Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении законодательства о подоходном налоге с физических лиц*


О применении законодательства о подоходном налоге с физических лиц*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник» 2000, № 1. С. 62.

          

В.М. Акимова,
государственный советник
налоговой службы III ранга

     С доходов, полученных физическими лицами после 1 января 1999 года, подоходный налог должен исчисляться источниками выплаты таких доходов отдельно в федеральный бюджет и отдельно в бюджеты субъектов Российской Федерации. С момента вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" организации и иные работодатели обязаны произвести перерасчеты подоходного налога с учетом новых ставок налога по каждому физическому лицу. При этом суммы удержанного с физических лиц подоходного налога в 1999 году до внесения изменений в законодательство о подоходном налоге следует считать суммой платежа по налогу, уплаченному в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Рассмотрим расчет налога в 1999 году.
     
     Пример.
     
     Облагаемый доход составил 20 000 руб., с которого подоходный налог исчисляется и удерживается в федеральный бюджет по ставке 3 % в сумме 600 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке 9 % в сумме 1800 руб.
     
     При облагаемом доходе в 35 000 руб. подоходный налог исчисляется и удерживается в федеральный бюджет по ставке 3 % в сумме 1050 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 3300 руб. (2700 руб. + 12 % с суммы, превышающей 30 000 руб.).
     
     При облагаемом доходе в 155 000 руб. подоходный налог исчисляется по ставке 3 % в федеральный бюджет в сумме 4650 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 26 200 руб.
     
     Для отдельных видов доходов установлены особые налоговые ставки независимо от размера этих выплат. Например, коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях облагаются подоходным налогом по специальным налоговым ставкам отдельно от других видов доходов. Материальная выгода по вкладам и страховым выплатам облагается подоходным налогом отдельно от других видов доходов по ставке 15 %. Сумма налога, удержанная с материальной выгоды по вкладам и страховым выплатам, перечисляется полностью в доход бюджетов Российской Федерации.
     
     Введение особых ставок к отдельным видам доходов на практике создает дополнительные трудности для учета этих доходов и исчисления налога как для источника выплаты дохода, так и для налогоплательщика. Это не обеспечивает поступление налогов в бюджет, поскольку выделяет их в составе совокупного годового дохода в самостоятельную налогооблагаемую базу, что нарушает принцип прогрессивного подоходного налогообложения совокупного годового дохода на основе имущественного положения налогоплательщика.
     

     С доходов физических лиц подоходный налог исчисляется:
     
     а) организациями и индивидуальными предпринимателями (включая частнопрактикующих нотариусов) при выплате ими сумм физическим лицам в течение года;
     
     б) налоговыми органами на основе имеющихся данных о предполагаемом доходе физического лица в текущем году;
     
     в) налоговыми органами на основе фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.
     
     Установлено два способа уплаты налога: уплата налога у источника дохода и уплата налога по декларации о доходах. Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом сумм налога в бюджет. В Законе предусмотрено, что сумма налога уплачивается в рублях, а с доходов в иностранной валюте налог уплачивается в рублях либо по желанию налогоплательщика в иностранной валюте, покупаемой Банком России.
     
     Обязанность исчислить сумму налога возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо - налогового агента (организацию и индивидуального предпринимателя). В российской налоговой практике большая часть подоходного налога исчисляется и удерживается с налогоплательщиков-физических лиц источниками выплаты доходов - налоговыми агентами.
     
     Что касается исчисления налога налоговыми органами, то следует иметь в виду, что налоговый орган предъявляет сумму налога при условии наличия объекта налогообложения, наступления сроков представления налоговой декларации. Для уплаты налогоплательщиком суммы налога ему должно быть вручено налоговое уведомление, устанавливающее размер налогового оклада (суммы налога).
     
     Большое количество нарушений законодательства о подоходном налоге выявляется при проверках, проводимых налоговыми органами у налоговых агентов. Зачастую нарушения допускаются из-за недостаточного знания бухгалтерами налогового законодательства, а также несоблюдения правил бухгалтерского учета, порядка ведения кассовых операций. Наиболее характерные нарушения допускаются в связи с неполным определением совокупного годового дохода. Например, не включается в совокупный доход физических лиц стоимость материальных и социальных благ, оплачиваемых за счет средств этих организаций.
     
