Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О праве органов налоговой полиции осуществлять проверки


О праве органов налоговой полиции осуществлять проверки

     

Е.Г. Перовская,
адвокат

     
     C введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вопрос о правах и обязанностях органов налоговой полиции стал притчей во языцех, но по-прежнему актуален, так как от его правильного решения зависит возможность налогоплательщика защищать свои права.
     
     Автор настоящей статьи высказывает исключительно собственную точку зрения по вопросу о праве органов налоговой полиции осуществлять проверки налогоплательщиков, ибо он не согласен с формальным подходом некоторых специалистов к анализу нормативных актов и правоприменительной практики. Как говорил известный французский мыслитель конца XVII столетия Фонтенель: "Надо прежде всего исчерпать заблуждения, чтобы дойти до истины".
     
     Итак, вопрос: могут ли в настоящее время органы налоговой полиции осуществлять проверки налогоплательщиков?
     
     Заметьте, автор не спрашивает: имеют ли право органы налоговой полиции осуществлять налоговые проверки на основании Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (далее по тексту - Закон) и НК РФ, так как ответ на сегодняшний день вполне очевиден: ни НК РФ, ни Законом такого права органам налоговой полиции не предоставлено.
     
     Остановимся на анализе нормативных актов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ, а также ст. 2 Закона задачами (функциями) федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Подпункт 5 п. 2 ст. 36 НК РФ определяет полномочия органов налоговой полиции, допуская возможность осуществления ими иных полномочий, предусмотренных Законом.
     
     К иным полномочиям органов налоговой полиции вышеназванный Закон относит право осуществлять (при наличии достаточных данных) проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок (п. 3 ст. 11 Закона).
     
     Автор не согласен с существующим мнением относительно того, что поскольку п. 3 ст. 11 Закона противоречит части первой НК РФ, то не может быть применен согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Позвольте, но если внимательно читать текст Закона, то в нем речь идет не о налоговых проверках. Органы налоговой полиции пользуются правом проведения проверок налогоплательщиков исключительно в рамках специфических задач, поставленных перед ними Законом, то есть для выявления, предупреждения, пресечения и расследования налоговых преступлений и правонарушений (п. 1 ст. 36 НК РФ; ст. 2 , 11 Закона), и поэтому данное положение Закона (п. 3 ст. 11 ) не является противоречащим НК РФ.
     
     Авторы, придерживающиеся иной точки зрения, подкрепляют свою позицию совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно п. 23 которого при рассмотрении дел по спорам, связанным с применением норм НК РФ, судам необходимо исходить из того, что в силу ст. 9, 10, 36 органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.
     
     Однако, как следует из буквального прочтения Закона, проведение проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции не относится к процедурам налогового контроля, а является процедурой выявления, предупреждения, пресечения и расследования налоговых преступлений и правонарушений.
     
     В п. 3 ст. 11 Закона говорится о наличии достаточных данных, подтверждая тем самым тот факт, что проверки налогоплательщиков органами налоговой полиции осуществляются для выполнения возложенных на эти органы задач, то есть для выявления, предупреждения, пресечения и расследования налоговых преступлений и правонарушений. В основе же проведения налоговых проверок налоговыми органами лежит осуществление последними функций, отличных от задач, стоящих перед органами налоговой полиции.
     
     Права федеральных органов налоговой полиции по осуществлению проверок налогоплательщиков в рамках возложенных задач подтверждены:
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 25.09.99 N 1272, согласно п. 8 раздела III которого ФСНП России в соответствии с возложенными на нее основными задачами осуществляет в установленном порядке документальное оформление выявленных фактов сокрытия доходов от налогообложения, уклонения от уплаты налогов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также фактов иной противоправной деятельности, направленной на причинение ущерба экономике государства; использует права, предоставленные федеральным законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
     
     - постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 N 11-П.
     
     Автор может привести еще ряд аргументов в подтверждение своей точки зрения по данному вопросу.
     
     К правам налоговых органов, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 31 НК РФ, относится проведение налоговых проверок в порядке, установленном Кодексом. Осуществление же проверок налогоплательщиков органами налоговой полиции производится в порядке, установленном Законом. Данный порядок (он достаточно краток) предусматривает необходимость проведения таких проверок в полном объеме и обязательность составления по результатам проверок актов.
     
     Согласно подпунктам 1 и 3 ст. 10 Закона органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба, а также осуществлять в установленном порядке проверку заявлений, сообщений, иной информации о налоговых преступлениях и нарушениях. Пунктом 6 ст. 11 Закона федеральным органам налоговой полиции предоставлено право требовать от должностных лиц налогоплательщиков своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей. Пользуясь правом осуществления в необходимых случаях проверок налогоплательщиков, предоставленным им п. 3 ст. 11 Закона, и принимая в установленном порядке решение о бесспорном взыскании с налогоплательщика выявленной в ходе проверки недоимки по налогам и пени, орган налоговой полиции выполняет тем самым свою обязанность по возмещению ущерба государству. Право органов налоговой полиции на бесспорное взыскание в бюджет недоимки и пени подтверждено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П.
     
     При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов (например, обстоятельств, требующих применения налоговых санкций), органы налоговой полиции в соответствии с п. 3 ст. 36 НК РФ обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения.
     
