Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О плате за землю (ответы на вопросы)


О плате за землю
(ответы на вопросы)

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     Является ли предприятие, применяющее согласно Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, плательщиком арендной платы за землю?
     
     Арендная плата за землю не входит в перечень налогов, установленных ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Арендная плата - это форма платы за пользование земельным участком. Аренда земельного участка, так же как и аренда любого другого недвижимого имущества, относится к гражданско-правовым договорам.
     
     Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) включил землю в число объектов гражданских прав (ст. 129, 130, 164). Гражданский оборот земли урегулирован частью второй ГК РФ, федеральными законами, в том числе Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю") и указами Президента Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 21 Закона РФ "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти определяют базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для данных организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, продолжают уплачивать арендную плату, выполняя тем самым договорные обязательства.
     

     С 1 января 1999 года вступила в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. А уже в июле 1999 года в него были внесены изменения и дополнения. Вследствие этого возникает вопрос: за какие нарушения Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено взыскание штрафных санкций и в каком размере они применяются?
     
     Налогоплательщикам следует обратить внимание на изменения, произошедшие в 1999 году в порядке представления налоговой декларации в связи с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и изданием Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Налоговая декларация по земельному налогу представляет собой письменное заявление налогоплательщика о наличии в его собственности, пользовании, владении земельного участка и об исчисленной сумме земельного налога. В декларации приводится перечень объектов налогообложения и их местонахождение, площадь земельного участка, ставки налога, его сумма и сроки уплаты, и по каждому сроку уплаты сумма земельного налога указывается с разбивкой по соответствующим уровням бюджетов. Форма налоговой декларации приведена в Приложении N 1 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 29). При этом заметим, что декларация заполняется каждым налогоплательщиком и представляется в ГНИ по месту нахождения земельных участков юридических лиц не позднее 1 июля текущего года.
    
     Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговые органы обязаны по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о ее принятии и дату ее представления. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в декларацию дополнительных сведений, не связанных с исчислением и уплатой налога.
     
     НК РФ признает налоговым правонарушением совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Лицами, привлекаемыми к ответственности за совершение налоговых правонарушений, могут являться организации и физические лица, имеющие в собственности, пользовании, владении земельные участки и достигшие шестнадцатилетнего возраста. Непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации в налоговый орган по месту учета земельных участков в соответствии со ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб. Если же речь идет о том, что налоговая декларация по земельному налогу налогоплательщиком представлена в период от 1 июля по 31 июля, то это влечет взыскание штрафа за непредставление декларации в срок в размере 5 % от суммы налога, если декларация представлена с 1 августа по 31 августа - взыскивается штраф в размере 10 % от суммы налога; с 1 сентября по 30 сентября - в размере 15 %; с 1 октября по 31 октября - в размере 20 %; с 1 ноября по 30 ноября - в размере 25 % от суммы налога, и, наконец, представление декларации в период от 1 декабря по 31 декабря влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога.
     

     В случае если налогоплательщик не представляет налоговую декларацию по земельному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного Законом РФ "О плате за землю" (или сроков уплаты, определяемых органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления) срока представления декларации, такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы земельного налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10 % от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
     
     Что касается вопроса о применении пени то, как следует из ст. 75 НК РФ, пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой суммы налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
     
     Являются ли объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники и т.д.) сельскохозяйственных организаций, земельные участки которых в результате расширения границ населенного пункта (города или поселка) оказались включенными в черту данного населенного пункта вместо ранее относимых к сельской местности. Облагаются ли эти земли налогом, а если "да", то по каким ставкам?
     
     Положение о применении ставок земельного налога в случае изменения границ территорий регламентируется п. 18 Инструкции N 29.
     
     Так, например, в случае если населенные пункты в течение года были отнесены к другой категории поселений либо переданы в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или их территория включена в состав территории другого населенного пункта, то вопрос о применении ставок решается следующим образом:
     
     при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу, либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;
     
     при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта (например, рабочий поселок, в котором земельный налог взимается по одной ставке, в августе включен в черту города - областного центра, в котором действует повышенная ставка за счет статуса города) на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.
     

