Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Отражение в бухгалтерском учете для целей налогообложения отдельных операций по налогу на прибыль


Отражение в бухгалтерском учете для целей налогообложения отдельных операций по налогу на прибыль
    

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга,

Т.Н. Соколова,
     
А.Ф. Матюшина

     
     1. Облагается ли налогом на прибыль вклад в уставный капитал другого предприятия, внесенный имуществом?
     

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений и дополнений), расчеты с учредителями организации отражаются на счете 75 "Расчеты с учредителями".
     
     Первоначальной стоимостью имущества, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Передача учредителями (участниками) имущества в счет уставного (складочного) капитала осущест-вляется за счет собственных средств, а его списание с баланса согласно ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не является выручкой от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Для перевода имущества, переданного в уставный капитал другой организации, на счет 06 "Долгосрочные финансовые вложения" или 58 "Краткосрочные финансовые вложения" необходимо осуществить его списание со счетов по учету переданного имущества на счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" или счет 48 "Реализация прочих активов", в зависимости от того, какое имущество передается.
     
     В случае превышения кредитовых оборотов по указанным счетам над дебетовыми со списанием разницы по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" налогооблагаемая база по прибыли увеличивается, что соответствует п. 14 Положения о составе затрат. Списанный убыток от операции по передаче имущества в уставный капитал другой организации не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как это не определено в п. 15 Положения о составе затрат.
     

     2. Уменьшается ли налогооблагаемая база организации по налогу на прибыль при перечислении средств, указанной в удостоверении национального фильма как продюсер национального фильма?
     

     Из п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом Федерального закона от 06.01.99 N 10-ФЗ (далее - Закон РФ N 2116-1), следует, что не подлежит налогообложению прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направленная ими на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма, как это указано в п. 4.6 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция N 37), устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2002 года.
     
     Организация, указанная в удостоверении национального фильма как продюсер фильма, вправе заявить в расчете налога от фактической прибыли вышеназванную льготу и уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств.
     
     При наличии факта использования перечисленных и полученных средств на производство и тиражирование фильма не по назначению, они будут рассматриваться как безвозмездно полученные без предоставления льготы.
     

     3. Осуществляется ли уплата налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы органами вневедомственной охраны от работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации?
     

     В указаниях Госналогслужбы России от 22.04.94 N ВГ-6-01/307 "О налогообложении доходов подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел" сказано, что к доходам органов вневедомственной охраны от предпринимательской деятельности, не связанным с выполнением задач, которые определены в п. 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, а направленным на получение прибыли, относятся и доходы, полученные от разработок технических заданий и монтажа средств охранно-пожарной сигнализации, включая проводимые органами внутренних дел работы по капитальному ремонту средств охранно-пожарной сигнализации.
     
     Так как указанный вид деятельности органов вневедомственной охраны является предпринимательским, он подлежит налогообложению в порядке, установленном в п. 10 ст. 2 Закона РФ N 2116-1, из которого следует, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают по такой деятельности налог с суммы превышения доходов над расходами. При этом необходимым условием является обеспечение налогоплательщиком раздельного ведения учета доходов и расходов по основной и предпринимательской деятельности.
     
     Местные налоги и сборы, в том числе и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Если органами местного самоуправления определено, что уплата налога осуществляется от любой предпринимательской деятельности на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, то перечисления производятся в установленном порядке, так как доходы от оказанных услуг являются ничем иным как выручкой от оказания услуг потребителям.
     

     4. В каком размере уплачивается налог на прибыль от производства видеокассет с записью?
     

     В соответствии с п. 1 "в" ст. 9 Закона РФ N 2116_1 предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с других доходов, в том числе с доходов видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами (аудио-, видеокассеты, компакт-диски, дискеты и другие носители) и записей на них, определяемых как разница между выручкой, получаемой от реализации этих услуг, и расходами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемыми при налогообложении прибыли, полученной от указанных видов деятельности, за исключением расходов на оплату труда.
     
     Доходы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации по Федеральному закону от 25.04.95 N 64-ФЗ, как указано в п. 2 ст. 9 Закона N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 143-ФЗ), облагаются налогом по ставке 70 %.
     
     Суммы налога на доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с аудио-,  видеозаписями, игровыми и иными программами (аудио-, видеокассеты, компакт-диски, дискеты и другие носители) и записей на них определяются плательщиками самостоятельно исходя из величины облагаемого дохода и установленной ставки налога.
     
