Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Причинный комплекс налоговых преступлений, совершаемых в сфере малого предпринимательства


Причинный комплекс налоговых преступлений, совершаемых в сфере малого предпринимательства


Р.Б. Гладких,
аадемия управления МВД России

     
     В России насчитываются около 850 тысяч малых предприятий, на которых постоянно заняты свыше 6 миллионов человек. Если добавить к этому числу работающих по договорам, по совместительству, а также предпринимателей без образования юридического лица, можно сделать вывод, что в малом предпринимательстве работают около 14 миллионов человек. Если учесть также предприятия, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также тех, кого принято называть средними, можно говорить об удвоении представленных цифр.
     
     Количественные показатели развития малого предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 года. Однако существует опасность замедления простого воспроизводства субъектов малого предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам.
     
     Тем не менее малое предпринимательство уже сейчас стало одним из основных источников налоговых поступлений в ряде субъектов Федерации. Благодаря малому предпринимательству региональные и местные рынки насыщаются товарами и услугами на базе развития таких сфер, как производственная, агропромышленная, инновационная, медицинская.
     
     Августовский кризис 1998 года негативно повлиял на многие малые и средним предприятия: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках; сократились рынки вследствие снижения покупательной способности населения и т.д. В результате число занятых сократилось на несколько сотен тысяч работников.
     
     Для получения значимых результатов необходимо в ближайшие три года обеспечить устойчивый рост численности малых предприятий с доведением их общего количества до 2-2,5 миллионов с суммарной численностью занятых около 20 миллионов человек. Через 5-6 лет желательно достигнуть уровня 4-5 миллионов малых предприятий с количеством занятых около 35 миллионов человек, которые будут обеспечивать производство не менее трети валового национального продукта*1.
     _____
     *1 Концепция «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России» (проект)//2 Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Москва, 27—28 октября 1999 г.

     
     Возрождение в России малого предпринимательства с начала 90-х годов сопровождается ростом экономической преступности.
     
     Налоговые преступления для государств с развитой рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет процесс становления современной налоговой системы, налаживания работы органов, призванных контролировать поступление налоговых средств в бюджет.
     

     Преступления в сфере налогообложения (как и большинство экономических преступлений) обладают повышенной латентностью - их выявленное количество составляет не более 5 % от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства*1. Основной причиной, определяющей высокий уровень латентности преступлений в области налогообложения малых предпринимательских структур, является недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов.
     _____
     *1 Белоусова С.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: Дисс. к.ю.н. — М., 1996. С. 30; Кот А.Г. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения (по материалам России, Беларуси, Литвы и Польши): Дисс. к.ю.н. — М., 1995. С. 52.

     
     Ежегодно образуются и ликвидируются сотни тысяч предприятий с одноименными названиями, представляемыми ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, юридических адресах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрытие доходов от налогообложения.
     
     Согласно документам предпринимательских структур, с использованием которых организованные группы совершают экономические преступления, учредителями значатся, как правило, лица, утратившие свои документы, без определенного места жительства, пенсионеры, состоящие на учете в психоневрологических диспансерах, и т.д. При этом истинные организаторы остаются в тени.
     
     Существует множество способов уклонения от уплаты налогов: от самых простейших, связанных с искажением налоговых документов, и до самых изощренных, подразумевающих махинации посредством дочерних компаний и филиалов в других странах. Часто уклонение от уплаты налогов носит особо опасный для российской экономики характер, так как связано с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж; сращиванием криминальных структур с рыночными; с развитием внебанковского оборота наличности. Нередко сокрытие доходов от налогообложения сопровождается преступлениями других видов - мошенничеством, хищением, вымогательством, контрабандой, коррупцией, злоупотреблением служебным положением в корыстных целях, а также насилием, угрозами жизни граждан.
     
