, предусмотренная уставом образовательного учреждения.
     
     Таким образом, из указанной нормы следует, что образовательные учреждения освобождаются от уплаты тех видов налогов, обязанность по уплате которых возникает в связи с ведением образовательным учреждением образовательной (в том числе платной) и предусмотренной уставом образовательного учреждения предпринимательской деятельности.
     
     Поскольку, как указывалось выше, обязанность по уплате налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств связана только с фактом приобретения транспортного средства и фактом владения транспортным средством, а не с осуществлением образовательной и предусмотренной уставом образовательного учреждения предпринимательской деятельности, положения п. 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" не могут применяться в отношении налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств.
     
     В связи с изложенным довод о том, что образовательные учреждения освобождаются от уплаты налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев автотранспортных средств является неправомерным.
     
     Возврат образовательным учреждениям уплаченных ими налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств, признание недействительными решений налоговых органов о привлечении образовательных учреждений к ответственности в связи с неуплатой (неполной уплатой) ими налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств являются незаконным и необоснованным.
     
     Кроме того, достаточно распространена такая ошибка, как обращение образовательных учреждений в арбитражные суды с исками о возмещении убытков в размере сумм, уплаченных налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств.
     
     Подобные требования незаконны, необоснованны и противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по следующим основаниям.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
     
     Поскольку суммы налогов, перечисленные во внебюджетный территориальный дорожный фонд, не являются убытками, указанные исковые требования удовлетворению не подлежат.