     Согласно Федеральному закону от 22.08.96 N 126_ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" показ фильмов на видеоносителях не является самостоятельным видом деятельности, а входит в понятие "показ фильмов", как публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами. Основные критерии показа фильма (помимо демонстрации по телевидению) - демонстрация фильма, осуществляемая в кинотеатре (кинозале), имеющем лицензию на право осуществления данного вида деятельности, с использованием профессионального кино- либо видеооборудования и с соблюдением Правил по кинообслуживанию населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.94 N 1264.
     
     Демонстрация видеопрограмм в видеосалонах осуществляется на индивидуальной основе в специальных кабинках, оборудованных бытовой видеоаппаратурой, то есть отсутствует кинозал, зритель имеет возможность сам регулировать время просмотра, прерывать либо прекращать демонстрацию фильма по своему усмотрению.
     
     Учитывая изложенное, налогообложение кабельного, эфирного, спутникового телевидения, а также студий, производящих и формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения, производится в общеустановленном порядке, а доходы, полученные от демонстрации видеопрограмм в специально отведенных для этих целей местах за плату, облагаются налогом на прибыль по ставке 70 % (ст. 5 и 9 Закона РФ N 2116-1).
     
     Предприятия, получающие доходы от производства видео- и аудиокассет как без записи, так и с записью на них, уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке. Предприятия, занимающиеся записью фонограмм, видеофильмов, компьютерных игр на чистые аудио- и видеокассеты, приобретенные у производителей этой продукции или через торговую сеть, уплачивают налог с дохода в размере 70 %.
     

     5. Как осуществляются расходы по содержанию легкового автотранспорта, переданного в безвозмездное временное пользование?
     

     Согласно ст. 689  Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она получена, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
     
     Договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды) по своему характеру близок к договору аренды, так как к договору применяются правила, предусмотренные ст. 607 ГК РФ.
     
     Независимо от статуса лица, передавшего имущество в безвозмездное пользование (в том числе в случае пользования имуществом физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя), расходы предприятия, связанные с эксплуата-цией этого имущества, используемого для целей производства и реализации продукции (работ, услуг), подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг), если оно в установленном порядке учтено на балансе или за балансом.
     
     В частности, расходы на текущий и капитальный ремонт (с учетом приобретенных запасных частей), на покупку бензина и ГСМ (при наличии подтверждающих документов) и т.п. подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Затраты на содержание служебного автотранспорта, как это исходит из п. 2 "и" Положения о составе затрат, для целей налогообложения принимаются в пределах, установленных законодательством.
     
     В настоящее время нормы на содержание служебного автотранспорта не установлены, поэтому при списании в расход топлива и ГСМ следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России 29.04.97 N Р3112194-0366-97 (согласно заключению Минюста России от 16.07.99 N 5717-ЭР этот документ регистрации не подлежит).
     

     6. Предоставляется ли льгота по налогу на прибыль малому предприятию (заказчику) при производстве товаров народного потребления?
     

     Как из п. 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, так и из п. 1.1.6 и 4.4 Инструкции N 37, следует, что в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие критериям, установленным Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющие производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов и т.п.
     
     По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, то есть товарооборот.
     
     Таким образом, если организация выступает заказчиком, а непосредственно производством или торговлей занимается исполнитель, эта организация не может пользоваться льготой для малых предприятий согласно п. 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1.
     

     7. Какой установлен срок представления бухгалтерской отчетности акционерными обществами в налоговые органы?
     

     Согласно ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества.
     
     В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом дополнений и изменений) все организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
     
     Кроме того, в п. 5.4 Инструкции N 37 (с учетом дополнений и изменений) указано, что акционерными обществами сумма налога уплачивается по годовым расчетам в десятидневный срок после истечения 90 дней по окончании года, если учредители (участники) акционерного общества определили конкретную дату представления бухгалтерской отчетности ранее 90 дней, сроки уплаты налога на прибыль устанавливаются исходя из этой даты. Если же учредителями не установлены сроки представления бухгалтерской отчетности или отсутствует вышестоящая организация, сроки уплаты дополнительно начисленных сумм определяются исходя из предельного срока представления бухгалтерской отчетности, установленного Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
     
     Исходя из изложенного выше следует, что годовая бухгалтерская отчетность акционерных обществ должна быть утверждена на годовом собрании акционеров и представлена в налоговый орган не позднее 90 дней по окончании года.
     

