Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы читателей журнала


Ответы на вопросы читателей журнала

     

В.И. Макарьева,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     
     Сфера деятельности нашего предприятия - розничная торговля. Правомерно ли налоговый орган начислил налог на реализацию ГСМ в связи с тем, что магазин промтоваров имеет отдел, торгующий автомаслами в канистрах заводской упаковки и запчастями?
     
     Согласно приложению N 1 к инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 в бланк расчета по налогу на реализацию ГСМ розничное предприятие, занимающееся продажей товаров народного потребления, не может проставить ни одной цифры, кроме закупочной цены автомасел, так как в расчете предполагается: организация-изготовитель; продажа ГСМ из емкостей нефтебазы; реализация ГСМ через АЗС.
     
     Если розничное предприятие должно платить налог на реализацию ГСМ, то, очевидно, должна быть и лицензия на реализацию ГСМ, но магазинам, торгующим промтоварами, лицензия на реализацию ГСМ не выдается. Тем более что мы не можем спрогнозировать объем реализации канистр с автомаслами.
     
     (Г.Т. Волынина, г. Сургут)
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с учетом дополнений и изменений) плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных и дизельных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива) являются юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные горюче-смазочные материалы.
     
     Не являются плательщиками указанного выше налога субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     
     При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации исходя из фактических цен реализации (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
     

     Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с учетом дополнений и изменений), Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.
     
     В счет расчетов за продукцию, производимую для отгрузки в Словакию, банк выдал предприятию кредит векселями, эмитируемыми банком, на сумму 10 млн руб. Предприятие реализовало векселя и использовало полученные деньги на приобретение комплектующих изделий (8 млн руб.) и на выплату заработной платы (2 млн руб.)
     
     Проценты по кредиту в пределах учетной ставки ЦБ РФ предприятие отнесло на себестоимость.
     
     Однако при проверке налоговая инспекция не приняла к зачету сумму процентов.
     
     Просим Вас дать разъяснения: верно ли налоговая инспекция не приняла к зачету проценты по вексельному кредиту?
     
     (Г.М. Самсонова, г. Калуга)
     
     Из ответов Минфина России от 18.06.97 N 01-10/04-2291, Департамента налоговой политики Минфина России от 07.04.99 N 04-02-06, МНС России от 17.09.99 N 02-5-10-331 следует, что:
     
     - на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты на оплату процентов по кредитам банков, взятым на приобретение материальных ценностей, товаров, покрытие расходов на оплату труда и иных затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, в размерах, предусмотренных Положением о составе затрат;
     
     - приобретение векселя коммерческого банка следует рассматривать как инвестирование временно свободных денежных средств в ценные бумаги. Указанная операция не может быть приравнена к кредитной операции, отношения по которой регулируются ст. 819 ГК РФ;
     
     - организация, заключив кредитный договор и получив от банка вексель, который использует как средство платежа за товары (работы, услуги) производственного назначения, должна иметь в виду, что в соответствии со ст. 819 ГК РФ предметом кредитного договора могут быть только деньги и по этой причине проценты по кредитному договору векселем не могут быть списаны на затраты производства.
     
     Операция по кредиту, предоставленному векселем, рассматривается как покупка векселя банка на выданный кредит.
     
     В 1996-97 годах предприятие испытывало финансовые затруднения: не выплачивалась заработная плата, не перечислялись налоги и взносы в фонды, в том числе в Пенсионный фонд. За несвоевременное перечисление взносов в Пенсионный фонд предприятию были начислены пени, которые были отнесены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения: Д-т 81 К-т 69.
     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.12.98 N 1647 предприятиям была предоставлена льгота по списанию пени при условии погашения основной задолженности предприятия Пенсионному фонду. Предприятие, выполнив условие, получило льготу на списание пени.
     
     Как правильно отразить списание пени в Пенсионный фонд Российской Федерации:
     
     - отнести на нераспределенную прибыль прошлых лет (счет 88);
     
     - отнести на счет 80 "Прибыли и убытки" и отразить в форме N 2 как доход от внереализационных операций, но не учитывать данную сумму при налогообложении прибыли в 1999 году (поскольку суммы пени были начислены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения);
     
     - отнести на счет 80 "Прибыли и убытки", отразить в форме N 2 как доход от внереализационных операций и учесть данную сумму при налогообложении прибыли в 1999 году?
     
     (Е.А. Мамонтова, г. Оренбург)
     
     Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом дополнений и изменений), на финансовые результаты списываются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.
     
     В п. 2.28 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, указано, что на счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" списываются суммы по уплате налогов и других платежей в бюджет по соответствующим расчетам по реформации баланса за отчетный год.
     
     В течение года начисленные суммы пени, относящиеся за счет собственных средств, списывались до 1 января 1999 года на счет 81 "Использование прибыли", что также соответствует указанной выше Инструкции, с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 81 "Использование прибыли" и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", которые по реформации баланса за отчетный год относились в дебет счета 88 "Нерас-пределенная прибыль (непокрытый убыток)".
     
     При списании ранее начисленных пени и уменьшении в результате этого нераспределенной прибыли, в случае получения организацией льготы, необходимо числящуюся задолженность Пенсионному фонду списать на счет 80 "Прибыли и убытки" как списанную кредиторскую задолженность с уплатой согласно п. 14 Положения о составе затрат налога на прибыль.