     Больше всего нарушений налогового законодательства (в том числе сокрытие прибыли в крупных и особо крупных размерах) совершают предприятия, осуществляющие торгово-закупочную деятельность (почти половина всех правонарушений), связанную с продуктами питания, а также производственные предприятия (пятая часть всех правонарушений)*1. Подчеркнем, что в указанных сферах экономической деятельности работают предприятия, в большинстве случаев созданные как малые предпринимательские структуры различных организационно-правовых форм, так как численность занятых в них не превышает 50 человек - предела, установленного Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Вместе с тем доля малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, экспортно-импортные операции, невелика.
     _____
     *1  Белоусова С.С.  Там же.  С. 23.
     

     Получил широкое распространение внебанковский оборот наличных денежных средств. Основная масса "черного нала" оседала в незарегистрированных в налоговых органах или скрывающих свою деятельность предпринимательских структурах, действовавших в сфере мелкооптового и розничного товарооборота, торгово-закупочного посредничества, "челночного" бизнеса, то есть именно в малых предпринимательских структурах.
     

     Обострилась ситуация в сфере производства, розлива и реализации винно-водочной продукции. Эта сфера по своей криминогенности сравнима с нефтебизнесом и внешнеэкономической деятельностью.
     
     Наибольшее количество выявленных преступлений приходилось до недавнего времени на коммерческие структуры, зарегистрированные именно как малые предприятия: товарищества с ограниченной ответственностью (39 %), ИЧП (26 %), акционерные общества закрытого типа (16 %), совместные предприятия (14 %), кооперативы (3 %), государственные предприятия (2 %).
     
     Причины и условия уклонения от уплаты налогов имеют те же детерминанты, что и иные экономические преступления, однако со своими особенностями.
     
     В условиях, когда государство отстраняется от решения социальных проблем и население вынуждено жить в режиме самовыживания, поиск самостоятельного (без помощи государства) решения своих материальных проблем приводит значительную часть граждан в сферу теневой экономики. В данных обстоятельствах вовлечение в теневые экономические отношения дает определенную свободу и материальную независимость от государства. Такая свобода и независимость были бы благом (поскольку являются необходимым условием перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу), если бы обеспечивались и гарантировались государством в орбите официальных, легитимных, регулируемых правом рыночных отношений*1.
     _____
     *1 Криминология. Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская Академия МВД России, 1998. C. 298.

     
     К группе специфических организационно-хозяйственных детерминант преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, относятся значительные изъяны проводимой налоговой политики, направленной прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. По некоторым подсчетам, предприниматель должен был уплачивать в качестве налогов 80 копеек с каждого рубля прибыли*1. Абсолютное большинство предпринимателей считают, что одним из главных препятствий на пути развития малого предпринимательства является фискальное бремя*2. На первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий приводились примеры, когда общая сумма налогов в отдельных видах деятельности доходила до 130 % *3. В России по сравнению с промышленно развитыми странами налоговые изъятия остаются по-прежнему высокими. 2-ой Всероссийский съезд представителей малых предприятий, состоявшийся 27-28 октября 1999 года, подтвердил наличие указанной проблемы для предпринимателей.
     _____
     *1 Ривкин К.Е. Узловые проблемы борьбы с налоговыми преступлениями. // Проблемы борьбы с преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку: Материалы международной научно-практической конференции. — Спб., 1994. С.119.

     *2 Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. — М., 1996. С. 179.

     *3 Cм. там же.

     
     В современной России общественное мнение зачастую не порицает недобросовестного налогоплательщика, который порой и не скрывает свою установку на уклонение от уплаты налогов.
     

     По мнению В.С. Афанасьева, малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные налоги и поборы, нередко оставляющие ему лишь 10-15 % полученной прибыли. В результате малые предприятия, особенно в сфере производства, становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. Под жесткий налоговый удар попадают и предприятия, работающие над приоритетными направлениями научно-технического прогресса, стратегически значимыми для всей российской экономики*1. В результате социальные задачи не решаются, налоговые правила ужесточаются, растут ставки налогов, налоговые органы, стремясь перекрыть возможные "лазейки", предъявляют к предприятиям более жесткие требования, а поступления в бюджет тем не менее сокращаются, уклонение от налогов обретает все более массовый характер*2.
     _____
     *1 Афанасьев В.С. Малый бизнес: проблемы становления. «Российский экономический журнал». 1993, № 2. С. 61.

