Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение природных ресурсов (в вопросах и ответах)


Налогообложение природных ресурсов
(в вопросах и ответах)*

     _____
     * Окончание . Начало см. «Налоговый вестник». 1999, № 12. С. 90.

          

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

     
     В ряде регионов гидротехнические сооружения для забора воды имеются только у нескольких крупных организаций. Часть этих организаций производит забор воды только лишь для последующей передачи водоканалам, которые, в свою очередь, реализуют полученную воду населению. Исполнительные органы власти указанных регионов считают, что данные организации должны вносить платежи по пониженным ставкам платы, как для водоснабжения населения. Правильно ли это?
     
     В данном случае организации, осуществляющие первичный забор воды, реализуют ее не непосредственно населению, а другим организациям (водоканалам), которые, в свою очередь, реализуют полученную воду населению и другим потребителям.
     
     Следовательно, пониженные ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, установленные законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", для указанных промышленных организаций применяться не должны.
     
     Указанные ставки применяются только в случае, если предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалы и др.) находятся на балансе у предприятия-заборщика воды.
     
     В соответствии со ст. 5 указанного выше Закона законодательный орган региона вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в его бюджет. Следовательно, для рассматриваемой группы организаций он может установить ту минимальную ставку платы за забор воды, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 по бассейнам рек и озер данного субъекта Российской Федерации.
     
     Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" предусматривает, что в доходы бюджета этих образований зачисляются все налоги с их территорий. Статьей 18 НК РФ также предусмотрено наличие специальных налоговых режимов, к которым наряду с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) отнесена и система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Однако, если относительно особенностей налогообложения по СРП замечаний со стороны налоговых органов не имеется, в ином случае указанные органы требуют производить уплату федеральных налогов в федеральный бюджет в полном объеме несмотря на отнесение региона к ЗАТО. По мнению налоговых органов, такое требование основывается на Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", которым специальный порядок перечисления налогов, взимаемых в ЗАТО, в текущем году не установлен. Правомерны ли действия налоговых органов в данном случае?
     
     Статьей 5 Закона РФ от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 02.04.99 N 67-ФЗ) предусмотрено, что формирование бюджета ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей: в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. Иными словами, для реализации данной нормы указанного Закона необходимо ее подкрепление другими законодательными актами, в том числе регулирующими порядок взимания и перечисления конкретных налогов.
     
     Это, например, было сделано при реализации норм ст. 13 Федерального закона от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 10.02.99 N 32-ФЗ), которой регулируются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. Федеральным законом от 10.02.99 N 32_ФЗ внесены изменения и дополнения в ряд налоговых и других законов, предусматривающих особенности уплаты налогов на условиях СРП, в том числе в Законы "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другие.
     
     Что касается налогообложения в ЗАТО, то ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" было предусмотрено, что все суммы налогов и сборов, подлежащие внесению в бюджет юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 году в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, подлежат зачислению на специально открытые счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Минфина России, расположенных в ЗАТО, с последующим их направлением на обеспечение финансирования расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных образований.
     
     В Законе РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" такая норма уже отсутствует. Более того, ст. 44 этого Закона предусмотрено, что Правительство РФ в целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов в случаях нарушения отдельными субъектами Федерации и закрытыми административно-территориальными образованиями установленного законодательством Российской Федерации порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет вправе применять к ним финансовые и иные санкции.
     
     В связи с этим, а также учитывая, что в другие законодательные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов, необходимые дополнения, предусматривающие особенности взимания этих налогов в ЗАТО, не внесены, действия налоговых органов в части требований о перечислении в федеральный бюджет предусмотренной доли федеральных налогов, являются правомерными.
     
     К нашей организации дирекцией внебюджетного экологического фонда была применена санкция в виде безакцептного (бесспорного) списания средств после истечения срока внесения в указанный экофонд платежей за загрязнение природной среды. Дирекция мотивирует принятие данного решения тем, что Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" ей предоставлено право бесспорного списания средств. Налоговые органы применяют право бесспорного списания средств только по решению суда. Правомерно ли применение данной санкции именно дирекцией внебюджетного фонда, ведь данная организация не относится к специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды?
     
     Пунктом 4 ст. 20 Закона РФ от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.93 N 5076-1) предусмотрено, что предприятия вносят плату за загрязнение природной среды в бесспорном порядке. При этом не указано, какие органы правомочны осуществлять списание средств со счетов предприятий при невнесении указанных платежей в бюджет и экологические фонды.
     
     Подпунктом 17 п. 8 постановления Правительства РФ от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" Госкомэкологии России предоставлено право взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды. Эта норма установлена еще постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632, в котором говорится, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Госкомэкологии России. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке (см. п. 9 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного этим постановлением).
     
     Дирекции внебюджетных экологических фондов в указанных выше нормативных актах не упомянуты и применять право бесспорного взыскания средств не вправе. Применение же такого права самими территориальными государственными органами Госкомэкологии России может быть оспорено в арбитражных судах по следующим основаниям.
     
     Статьей 854 ГК РФ от 26.01.96 N 14-ФЗ (в ред. от 24.10.97 N 133-ФЗ) предусмотрено, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
     
     Поскольку здесь имеется в виду специальное законодательство, регулирующее порядок списания средств, то нормы Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" в рассматриваемом случае, по нашему мнению, учитываться не должны. К этому следует добавить, что Федеральным законом от 05.05.95 N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признано утратившим силу с 1 июля 1995 года Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.92 N 3116-1, устанавливавшее бесспорный порядок списания кредитором признанных должником сумм по претензиям.
     