     В целях подоходного налогообложения в организациях, занимающихся различными видами деятельности и выплачивающих доходы физическим лицам, необходимо руководствоваться законодательными и иными нормативными актами, регулирующими эту деятельность, а также налоговым законодательством и нормативными актами по применению этого налогового законодательства.
     
     У источника выплаты дохода подоходный налог должен исчисляться и удерживаться с выплачиваемых физическим лицам доходов, включая штатных и нештатных работников, лиц, выполняющих работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, а также иных физических лиц, получающих доходы от данного источника выплаты.
     
     Имеется и специфика определения доходов, включаемых в налогооблагаемый доход физических лиц, с учетом условий осуществления деятельности организаций.
     
     В 1999 году для физических лиц, не имеющих права на повышенные размеры необлагаемого минимума (ежемесячные вычеты в размере пяти и трех ММОТ либо годового вычета в размере 30 тыс. руб.), полученный в текущем году совокупный доход ежемесячно уменьшается:
     
     у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 10 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ;
     
     у физических лиц, доход которых в течение года составил от 10 000 руб. 1 коп. до 30 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 10 000 руб.; на сумму дохода в размере одной установленной законом ММОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 10 000 руб.;
     
     у физических лиц, доход которых в течение года превысил 30 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 10 000 руб.; на сумму дохода в размере одной установленной законом ММОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 10 000 руб., до месяца, в котором такой доход не превысил 30 000 руб.; начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 30 000 руб., уменьшение не производится.
     
     В зависимости от размера совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, предоставляются вычеты на содержание детей и иждивенцев.
     
     Для вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов или попечителей, разведенных супругов, не получающих алименты на содержание детей, впервые предусмотрено, что вычеты на содержание детей и иждивенцев предоставляются в двойном размере.
     
     Рассмотрим порядок предоставления вычетов в 1999 году.
     
     Пример.
     
     При ежемесячном заработке 2000 руб. для физического лица, не имеющего права на повышенные вычеты, общая сумма вычетов составит 2838 руб. 66 коп.: необлагаемый минимум дохода 1419 руб. 33 коп. (83,49 х 2 х 5 + + 83,49 х 7) и расходы на содержание ребенка 1419 руб. 33 коп. (83,49 х 2 х 5 + 83,49 х 7). При таком же заработке у вдовы вычеты на ребенка удвоятся и общая сумма вычетов составит 4257 руб. 99 коп.
     
     Для физических лиц, получающих доходы не по основному месту работы, в отношении таких доходов производится уменьшение подлежащего налогообложению дохода не по месту основной работы на обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ. Например, при получении в 1998 году дохода не по месту основной работы в размере 2000 руб. подоходный налог исчислялся с общей суммы дохода без исключения суммы, удержанной в Пенсионный фонд РФ (20 руб). В 1999 году такие взносы уменьшали налогооблагаемый доход, и подоходный налог в нашем примере следовало удержать с дохода 1980 руб.
     
     При получении в 1998 году дохода не по месту основной работы в размере 3000 руб. подоходный налог исчислялся с общей суммы дохода без удержания суммы в Пенсионный фонд РФ (30 руб.). В 1999 году такие взносы уменьшали налогооблагаемый доход, и подоходный налог в нашем примере следовало удержать с дохода 2970 руб.: в федеральный бюджет сумма налога 89 руб. (3 %) и в бюджет субъекта Российской Федерации 267 руб. (9 %).
     
     При ответе на вопрос: какой порядок исчисления налога применяется при налогообложении коэффициентов и надбавок, - следует иметь в виду, что согласно ст. 6 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"(с последующими изменениями и дополнениями) суммы коэффициентов и надбавок, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми климатическими условиями, подлежат налогообложению отдельно от других доходов.
     