     В связи с этим для сельскохозяйственной организации, земельные участки которой относились к сельской местности, а в результате расширения границ населенного пункта, оказались включенными в черту населенного пункта, новые ставки земельного налога должны применяться со следующего года.
     
     В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям для сельскохозяйственного производства. К землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. А вот к другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и другие.
     
     Поэтому земли под лесами, болотами и кустарником, находящиеся на территории города (поселка), не могут относиться к землям сельскохозяйственного использования, а относятся к городским землям и могут облагаться по ставкам налога за городские (поселковые) земли.
     
     В связи с этим хозяйству необходимо рекомендовать отказаться от этих земель и передать их, оформив документально, на баланс городской администрации. Можно обратиться с просьбой о предоставлении льготы за эти земли в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О плате за землю" имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.
     
     Администрации крупных городов размещают на землях, соседствующих с ними районов, свалки (так называемые полигоны) для отходов и бытового мусора, которые занимают большие земельные площади (до 50-100 га). Иногда их относят к землям общего пользования. Возникают вопросы: являются ли эти земли землями общего пользования, и освобождаются ли от уплаты земельного налога организации, эксплуатирующие эти свалки? Правильно ли их называют полигонами и облагают земельным налогом в соответствии с частью 2 ст. 9 Закона РФ "О плате за землю" по ставкам за земли сельскохозяйственных угодий района? Какие ставки налога должны применяться к данным землям?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от уплаты земельного налога. Норма по полному освобождению земель общего пользования населенных пунктов от уплаты земельного налога отражена также в подпункте 21 п. 5 Инструкции N 29.
     

     К землям общего пользования населенных пунктов в соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РСФСР относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), земли полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
     
     К другим землям можно отнести земли, занятые тротуарами, второстепенными проездами к отдельно стоящим жилым зданиям, газонами, оранжереями благоустройства, междомовыми санитарно-защитными зонами, противошумовыми зонами, зелеными междомовыми насаждениями, кладбищами, крематориями, бомбоубежищами.
     
     В соответствии с частью первой ст. 9 Закона РФ "О плате за землю" налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карь-
еры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к Закону для поселений численностью до 20 тыс. человек. По таким ставкам земельного налога следует облагать земли, используемые городскими организациями для захоронения неутилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, расположенных вне их населенных пунктов. При этом следует иметь в виду, что к ставкам земельного налога по таким категориям земель согласно Федеральному закону от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" следует применять в 1999 году повышающий коэффициент 2.
     
     Акционерное общество открытого типа представляет в налоговые органы расчет (налоговую декларацию) причитающегося с него налога за земельный участок, расположенный в черте города. В свою очередь налоговые органы обязывают эту организацию при исчислении ставок налога применять дополнительно повышающий коэффициент за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". Права ли налоговая инспекция?
     
     Исчисляя сумму налога за земельный участок данного акционерного общества, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1,2,3) к данному Закону.
     

     Федеральный закон от 31.12.1997 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" дополнил текст части первой ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" таблицами 2 и 3 (Приложение 2) к Закону, согласно которым подтверждается применение коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала при установлении земельного налога за земли городов и поселков.
     
     В связи с этим для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (вся территория Московской и Ленинградской областей), пригородных зон городов с численностью населения свыше 500 тыс. чел., а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и городов с развитым социально-культурным потенциалом (наличие средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов) соответствующий городу, поселку норматив из таблицы 1 Приложения 2 к вышеуказанному Закону увеличивается кратно коэффициентам из таблиц 2 и 3 этого же Приложения.
     
     Таким образом, Законом РФ "О плате за землю" законодательно предусмотрено применение повышающих коэффициентов, установленных в соответствии с таблицами 2 и 3 Приложения 2 к данному Закону, к средним ставкам, на основе которых устанавливается налог за городские (поселковые) земли.
     