     *2 Концепция «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России» (проект)//2 Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Москва, 27—28 октября 1999 г.

     
     Повышение требований к предприятиям порождает ответную реакцию, вызывая к жизни изощренную систему уклонения от налогов, и перед государством встает необходимость глубокого переосмысления целей и методов налоговой политики*1. Поэтому минимизация налогов и упрощение системы налогообложения должны стать первым и наиболее значимым шагом на пути реализации государственной политики в области малого предпринимательства, следствием чего, по нашему мнению, должно стать снижение случаев сокрытия средств от налогообложения в сфере малого предпринимательства.
     _____
     *1 Белоусова С.С. Там же. C.39.

     
     По образному выражению известного экономиста Н. Шмелева, касающемуся выбора стратегии налогообложения, с "овцы" можно получить много шерсти двумя способами: либо забить ее и содрать шкуру, либо периодически стричь, заботясь о ней и ее прокорме. Из практики хозяйствования развитых стран известно, что при прочих равных условиях для увеличения поступлений денежных средств в бюджет требуется не ужесточение ставок налоговых платежей, а их смягчение. Особенно актуальным соблюдение этого рыночного правила становится в периоды промышленных спадов и экономических кризисов. Пониженная планка налогообложения позволяет оживить деловую активность субъектов предпринимательства, обеспечивая тем самым на каждый процент отчислений в бюджет государства большее рублевое поступление (насыщение). Получается взаимосвязь: меньше ставки налогов - выше активность товаропроизводителей и их прибыль - больше суммы налоговых поступлений в бюджет.
     
     Заслуживает одобрения альтернативный проект упрощенной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, разработанный группой экспертов Фонда законодательной поддержки предпринимательства, который предлагается к включению в раздел Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующий особые режимы налогообложения предпринимательской деятельности.
     

     Данный проект направлен на сокращение налоговой нагрузки на малые предприятия и упрощение отчетности. Основными его преимуществами являются:
     
     1) возможность применения упрощенной системы налогообложения всеми предприятиями, отнесенными к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
     
     2) отмена ограничения по предельному размеру валовой выручки субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
     
     3) значительное сокращение уровня налогообложения малых предприятий;
     
     4) оформление разрешения на применение упрощенной системы патентом, который не является завуалированной формой авансового платежа по налогу (как при действующей упрощенной системе), а служит лишь свидетельством перехода на упрощенную систему, поскольку стоимость патента является разовой платой за его оформление*1.
     _____
     *1 Малое предпринимательство в России. Сборник законопроектов. 2 Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Москва, 27—28 октября 1999 г.

     
     Характеризуя уклоняющиеся от уплаты налогов организации, следует отметить, что в 80 % случаев преступления совершаются руководителями предприятий, а бухгалтерские работники выступают в роли соучастников. В 74 % случаев преступниками являются мужчины. Лица, осужденные за налоговые преступления, имеют высокий образовательный уровень: в 58 % случаев - высшее или неполное высшее образование, а в 22 % - среднее специальное*1. Среди осужденных за налоговые преступления ранее судимые составляют не более 7 %. Низкий уровень рецидива может быть объяснен и тем, что рассматриваемые налоговые нарушения криминализированы относительно недавно. Лица в возрасте от 21 до 30 лет составляют около 20 % общего числа выявленных лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения. Основную же возрастную группу образуют лица от 30 до 50 лет (75 %). Средний возраст преступников составляет 38 лет*2.
     _____
     *1  Кучеров И.И. Расследование налоговых преступлений: Автореф. дисс. к.ю.н. — М., 1995. С. 18.

     *2 Белоусова С.С. Там же. С. 45.

     
     Мы вполне разделяем тезис: малое предпринимательство - большие возможности. Данная сфера, при соответствующей государственной поддержке, способна приносить много полезного обществу и государству, повышая благосостояние граждан. Большинство ученых-экономистов видят в малом предпринимательстве большие резервы экономического роста.