     8. Какая прибыль учитывается при предо-ставлении льготы организациям?
     

     Учитывая п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, с учетом внесенных изменений и дополнений, а также п. 4.1 Инструкции N 37, льготы предоставляются налогоплательщикам при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     Льготы по налогу на прибыль могут быть ограничены только в соответствии с п. 7 ст. 6 указанного Закона.
     
     Особо следует обратить внимание на то, что при исчислении льгот согласно ст. 6 Закона РФ N 2116-1 уменьшается налогооблагаемая, а не балансовая прибыль, указанная в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", в которой финансовые результаты определены исходя из временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требований бухгалтерского учета. По этой причине осуществляется корректировка балансовой прибыли.
     

     9. Как определяется результат от реализации основных средств для целей налогообложения?
     

     В п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.4 Инструкции N 37 указано, что при определении прибыли от реализации основных фондов для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства РФ, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Отрицательный результат от реализации основных фондов в целях налогообложения налогооблагаемую прибыль не уменьшает.
     
     Следовательно, для целей налогообложения организации определяют финансовый результат от реализации основных фондов не по сальдо по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", а отдельно по каждому объекту реализованных основных фондов.
     

     10. На каком счете бухгалтерского учета числятся компьютеры?
     

     В соответствии с п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359, вычислительная техника относится к основным средствам.
     
     Согласно ОКОФ объектом классификации вычислительной техники и оргтехники считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся основной частью какой-либо другой машины.
     
     Учитывая изложенное, персональные компьютеры (вычислительная техника), принтеры, копировальная техника и т.п. подлежат учету в составе основных средств.
     

     11. Может ли организации быть предоставлена льгота по налогу на прибыль при безвозмездной передаче произведенной сельскохозяйственной продукции?
     

     В п. 2.9 Инструкции N 37 согласно п. 8 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 определено, что в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли, полученной от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
     
     При безвозмездной передаче как выращенной, так и переработанной сельскохозяйственной продукции у организации при отражении этой передачи согласно ст. 39 части первой НК РФ возникают убытки.
     
     Из п. 2.9 Инструкции N 37 следует также, что убытки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются, что дополнительно подтверждено п. 4.10 Приложения N 11 к Инструкции N 37.
     

     12. Можно ли снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в результате потерь от уценки сырья, материалов, готовой продукции?
     

     В п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, предусмотрено, что сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы, готовая продукция, товары в организациях торговли, на которые цена в течение отчетного года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
     
     В п. 3.1 Приложения N 11 к Инструкции N 37 указано, что увеличение налогооблагаемой прибыли при определении цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения исходя из принципов, изложенных в ст. 40 части первой НК РФ, вводится в действие начиная с 1 января 1999 года.
     
     В п. 3 ст. 40 части первой НК РФ определено, что рыночные цены определяются с учетом скидок, предоставляемых покупателям в связи с потерей товарами качества или иных потребительских свойств.
     
     Для целей налогообложения снижать финансовые результаты за счет уменьшения стоимости продукции (товаров) при отражении в бухгалтерском учете не предусмотрено, но при их реализации прибыль может быть исчислена с учетом обоснованно предоставленных скидок, учитывая п. 2 ст. 40 части первой НК РФ.
     

     13. На какие статьи состава затрат корректируется прибыль для целей налогообложения?
     

     Из ст. 4 Закона РФ N 2116-1 следует, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     Согласно этому в п. 2.3 Инструкции N 37 указано, что до принятия федерального закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.02 N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений).
     
     Для целей налогообложения отдельные затраты принимаются в пределах норм и нормативов, утверж-денных Минфином России в соответствии с п. 3 указанного выше постановления Правительства РФ.
     
     К таким расходам, как это следует из п. 2 Положения о составе затрат, относятся: расходы на содержание служебного автотранспорта; компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; командировочные и представительские расходы; расходы на рекламу; расходы на обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; затраты по добровольному страхованию; затраты по оплате процентов по кредитам банков, полученным в рублях, сверх учетной ставки Банка России плюс три пункта и по кредитам в иностранной валюте сверх ставки ЛИБОР плюс три пункта.
     
     В случае если организации относят на затраты производства (издержки обращения) фактически произведенные расходы, превышающие утвержденные нормы и нормативы, то при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на допущенное превышение осуществляется корректировка, что также предусмотрено в п. 4.1 Приложения N 11 к Инструкции N 37.
     

