Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практическая схема по производству взыскания недоимок


Практическая схема по производству взыскания недоимок

     

С.Ю. Шараев,

А.Н. Ипатов,
УФСНП России по Калужской области
     

Схема до вступления в силу Налогового кодекса РФ

     
     1. Действия налоговых органов (налоговых инспекций) и федеральных органов налоговой полиции при наличии недоимки по уплате налогов и взносов во внебюджетные фонды, предшествующие реализации арестованного имущества.
     
     1.1. Запрос налогового органа в кредитные организации об остатках денежных средств на расчетных счетах предприятия-недоимщика.
     
     Указанные данные лицевого счета представляются банком налоговому органу в трехдневный срок по получении запроса.
     
     1.2. Письменное требование налогового органа предприятию-недоимщику о погашении недоимки.
     
     1.3. Постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-недоимщика.
     
     Обязательным условием вынесения такого решения является оставление налогоплательщиком без удовлетворения или ответа в установленный инспекцией срок ее письменного требования о погашении недоимки, направленного с нарочным или заказной почтой.
     
     Постановление вступает в силу (подлежит исполнению) в указанный в нем срок, но не ранее одного месяца со дня образования недоимки и не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения налоговым органом.
     
     1.4. Распоряжение федерального органа налоговой полиции о производстве административного ареста с содержанием ссылки на постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-недоимщика (его дату и порядковый номер).
     
     Уполномоченные для производства административного ареста сотрудники органа федеральной налоговой полиции и участвующие в этом производстве сотрудники налогового органа обязаны вручить должностным лицам налогоплательщика, присутствующим при аресте, копию распоряжения о производстве ареста, заверенную печатью органа федеральной налоговой полиции, и предъявить свои служебные удостоверения, а также разъяснить всем участвующим в производстве ареста их права и обязанности.
     
     1.5. Акт федерального органа налоговой полиции об описи и административном аресте имущества недоимщика.
     
     Акт составляется в четырех экземплярах, с оценкой имущества на основе данных бухгалтерского учета налогоплательщика, учитывающих первоначальную стоимость и степень износа имущества, а также на основе имеющихся данных о состоянии рыночной конъюнктуры спроса и предложения на виды имущества, подлежащие административному аресту.
     
     Акт должен содержать ссылку на распоряжение о производстве административного ареста имущества (с указанием даты и номера), во исполнение которого он составлен. Без такой ссылки акт считается недействительным.
     
     Указанный акт подписывается лицом, его составившим, а также руководителем или заместителем руководителя юридического лица-налогоплательщика, лицом (представителем лица), в чьем временном законном пользовании находится имущество, и другими участвующими в составлении описи лицами (в том числе сотрудником налогового органа, если он уполномочен участвовать в производстве административного ареста имущества), которые вправе
письменно изложить свое особое мнение по ее содержанию. Отказ указанных лиц, кроме составителя описи, от ее подписания и от письменного изложения причин отказа фиксируется в конце описи и удостоверяется актом, составляемым с участием не менее двух понятых. Акт утверждается руководителем или заместителем руководителя органа федеральной налоговой полиции, принявшим решение о производстве административного ареста имущества, согласовывается с руководителем или заместителем руководителя налоговой службы и скрепляется гербовыми печатями этих органов.
     
     Первый экземпляр акта остается в составившем его органе федеральной налоговой полиции и предъявляется по требованию органов, которые рассматривают жалобы на административный арест имущества, второй экземпляр передается налоговому органу, принявшему постановление об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, третий экземпляр вручается руководителю юридического лица-налогоплательщика под расписку в первом экземпляре. В случае отказа дать расписку это фиксируется в акте.
     
     1.6. Протокол федерального органа налоговой полиции об обследовании мест, используемых для извлечения доходов (мест производства, хранения и реализации материальных ценностей), с целью обнаружения или фиксации факта воспрепятствования проведению исследования.
     
     Если налогоплательщик уклоняется от добровольного представления всего или части имущества, подлежащего административному аресту, а также наличных денежных средств, орган федеральной налоговой полиции, производящий арест, проводит обследование мест, используемых для извлечения доходов (мест производства, хранения и реализации материальных ценностей), с целью их обнаружения. В случае воспрепятствования проведению обследования и административного ареста имущества со стороны должностных лиц и других работников налогоплательщика соответствующие объекты (помещения, сейфы, шкафы и пр.) опечатываются печатью органа федеральной налоговой полиции и принимаются им под охрану с последующим применением надлежащих мер в соответствии с предоставленными этому органу правами.
     
     Результаты обследования или фиксация факта воспрепятствования его проведению оформляются протоколом, который подписывается лицом, уполномоченным провести обследование, представителем налогоплательщика и двумя понятыми. Заявления налогоплательщика, связанные с производством обследования, также фиксируются в этом протоколе. Отказ представителя налогоплательщика от подписания протокола удостоверяется особой записью за подписями понятых.
     