     В целях реализации Федерального закона от 31.12.1997 N 158-ФЗ были внесены соответствующие дополнения в Инструкцию N 29 (в частности изменения и дополнения N 4 данной Инструкции), в которых даны подробные разъяснения по применению к средним ставкам земельного налога в городах и других населенных пунктах коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.
     
     Исходя из этого можно сделать вывод о том, что каких-либо оснований для неприменения при расчетах ставок земельного налога повышающих коэффициентов, установленных таблицами 1, 2 и 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", нет.
     
     Продолжает ли распространяться льгота по земельному налогу на предприятия, которым выделены земли в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв, но которые прекратили добычу в связи с отсутствием спроса на продукцию. При этом другого пользования (добычи) на этом участке не производилось. Если применение льготы неправомерно, то с какого периода следует уплатить земельный налог: с момента прекращения фактической добычи торфа или с момента последней реализации торфа для сельскохозяйственных нужд?
     
     В первую очередь следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, а собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
     
     Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв, освобождены от уплаты земельного налога.
     
     В связи с этим льгота по уплате земельного налога за земельные участки, используемые в целях добычи торфа, не предоставляется с момента прекращения фактической добычи торфа, и с этого момента предприятие должно уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке и исчислять его по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения при условии принятия решения на месте по этому вопросу органами местного самоуправления. При отсутствии такого решения ставки налога за эти земли продолжают применяться в соответствии с частью первой ст. 9 Закона РФ "О плате за землю", которой предусмотрено взимать налог в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к Закону для поселений численностью до 20 тыс. человек, то есть как за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности.
     
     Имеют ли право на льготу по земельному налогу Управление федеральной почтовой связи и его подразделения на местах, осуществляющие свою деятельность согласно Положению о государственном учреждении, если основным видом их деятельности является предоставление услуг почтовой связи, а также предоставление этих же услуг в интересах обороны Российской Федерации? Распространение (трансляция) государственных программ телевидения и радиовещания данным Управлением не осуществляется.
     
     При определении льготной категории организаций связи следует принимать во внимание п. 12 ст.12 Закона РФ "О плате за землю", согласно которому от уплаты земельного налога освобождаются государственные учреждения связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     В данном случае законодателем предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога не всех предприятий связи, а только тех, которые обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что государственные предприятия связи, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации (наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны), освобождаются от уплаты земельного налога на земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи, обеспечивающих эксплуатацию их строений и сооружений в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны Российской Федерации, расположены в специальных помещениях отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, занятые этими строениями, и за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.
     
     Что касается областных Управлений федеральной почтовой связи, то они освобождаются от уплаты земельного налога согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" как за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Почтамты, объединенные почтово-телеграфные предприятия связи, узлы связи, отделения перевозки почты, предприятия телеграфной, телефонной связи, телеграфы, междугородние телефонные станции, городские и сельские телефонные станции и другие подобные предприятия и организации должны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
     
     В отдельных статьях Закона РФ "О плате за землю", например в части первой ст. 6, ст. 10 Закона, указано, что земельный налог взимается по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Как рассчитать среднюю ставку налога за данные земли?
     
     В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно Приложению 1 к Закону. Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
     
     Из Приложения 1 Закона РФ "О плате за землю", следует, что средние размеры земельного налога с 1 га пашни, приведенные по субъектам Российской Федерации, различны. Так, например, наибольший по значению средний размер земельного налога за пашни приходится на Краснодарский край - 4950 руб./га (это применительно к 1994 году или 22, 28 руб./га применительно к 1999 году в действующих ценах и с учетом проводимой индексации ставок земельного налога в 1995-1999 годах). Наименьший по значению средний размер земельного налога за 1 га пашни в 1999 году в Мурманской области - 2,48 руб./га.
     