     14. Какая цена принимается налоговыми органами во внимание при отгрузке продукции на экспорт?
     

     Если иное не предусмотрено в ст. 40 части первой НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки, и эта цена соответствует уровню рыночных цен, если не доказано обратное.
     
     При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы имеют право проверить правильность применения цен при совершении внешнеторговых сделок.
     
     На основании п. 11 указанной выше статьи при определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) налоговыми органами используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги), биржевые котировки.
     
     При проверке рыночных цен по экспортной продукции могут быть использованы средние цены таможенной статистики.
     

     15. Какая обязанность у налогоплательщика по уплате налогов и сборов?
     

     В ст. 45 части первой НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не преду-смотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи Госкомитета России по связи и информации.
     
     Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с ГК РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
     
     В связи с этим, а также учитывая и наличие фактов представления налогоплательщиками подложных документов банков о списании с их расчетных счетов денежных средств в уплату налогов и сборов МНС России в указаниях от 08.07.99 N АП-6-09/544 довела до сведения налоговых органов следующее:
     
     - если налогоплательщик утверждает, что с его расчетного счета списаны денежные средства в уплату налогов и сборов, налоговые органы обязаны по месту нахождения этого налогоплательщика направить запрос в соответствующий банк, обслуживающий расчетный счет данного плательщика, о подтверждении факта списания средств с его расчетного счета с приложением соответствующих документов;
     
     - запрос кредитным организациям следует направлять в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета выписок лицевого (корреспондентского) счета налогоплательщика из банка, обслуживающего указанный в лицевом счете расчетный счет, или писем банков, подтверждающих факт списания средств с расчетного счета плательщика, при отсутствии информации от соответствующих финансовых органов о зачислении указанных средств на счета по учету доходов бюджетов;
     
     - в лицевых счетах и налоговой отчетности налогоплательщиков денежные средства, списанные с расчетного счета плательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов, отражаются как исполненная обязанность по уплате налогов и сборов только после получения банками, обслуживающими указанные расчетные счета плательщика, подтверждения в письменном виде факта списания денежных средств, направляемых на уплату налогов, с приложением проверенных выписок лицевого (корреспондентского) счета налогоплательщика.
     

     16. Каков порядок обжалования актов налоговых органов?
     

     До введения в действие части первой НК РФ при выявлении налоговыми органами нарушений установленного порядка определения налогооблагаемой прибыли в результате неправильного исчисления сумм сделки для целей налогообложения при исчислении цены реализации продукции не выше себе-стоимости с налогоплательщика взыскивался налог на прибыль и штраф в размере налога, что соответствовало указаниям Госналогслужбы России и Минфина России от 02.12.93 N ВГ-4-01/193, 139.
     
     Законами РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) и от 21.03.91 N 943 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" (с учетом дополнений и изменений) налогоплательщику было предоставлено право обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в порядке и в сроки, установленные законодательными актами.
     
     С 1 января 1999 года право на обжалование, порядок обжалования, порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и другие права предоставляются налогоплательщику на основании ст. 137-142 части первой НК РФ.
     

     17. На какой счет осуществляется списание износа по основным средствам, сданным в аренду?
     

     В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, с учетом изменений и дополнений, (см. пояснения, касающиеся счета 80 "Прибыли и убытки"), а также в п. 15 Положения о составе затрат списание начисленных арендодателем амортизационных отчислений по основным средствам, сданным в аренду и используемым арендатором в производственных целях, не предусмотрено.
     
     Однако в пояснениях, касающихся счета 02 "Износ основных средств", четко определено, что предприятия-арендодатели отражают начисленную сумму износа по основным средствам, сданным в аренду (кроме долгосрочной), по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 02 "Износ основных средств".
     
     Аналогичное следует из п. 24 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73.
     
     Организации-арендодатели должны также учесть, что необоснованного занижения финансовых результатов быть не должно, так как амортизационные отчисления возмещаются арендатором в сумме аренд-ных платежей.
     

     18. Занижается ли налогооблагаемая прибыль при передаче простого векселя?
     

     Если организацией получен вексель за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), то этот вексель согласно Инструкции по применению Плана счетов учитывается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные". Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов".
     
     По кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" осуществляется списание задолженности покупателей при поступлении от них денежных средств, зачетов полученных авансов и других зачетных операций.
     
     В случае если вексель у организации является ценной бумагой, он подлежит учету как ценная бумага на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения", и при его реализации или передаче списание производится по счету 58 в корреспонденции со счетом 48 "Реализация прочих активов".
     