     2. Действия федеральных органов налоговой полиции при производстве реализации арестованного имущества.
     
     2.1. Договор между федеральным органом налоговой полиции и организацией, которая будет осуществлять реализацию арестованного имущества на комиссионных или аукционных началах.
     
     2.2. Предложение федерального органа налоговой полиции о проведении переоценки (уценки) арестованного имущества в нереализованной части.
     
     Если по истечении месячного срока после открытия продажи имущества налогоплательщика оно осталось полностью нереализованным или по истечении двух месяцев реализованным менее чем наполовину его первоначальной оценочной стоимости, орган федеральной налоговой полиции, наложивший на него арест, вносит налогоплательщику-владельцу реализуемого имущества предложение на условиях соглашения провести его переоценку (уценку) в нереализованной части и одновременно компенсировать выпадающую разницу в его стоимости представлением (выделением) для продажи дополнительного количества имущества с отнесением не менее половины дополнительных издержек за счет указанного органа.
     
     2.3. Постановление федерального органа налоговой полиции о переоценке (уценке) реализуемого имущества и осуществлении административного ареста и изъятия для продажи необходимого количества другого имущества налогоплательщика.
     
     

  

  
 

Схема после вступления в силу Налогового кодекса РФ

     

     1. Действия налоговых органов (налоговых инспекций) в случае неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов.


     1.1 Требование налогового органа об уплате налога и сбора.


     Данное требование в письменной форме направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета в случае наличия у этого налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога.


     В требовании содержатся сведения о сумме задолженности по налогу, размере пени, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, о мерах обеспечения, которые могут быть применены в случае неисполнения этого требования (в частности арест имущества) (ст. 69 НК РФ).


     Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога.


     Срок исполнения обязанности по уплате налога исчисляется с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога.


     Требование об уплате налога и соответствующих пени, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, направляется налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения (ст. 70 НК РФ).


     1.2. Решение налогового органа о взыскании налога.


     Данное решение принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.


     Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения (ст. 46 НК РФ).


     1.3. Инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.


     Данное поручение направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика (рублевый расчетный (текущий) и (или) валютный счет) (ст. 46 НК РФ).


     1.4. Решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.


     При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного его имущества (ст. 46 НК РФ).


     Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится на основании вынесенного решения руководителя (заместителя) налогового органа (ст. 47 НК РФ).


     1.5. Постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.


     Данное постановление подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.


     Согласно абзацу второму п. 1 ст. 47 НК РФ это постановление направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в течение 3 дней с момента вынесения решения налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.


     Однако в связи с тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» данное положение вводится в действие с 1 января 2000 года, действуют ранее существующие правила, согласно которым такое постановление будет направляться для исполнения (принудительного изъятия и реализации арестованного имущества) в адрес органа налоговой полиции.


     1.6. Постановление налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика.


     Данное постановление выносится руководителем налогового органа (его заместителем) и санкционируется прокурором.


     Оно может выноситься как одновременно с вынесением постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации, так и отдельно.


     При производстве ареста составляется протокол с описью арестованного имущества.


     Руководитель налогового органа (его заместитель) определяет место и порядок хранения арестованного имущества (ст. 77 НК РФ)


     2. Действия федеральных органов налоговой полиции при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.


     Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные акты, изданные до вступления в силу НК РФ, действуют в части, ему не противоречащей.


     В соответствии с подпунктом 1.2 Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 № 604 «О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам» до формирования службы судебных приставов-исполнителей федеральные органы налоговой полиции вправе:


     — осуществлять обращение взыскания на имущество организаций в 3-дневный срок со дня вынесения решения о взыскании недоимки;


     — производить арест имущества должника.


     Пункт 12 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» также предоставляет органам налоговой полиции право производить арест и реализацию арестованного имущества.


     Функции ареста имущества налогоплательщика-организации осуществляют на основании ст. 77 НК РФ только налоговые органы.


     Поэтому указанные выше Указ и Закон могут действовать только в части, не противоречащей НК РФ, а именно: федеральные органы налоговой полиции вправе осуществлять только обращение взыскания на имущество организации в 3-дневный срок со дня вынесения решения о взыскании недоимки и реализовывать это имущество.


     В соответствии со ст. 46-54 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество долж-ника состоит из ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.


     В связи с тем, что федеральные органы налоговой полиции фактически лишены права ареста имущества, они вправе только изымать, оценивать и реализовывать арестованное имущество.


     При этом необходимо подчеркнуть, что вопросы хранения арестованного имущества согласно ст. 77 НК РФ также являются компетенцией налогового органа.