     Для того чтобы рассчитать среднюю ставку налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района примем для расчета размер земельного налога с 1 га пашни - 10 руб./га (цифры примера условные).
     
     Средняя ставка налога за земли сельскохозяйственного назначения составит:
     
     [10 000 га х 10 руб./га + 5000 га х 3 руб./га + 7000 га х х 2 руб./га + 500 га х 16 руб./га] : 22 500 га = 6,1 руб./га, где:
     
     6,1 руб/га - средняя ставка налога за земли сельскохозяйственного назначения района;
     
     10 000 га - площадь земельных участков в районе, занятых пашней;
     
     10 руб./га - ставка земельного налога с 1 га пашни;
     
     5000 га - площадь земельных участков в районе, занятых сенокосами;
     
     3 руб./га - ставка земельного налога с 1 га сенокосов;
     
     7000 га - площадь земельных участков в районе, занятых пастбищами;
     
     2 руб./га - ставка земельного налога с 1 га под пастбищами;
     
     500 га - площадь земли района под многолетними насаждениями;
     
     16 руб./га - ставка земельного налога с 1 га многолетних насаждений;
     
     22 500 га - общая площадь земли района под пашней, сенокосами, пастбищами и многолетними насаждениями.
     
     Объектами обложения земельным налогом являются земельные наделы, предоставленные учреждениям и организациям лесного, водного, рыбного и охотничьего хозяйства. Вместе с тем для предприятий и организаций лесного хозяйства предусмотрен ряд льгот. Подлежат ли обложению земельным налогом участки, занятые конторой лесхоза, а также складами, гаражами и цехами по переработке древесины?
     
     По вопросу определения такой льготной категории землепользователей, как организации лесного хозяйства, следует руководствоваться п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которым от уплаты земельного налога освобождаются органы охраны природы. В подпункте 4 п. 5 Инструкции N 29 приведены полные перечни специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и объектов животного мира. Данные перечни утверждены постановлениями Правительства РФ.
     
     Например, постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" установлено, что Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, и, в пределах своей компетенции, координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: МПР России, Минсельхозпрода России, Госкомзема России, Госкомрыболовства России, Роскартографии, Рослесхоза, Росгидромета, ФПС России, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
     
     Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Минсельхозпрод России, Госкомэкология России, Рослесхоз, ФПС России и их территориальные органы.
     
     Это означает, что лесхозы и лесничества, являющиеся территориальными органами Рослесхоза, подлежат освобождению от уплаты земельного налога в связи с их деятельностью как специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и объектов животного мира и соответственно финансируемых в связи с этим, за счет бюджетных средств.
     
     Следует отметить, что согласно Лесному кодексу Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, то есть лесхозы относятся к органам управления. Поэтому освобождение от уплаты земельного налога по землям лесного фонда лесхозов может подтвердиться еще и как для земель, предоставленных для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления (п. 14 ст.12 Закона РФ "О плате за землю").
     
     В то же время земельные участки под подсобными цехами, гаражами, складами, обслуживающими цехами по обработке древесины, сельскохозяйственными или другими подразделениями, не связанными напрямую с бюджетной деятельностью лесхозов и лесничеств, при возможности выделения этих участков в натуре, подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях. За сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда и за рекреационные земли лесного фонда земельный налог взимается с лесхозов при условии предоставления этих земель другим пользователям.
     
     Налоговая инспекция требует заплатить налог за земельные участки, на которых расположены студенческие общежития учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.12.1992 N 1553 "О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений" и Законом РФ "Об образовании" выделенные в установленном порядке земельные участки закреплены за государственными вузами в бессрочное бесплатное пользование. Действия налоговой инспекции считаем противоречащими п. 4 и 11 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которым учреждения образования, а также предприятия и организации академий освобождаются от уплаты земельного налога. Правомочны ли требования налоговой инспекции?
     
     В данном случае налоговая инспекция права.
     