     По дебету счета 48 "Реализация прочих активов" списывается в корреспонденции с кредитом счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" учетная стоимость векселя, а по кредиту счета 48 - поступившая выручка от реализации этого векселя, задолженность его приобретателя или поступившие взамен оплаты ценности.
     
     Понесенные в связи с передачей векселя расходы списываются в дебет счета 48 "Реализация прочих активов", что также следует из Инструкции по применению Плана счетов.
     
     Дебетовое (убыток) или кредитовое (доход) сальдо по счету 48 "Реализация прочих активов" списывается на счет 80 "Прибыли и убытки", но для целей налогообложения учитывается только доход, полученный от выбытия векселя, что предусмотрено п. 14 Положения о составе затрат.
     

     19. Учитывается ли ст. 40 части первой НК РФ при осуществлении проверок за предыдущие годы?
     

     С 1 января 1999 года при осуществлении проверок правильности применения ценообразования у налогоплательщика при реализации им продукции (работ, услуг) необходимо руководствоваться ст. 40 части первой НК РФ, в которой установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен.
     
     В ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147_ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также сказано о том, что положения Законов РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по определению исчисления налогоплательщиком налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости утратили силу.
     
     Налогоплательщику необходимо учесть п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором говорится, что при проверках вплоть до 31 декабря 1998 года к нему предъявляются требования законодательства, действовавшего до 1 января 1999 года.
     
     Однако, как указано в п. 5 вышеназванного постановления, когда НК РФ устанавливает более легкую ответственность, чем было установлено Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за конкретное правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, то применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ.
     

     20. Следует ли при налогообложении признавать реализацией продажу имущества ликвидируемой организации?
     

     Руководствуясь ст. 39 и 49 части первой НК РФ, п. 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9, необходимо учесть следующее:
     
     1. Не признается реализацией продажа имущества ликвидируемой организации в счет погашения задолженности.
     
     2. Обязанность по уплате налогов и сборов (пени, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств, полученных от реализации имущества этой организации.
     
     3. Если денежных средств от проданного имущества ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) ликвидируемой организации в установленном законодательством порядке.
     
     4. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Если учредителями (участниками) ликвидируемой организации являются юридические лица, то погашение задолженности по уплате налогов и сборов, иной кредиторской задолженности осуществляется за счет собственных средств, то есть после уплаты всех налогов.
     

     21. Подлежит ли налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства?
     

     В п. 3 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.3 Инструкции N 37 установлено, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" внесены изменения в п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, а именно: с 1 апреля 1999 года не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производства, созданного в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет.
     
     Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Принятые нормативные акты по налогообложению предусматривают требования федеральных законов о федеральном бюджете и не допускают необоснованное сокращение доходной части федерального бюджета при отсутствии источников или невозможности сокращения других ранее предусмотренных расходов.
     

     22. Предоставляются ли дополнительные льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам по решениям местных органов власти?
     

     В п. 9 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ) и п. 4.9 Инструкции N 37 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных частью первой НК РФ.
     
     В ст. 56 НК РФ указано, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
     
     Учитывая изложенное, органы государственной власти имеют право предоставлять дополнительные льготы только в пределах сумм налоговых платежей, зачисляемых в соответствующий бюджет, кроме федерального.
     

     23. Относятся ли на затраты производства выплаты вознаграждений постоянным контр-агентам по сбыту произведенной продукции?
     

     Исходя из подпункта "у" п. 2 Положения о составе затрат, действующей Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР, расходы промышленных предприятий, связанные с оплатой вознаграждений постоянным контрагентам по сбыту произведенной ими продукции, списываются на за-траты производства при условии, что они необходимы и являются непосредственно расходами по рекламе (в пределах утвержденных норм и нормативов) или передаче товаров покупателям.
     
     При этом необходимо принять во внимание ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н.
     

     24. Действует ли порядок, установленный для предприятий связи по уплате налога на прибыль в п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1?
     

     В п. 1 ст. 1 части первой НК РФ (с учетом внесенных дополнений и изменений) указано, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     До введения части второй НК РФ действует Закон РФ N 2116-1, что подтверждено в ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ.
     