     В соответствии с действующим законодательством о труде начисление коэффициентов и надбавок к среднему заработку не предусмотрено. Средний заработок работников рассчитывается с учетом начисленных коэффициентов и надбавок к заработной плате. Поэтому налогообложение сумм, рассчитанных исходя из среднего заработка, до 1999 года осуществлялось в составе совокупного годового дохода физических лиц по прогрессивным налоговым ставкам согласно ст. 6 вышеназванного Закона. Если в 1998 году совокупный облагаемый годовой доход работника с учетом таких выплат не превысил 20 000 руб., налогообложение этого дохода производится по ставке 12 %. Если же совокупный облагаемый годовой доход превысил 20 000 рублей, применяются прогрессивные ставки к доходу, превышающему 20 000 руб.
     
     Пример.
     
     В 1998 году работником получен доход в общей сумме 65 000 руб.: заработная плата - 30 000 руб., коэффициенты и надбавки - 20 000 руб., отпускные и выплаты по больничным листам - 15 000 руб. В этом случае в совокупный годовой доход включается зарплата (30 000 руб.) и суммы среднего заработка к отпуску и по больничным листам (15 000 руб.). Из суммы совокупного годового дохода (45 000 руб.) исключаются полагающиеся для этого работника вычеты. Разница между суммой совокупного годового дохода и вычетами подлежит налогообложению по налоговым ставкам, приведенным в таблице ст. 6 вышеназванного Закона. Коэффициенты и надбавки в сумме 20 000 руб. облагаются подоходным налогом за минусом установленных вычетов. Подоходный налог с облагаемой суммы коэффициентов и надбавок исчисляется по ставке 12 %.
     
     На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" с 1999 года введено новое положение, предусматривающее, что при начислении отпускных и больничных листов работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях подоходного налогообложения из среднего заработка должны выделяться суммы, приходящиеся на коэффициенты и надбавки. Эти суммы среднего заработка, приходящегося на коэффициенты и надбавки, прибавляются к сумме коэффициентов и надбавок, начисляемых к заработной плате, и подоходный налог исчисляется с их общей суммы по установленным ставкам: 3 % - в федеральный бюджет и 9 % - в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Физические лица, доходы которых подлежат налогообложению, обязаны:
     
     - вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;
     
     - представлять в предусмотренных Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой МНС России, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
     
     - предъявлять организациям и иным работодателям, а также налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;
     
     - своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
     
     - выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.
     
     Организации и иные работодатели (физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, частные нотариусы), являющиеся источниками дохода, обязаны:
     
     - своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц;
     
     - своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Указанные сведения сообщаются также представительствами иностранных юридических лиц в Российской Федерации;
     
     - выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.
     
     При заключении договоров и иных сделок запрещается включение налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход организации и иные работодатели (физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, частные нотариусы) принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
     
     Организации и иные работодатели (физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, частные нотариусы), удерживающие подоходный налог, обязаны:
     
     - вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым МНС России;
     
     - ежеквартально представлять в налоговый орган по месту своей регистрации отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах налога.
     
     Излишне удержанные по месту нахождения источника выплаты дохода суммы налога засчитываются физическим лицам в уплату предстоящих платежей или возвращаются им по их заявлениям.
     
     Подоходный налог с начисленных физическим лицам доходов перечисляется в соответствующий бюджет непосредственно из доходов этих лиц. Уплата налога с доходов физических лиц за счет средств организаций и иных работодателей не допускается.
     
     Организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы). Налоговые органы пересылают эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физических лиц.
     
     Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом МНС России.
     
     При среднесписочной численности работающих до 10 человек организации (предприятия, учреждения) и иные работодатели могут представлять сведения о полученных физическими лицами доходах и об удержанных с них суммах подоходного налога на бумажных носителях. Это положение не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации.
     
     Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения предприятий, учреждений, организаций могут давать отдельным категориям предприятий, учреждений, организаций право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.
     
     В случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного исчисления налога с их доходов взыскание либо возврат им налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.
     
     Суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
     
     Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные не полностью, взыскиваются предприятиями, учреждениями и организациями до полного погашения задолженности. При этом взыскание задолженности с физических лиц производится с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     При невозможности взыскания налога с физического лица у источника получения дохода или в случаях, когда заведомо известно, что взыскание задолженности может быть осуществлено в течение многих лет, предприятия, учреждения и организации обязаны в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание этой суммы производится на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.
     
     За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.