     Постановлением Правительства РФ от 09.09.99 N 1033 "О мерах по реализации статьи 71 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”" предусмотрено направлять в 1999 году 10 % сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды, в доход Федерального экологического фонда на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения, а оставшуюся сумму перечислять согласно действующему порядку в территориальные государственные экологические фонды.
     
     Однако Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" установлено, что организации вносят 10 % платежей непосредственно в федеральный бюджет, а 90 % - в экологические фонды. В Федеральный экологический фонд отчисления направляются уже самими экофондами, а не природопользователями.
     
     Означает ли принятие постановления Правительства РФ от 09.09.99 N 1033, что при расчете с федеральным бюджетом организации направляют средства только в Федеральный экологический фонд, а направляемая ими раннее напрямую в доход федерального бюджета часть платежей от общей начисленной суммы теперь перечисляется в территориальные экологические фонды?
     
     Постановление Правительства РФ от 09.09.99 N 1033 не изменяет действующий порядок распределения средств между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами, установленный Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Статьей 71 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено осуществлять перечисление в Федеральный экологический фонд тех 10 % отчислений от сумм, которые перечислялись природопользователями в экологические фонды.
     
     Другая часть средств от платы за загрязнение природной среды, перечисляемых организациями непосредственно в бюджет, также продолжает поступать в него. Это предусмотрено ст. 11 и 19 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год".
     
     Принятие постановления Правительства РФ от 09.09.99 N 1033 связано с тем, что в Положении о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.06.92 N 442, не было предусмотрено консолидирование средств указанного Фонда в федеральном бюджете.
     
     Действующими нормативными актами предусмотрено поквартальное внесение двух видов платежей за загрязнение природной среды: за плановый и фактический объемы выбросов (сбросов) вредных веществ. Практика показывает, что природопользователи в представляемых в налоговые органы расчетах за фактическое загрязнение природной среды за первые три квартала показывают вместо фактических сумм платежей их плановые размеры. А фактический размер платежа определяется в целом за отчетный год и выражается доплатой (или уменьшением) платежа за IV квартал против исчисленных за три предшествующих квартала.
     
     Вправе ли налоговые органы при определении ими занижения платежа в отчетном квартале в связи с более высоким уровнем объемов фактического загрязнения применять санкцию в виде штрафа на основании главы 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ как за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога?
     
     Основной проблей при решении вопроса о правомерности применения налоговыми органами санк-ции за неполную уплату сумм налога в рассматриваемом случае является сложность в определении самого фактического уровня загрязнения природной среды.
     
     Так, при установлении ежеквартального фактического объема выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения отходов могут быть использованы следующие варианты:
     
     1) природопользователь определяет фактический выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на основе результатов производственного аналитического контроля, данных о количестве производимой продукции и нормативов образования (переработки) отходов, вида используемого топлива и других данных;
     
     2) выброс, сброс загрязняющих веществ определяются по нормативам предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса, сброса загрязняющих веществ по данным стат-отчетности и происходит уточнение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ на уровне нормативов ПДВ и ПДС или лимитов и данных, превышающих эти нормативы.
     
     Для определения фактических объемов загрязнения природной среды по первому варианту необходимо проведение регулярных лабораторных исследований, на основании которых можно определить основные ингредиенты загрязняющих веществ, их концентрацию для расчета платы. Это, в свою очередь, предполагает возможность проведения необходимых замеров, наличие (установку) на отдельных видах оборудования соответствующих датчиков (самописцев), регистрирующих фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п.
     
     Сам расчет (то есть методика его проведения) фактического уровня загрязнения должен предусматривать особенности производства, профиль предприятия. Используемые в настоящее время методики являются, как правило, либо общепринятыми (то есть рекомендованы к применению соответствующими федеральными органами), либо должны быть утверждены (согласованы) специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за состоянием природной среды в пределах своей компетенции, в том числе на региональном уровне.
     
     В настоящее время в основном применяются методы расчетов, изложенные в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.93 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (от 24.03.93, регистрационный номер 190 в Минюсте России).
     
     Таким образом, выводы о несоответствии фактического объема загрязнения с указанным в расчете, сделанные налоговыми органами на основе собственных (индивидуальных) подходов (методов) определения степени (объема, уровня) загрязнения, не могут являться основанием для применения санкций за уменьшение суммы платежа за фактический уровень загрязнения.
     
     Учитывая это, а также то, что не все природопользователи имеют необходимое оборудование для ежеквартального определения фактических объемов загрязнения природной среды вопрос о правомерности применения санкций за умышленное уменьшение расчетной суммы платежа целесообразно решать, рассматривая каждый случай в индивидуальном порядке с учетом изложенных выше обстоятельств.
     
     В соответствии с п. 3 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" не являются плательщиками пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами). Однако налоговые органы требуют с организаций, осуществляющих пользование небольшими искусственными водоемами (прудами и т.п.), внесение платы за сброс сточных вод. Имеются ли для этого основания?
     
     Пользование обособленными водными объектами может осуществляться не только для забора из них воды. В последующем, как показывает практика, из указанных объектов с целью их очистки может производиться и сброс достаточно сильно загрязненных вод. В данном случае происходит попадание сточных вод в другие поверхностные водные объекты, не являющиеся замкнутыми водоемами, и имеет место совершенно другой вид водопользования. В соответствии со ст. 3 "Платежная база" Закона РФ "О плате за пользование водными объектами" предусмотрено взимание платы именно за сброс сточных вод.