     Следовательно, государственными предприятиями связи и акционерными обществами, образованными в процессе приватизации государственных предприятий электрической связи, в том числе имеющих в своем составе структурные подразделения с отдельным балансом и расчетным (текущим) счетом, относящихся к основной деятельности Минсвязи России, уплата налога на прибыль производится централизованно по сводному балансу согласно постановлению Правительства РФ от 02.02.96 N 88 "О порядке уплаты налога на прибыль организаций, относящихся к основной деятельности Министерства связи Российской Федерации", что соответствует п. 3 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1).
     

     25. Считается ли налоговой декларацией расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)?
     

     Понятие о том, что является налоговой декларацией, изложено в ст. 80 части первой НК РФ, из которой следует:
     
     1. Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     2. Налоговая декларация является бланком установленной формы.
     
     3. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ N 2116-1 налогоплательщиком представляются дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, а также обоснованные расчеты по предо-ставлению налоговых льгот.
     
     Одним из таких расчетов является расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, что не является декларацией.
     
     Согласно п. 5.3 Инструкции N 37 плательщики налога на прибыль представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством, представляемые расчеты налога от фактической прибыли по форме приложения N 8 к указанной выше Инструкции являются налоговой декларацией, о чем свидетельствуют Изменения N 5 к Инструкции N 37, доведенные приказом МНС России от 06.07.99 N АП-3-02/204.
     

     26. Какие виды премий учитываются в составе затрат на производство продукции (работ, услуг)?
     

     Из ст. 83 Кодекса законов о труде Российской Федерации следует, что труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда.
     
     Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.
     
     Учитывая ст. 83 КЗоТ и другие его статьи относительно оплаты труда, в п. 7 Положения о составе за-трат предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат стимулирующего характера по системным положениям за производственные результаты.
     
     Выплаты премий, не связанных с производственными результатами предприятия, не могут быть списаны на затраты производства, так как они не связаны непосредственно с производством продукции (работ, услуг), что также подтверждено Департаментом налоговой политики Минфина России в ответе от 19.10.99 N 04-02-05/1.
     

     27. Принимаются ли налоговыми органами при исчислении налога на прибыль возникающие суммовые разницы?
     

     В соответствии со ст. 317 ГК РФ организации имеют право в денежных обязательствах предусматривать оплату в рублях, но в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальные права заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или в условных денежных единицах на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     По этой причине в п. 3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, определено, что положительные суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных в денежных единицах, отражаются по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные доходы, а отрицательные - по дебету счета 80 как внереализационные расходы.
     
     Законом РФ N 2116-1 и Инструкцией N 37 определено, что при исчислении налога на прибыль учитывается Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом дополнений и изменений), поэтому положительные суммовые разницы увеличивают налогооблагаемую базу, а отрицательные - не уменьшают.
     
     Аналогичные ответы по данному вопросу даются налогоплательщикам и налоговым органам Департаментом налоговой политики Минфина России и МНС России.
     

     28. В какой момент осуществляется начисление налога на прибыль у организации, которая реализует продукцию через свои магазины?
     

     По данному вопросу необходимо учесть постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.98 N 2256/98, из которого следует:
     
     1. Магазины, осуществляющие продажу произведенной предприятием продукции, не имеющие статуса юридического лица, должны рассматриваться как структурные подразделения предприятия на правах цехов.
     
     2. В случае отпуска предприятием произведенной продукции другим организациям для перепродажи необходимо ведение раздельного учета.
     
     3. Показатель товарооборота используется предприятием, занимающимся торговой деятельностью.
     
     Следовательно, исчисление показателя налога на прибыль у предприятия осуществляется в случае реализации продукции структурными подразделениями предприятия или отпуска продукции торговым организациям.
     
     В ответе Департамента налоговой политики Минфина России от 13.10.99 N 04-05-19/62 говорится, что продажа собственной продукции предприятием через свои структурные подразделения является ничем иным, как способом реализации продукции, а не торговой деятельностью.
     
     По этой причине расходы по содержанию указанных структурных подразделений необходимо отражать по счету 43 "Коммерческие расходы".
     

     29. В какой момент обязательство по уплате налогов считается исполненным?
     

     В п. 2 ст. 45 части первой НК РФ (с учетом дополнений и изменений) установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи России.
     
     Налог не признается уплаченным в случае:
     
     - отзыва налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный счет);
     
     - возврата банком налогоплательщику его платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
     
     - если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
     
     Исполнение обязанностей по уплате налогов возникает также при зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, а также с момента удержания налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента. В то же время в п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118_1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога, чем и руководствовались налоговые органы до выхода в свет постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П.