     Исходя из смысла п. 3 ст. 36 НК РФ для правильного исчисления обозначенного в нем десятидневного срока факт выявления таких обстоятельств должен быть зафиксирован в документе. Таким документом и должен являться акт проверки, который органы налоговой полиции обязаны составлять в соответствии с требованиями п. 3 ст. 11 Закона.
     
     Таким образом, все логично, все в действующем законодательстве взаимосвязано, ничего друг другу не противоречит, все вытекает одно из другого.
     
     Кроме того, НК РФ признает, по мнению автора, право органов налоговой полиции (правда, не совсем четко) осуществлять в целях возложенных на них задач проверки налогоплательщиков. Согласно п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
     
     Итак, из анализа действующих нормативных актов следует, что органы налоговой полиции имеют право проверять налогоплательщиков в целях выполнения возложенных на них задач.
     
     Но при этом возникают следующие немаловажные вопросы:
     
     - каков порядок проведения проверок органами налоговой полиции (ведь в Законе отсутствуют нормы, детально определяющие порядок проведения таких проверок);
     
     - как налогоплательщику защитить свои права, если после проверки, осуществленной органами налоговой полиции, налоговый орган назначил налоговую проверку за тот же самый налоговый период по тем же самым налогам и сборам;
     
     - как налогоплательщику защитить свои права, если у него одновременно и независимо друг от друга проходит проверка несколькими проверяющими органами за один и тот же налоговый период по одним и тем же налогам и сборам (в последнее время данная ситуация часто имеет место на практике)?
     
     Следует отметить, что согласно подпункту 8 ст. 9 НК РФ ФСНП России является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ Кодекс входит в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то органы налоговой полиции являются участниками отношений, регулируемых НК РФ.
     
     Налоговый кодекс не содержит запрета на осуществление органами налоговой полиции полномочий по проведению проверок налогоплательщиков в рамках возложенных на них задач. Учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а также учитывая, что ФСНП России является участником отношений, регулируемых НК РФ, можно сделать вывод, что в соответствии с правом проведения проверок налогоплательщиков, предоставленным органам налоговой полиции п. 3 ст. 11 Закона, порядок проведения органами налоговой полиции проверок должен быть подчинен нормам, изложенным в НК РФ, так как никаким другим нормативным актом указанный порядок проведения проверок налогоплательщиков так подробно не определен (аналогия закона). Поэтому, по мнению автора, в случае возникновения спора по данному вопросу судебные органы должны руководствоваться п. 4 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов либо (в зависимости от подведомственности дел) аналогичной нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 ГПК РФ).
     
     Таким образом, органы налоговой полиции, осуществляя проверку налогоплательщика в рамках возложенных на них задач, должны соблюдать нормы НК РФ, касающиеся всех вопросов, связанных с проведением проверок.
     
     Следует отметить, что НК РФ не предусматривает возможности проведения налоговым органом налоговой проверки налогоплательщика в случае, если в ходе выполнения органами налоговой полиции своих функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию налоговых преступлений и правонарушений не были выявлены обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, а также возможности осуществления одновременных независимых проверок одного налогоплательщика несколькими проверяющими органами за один и тот же налоговый период по одним и тем же налогам и сборам.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что НК РФ строго определяет срок проведения проверок налогоплательщиков (ст. 88, 89 НК РФ) и запрещает (ст. 87 НК РФ) проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, имеются все основания считать, что проверка налогоплательщика органом налоговой полиции состоялась.
     
     В любом случае, если есть какие-либо сомнения, неясности в решении того или иного вопроса, связанного с проведением налогового контроля, налогоплательщикам не следует забывать, что органы налоговой полиции являются участниками отношений, регулируемых НК РФ, а также то, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
     
     Остановлюсь еще на одном важном аспекте.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и, как было сказано выше, для выполнения возложенных на них задач они вправе осуществлять проверки налогоплательщиков при наличии достаточных данных (п. 3 ст. 11 Закона). К разряду "достаточные данные" могут быть отнесены заявления, сообщения, иная информация о налоговых преступлениях и правонарушениях.
     
     Являясь правоохранительными органами, федеральные органы налоговой полиции должны неукоснительно соблюдать нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона "Об оперативно-разыскной деятельности", Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
     
     Если основанием для назначения проверки налогоплательщика явилось принятое органом налоговой полиции заявление, сообщение о налоговых преступлениях (п. 3 ст. 10 Закона), налогоплательщику необходимо знать, что в соответствии со ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по таким заявлениям и сообщениям органом налоговой полиции должно быть принято одно из следующих решений:
     
     1) возбуждение уголовного дела;
     
     2) отказ в возбуждении уголовного дела;
     
     3) передача заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
     
     В заключение необходимо отметить, что проблема, связанная с правом федеральных органов налоговой полиции осуществлять проверки налогоплательщиков, достаточно сложная, ибо российское законодательство отличается скорее декларативностью, нежели возможностью практического его применения. Многое определяет и политический аспект проблемы. Поэтому автор убежден, что при возникновении налоговых споров в связи с рассмотренной в настоящей статье ситуацией до четкого урегулирования данного вопроса в законодательном порядке налогоплательщику придется запастись терпением и настойчивостью в отстаивании своей позиции и защите своих интересов.