     Действительно, в соответствии с п. 4 и 11 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, а также высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации РАН, РАМН, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Однако, как видно из приведенного перечня, здесь не идет речь о каком-либо освобождении от уплаты земельного налога общежитий названных выше учреждений образования и науки.
     
     Чтобы ответить на вопрос: освобождаются от уплаты земельного налога студенческие общежития или нет, - следует обратиться к Жилищному кодексу РСФСР, который имеет четкое толкование понятия "жилищный фонд", и, кроме того, следует воспользоваться Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с дополнениями и изменениями), который относит общежития к жилищному фонду.
     
     Так, в соответствии с указанными законодательными актами жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. При этом жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
     
     Согласно Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
     
     Порядок налогообложения земель, занятых жилищным фондом, предусмотрен ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и не имеет никакого отношения к ст. 12 Закона, на основании которой вузы освобождаются от уплаты налога. Частью пятой ст. 8 Закона установлено, что налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 коп. за кв. метр в 1999 году. Студенческие общежития, как видим из приведенных выше законодательных актов, относятся к жилищному фонду, и поэтому для них при расчете земельного налога также применяется льготная ставка по земельному налогу.
     
     Таким образом, учебные заведения должны уплачивать земельный налог за земельные участки, занятые студенческими общежитиями в общеустановленном порядке, и при этом следует заметить, что в 1999 году к ставкам земельного налога за земли, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, должен применяется коэффициент 2.
     
     Является ли налогоплательщиком земельного налога за земли, занятые административными зданиями и производственными базами, управление капитального строительства администрации города, которое согласно уставу считается ее структурным подразделением, но в штатном расписании администрации не состоит, выполняет функции единого заказчика по строительству жилья, объектов соцкультбыта и коммунального хозяйства и содержится за счет отчислений от сметной стоимости строительства указанных выше объектов. Являются ли плательщиками земельного налога ДЕЗы (Дирекции единого заказчика) за нежилые помещения, находящиеся в собственности комитетов по управлению имуществом, но переданные в оперативное управление ДЕЗов? При этом эти нежилые помещения сдаются в аренду различным организациям.
     
     В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О плате за землю" основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
     
     Управление капитального строительства (УКС) как юридическое лицо уплачивает земельный налог за земли, занятые административными зданиями и производственными базами в общеустановленном порядке.
     
     За земельные участки, выделенные под новое строительство, земельный налог уплачивает юридическое лицо, кому выделены эти земли, по полной ставке, соответствующей данной территории населенного пункта, до введения этих объектов в эксплуатацию и передачи земли другому юридическому лицу. При этом средства для уплаты земельного налога должны быть предусмотрены в смете строительства данных объектов.
     
     Для удешевления строительства органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О плате за землю" имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.
     
     ДЕЗы, как видно из поставленного вопроса, хотя сами не являются собственниками жилых и нежилых зданий, являются в то же время балансодержателями зданий. Комитеты по имуществу по согласованию с ДЕЗами сдают нежилые помещения в аренду другим организациям.
     
     В связи с тем, что государственные органы управления не могут являться плательщиками земельного налога, так как освобождены от его уплаты в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", в данном случае ДЕЗы (также и ЖКО, ЖКХ) являются плательщиками земельного налога как за жилые, так и за нежилые здания и сооружения. При этом если за жилые помещения применяются льготные ставки земельного налога (3 % от полных ставок), то за нежилые помещения (здания и сооружения) применяются полные городские ставки.
     
     В некоторых городах при организации арендной системы земельных платежей арендаторы зданий и сооружений сами уплачивают земельные платежи за земли, находящиеся под этими зданиями, сооружениями или объектами, необходимыми для их содержания и обслуживания. Тогда из расчетов земельного налога, представляемых ДЕЗами, исключаются эти площади, но должна быть сделана отметка в расчете, что в соответствии с договором аренды за эту площадь уплачивает другое конкретное юридическое лицо.
     
     Согласно приказу Минфина России от 16.01.1998 N 1н "О бюджетной классификации Российской Федерации" в соответствии с введенной в действие с 1 января 1999 года бюджетной классификацией Российской Федерации арендная плата за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения включены в раздел "Неналоговые доходы". Какими нормативами следует руководствоваться при распределении в 1999 году арендной платы по уровням бюджетов: установленными Законом РФ "О плате за землю" или порядком распределения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности?
     
     Федеральным законом от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю“" было предусмотрено, что плата за землю, в том числе арендная плата, перечисляется самим плательщиком во все уровни бюджетов. Однако, как показала практика, такой порядок перечисления платы за землю себя не оправдал, поскольку бюджетные назначения по перечислению платы за землю в федеральный бюджет в 1998 году выполнены не были. В связи с этим уже в 1999 году Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" было предусмотрено перечислять арендную плату за землю на счета органов федерального казначейства. Иными словами, арендная плата за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственных угодий в 1999 году в полном объеме должна была перечисляться плательщиком арендной платы на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, для последующего направления этих средств в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и городов и поселков.
     
     Что касается нормативов по землям сельскохозяйственных угодий, то в соответствии с Приложением 1 к Закону РФ "О плате за землю" каждому субъекту Российской Федерации определена доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет. Изменение указанной доли может производиться по представлению Правительства РФ исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия. Доля (ного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О плате за землю" органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10 % от суммы средств земельного налога административного района.
     
     Необходимо иметь в виду, что Минфином России до территориальных органов федерального казначейства доведен перечень налогов и сборов, контролируемых МНС России и подлежащих зачислению в 1999 году на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", в который включены земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, а также арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, и нормативы из распределения по уровням бюджетной системы. В связи с этим в 1999 году средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, следует особо подчеркнуть, и за земли сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), подлежат зачислению платежным поручением плательщика в полном объеме на счет 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" для последующего их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Таким образом, при распределении арендной платы за землю по уровням бюджетов в части доли средств, перечисляемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственных угодий, следует руководствоваться Законом РФ "О плате за землю", а в части доли средств, перечисляемых в бюджеты всех уровней за земли городов и поселков, - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Что касается поставленного вопроса о применении порядка распределения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности при распределении арендной платы за землю по уровням бюджетов, то следует заметить, что указанный порядок к вопросам арендной платы за землю отношения не имеет.
     
     Сотрудники налоговой полиции не согласны с действиями налоговой инспекции, предъявляющей требования на уплату земельного налога, мотивируя тем, что в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции говорится, что сотрудникам налоговой полиции предоставляются льготы по налогам на недвижимость в размере 50 %. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
     
     Да, налоговая инспекция права. И прежде всего в следующем.
     
     Статья 12 Закона РФ "О плате за землю" устанавливает конкретный и исчерпывающий перечень физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
     
     Согласно этому перечню от уплаты земельного налога освобождаются участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ; инвалиды I и II групп; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения; военнослужащие, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     
     Как видим, в числе перечисленных не указаны такие категории граждан, как сотрудники налоговой полиции.
     
     Если обратиться к Положению о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", то увидим, что льготы по налогам на недвижимость сотрудникам налоговой полиции предусмотрены в размере 50 % (ст. 41 Положения).
    
     Однако следует отметить, что названное Положение не относится к актам налогового законодательства. Согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.
     
     Предусмотренные ст. 41 указанного выше Положения льготы по налогам на недвижимость сотрудникам налоговой полиции могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах, то есть для предоставления льготы по уплате земельного налога указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены соответствующие изменения в Закон РФ "О плате за землю".
     
     До закрепления этой нормы путем внесения соответствующих изменений в ст. 12 названного выше Закона вопрос о предоставлении льготы по земельному налогу сотрудникам налоговой полиции, как определенной категории плательщиков, в настоящее время может быть рассмотрен и решен органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О плате за землю" предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.