Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Об уплате акцизов организациями, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих с территории Республики Беларусь


Об уплате акцизов организациями, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих с территории Республики Беларусь


 Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

И.А. Давыдова,
советник налоговой службы II ранга

     Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и постановлением Правительства РФ от 23.06.95 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь”" отменен таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь товаров, происходящих с территории Белоруссии.
     
     В целях обеспечения на внутреннем рынке Российской Федерации равной конкурентоспособности аналогичных российских и белорусских подакцизных товаров в Федеральный закон от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" были внесены дополнения, касающиеся налогообложения подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации без таможенного оформления.
     
     Федеральным законом от 14.02.98 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" (вступившим в силу с даты его официального опубликования в "Российской газете" 18.02.98) в перечень плательщиков акцизов на территории Российской Федерации включены организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами).
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" (с учетом последующих изменений и дополнений) организациями признаются как предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, так и простые товарищества и индивидуальные предприниматели.
     
     Налоговый контроль за правильностью исчисления и уплаты акцизов плательщиками акцизов по подакцизным товарам, происходящим с территории Республики Беларусь и ввезенным на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, осуществляют налоговые органы.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 5 вышеуказанного Закона сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет Российской Федерации по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-
участников СНГ на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения.
     
     Указанное уменьшение сумм акциза производится только при условии документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет Республики Беларусь, для чего организации, являющиеся налогоплательщиками Российской Федерации и осущест-вляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления из Республики Беларусь, должны представить в налоговые органы по месту регистрации документы, перечисленные в п. 7.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
     
     В мае - июне текущего года налоговыми органами в 19 регионах Российской Федерации была проведена проверка торговых организаций (в том числе индивидуальных предпринимателей) по установлению фактов реализации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь без таможенного оформления, и правильности исчисления и уплаты акцизов организациями (включая также индивидуальных предпринимателей), осуществившими первичную реализацию таких подакцизных товаров.
     
     Анализ и обобщение представленных материалов показали, что объем реализации на территории Российской Федерации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных из Республики Беларусь, незначителен.
     
     Так, факты реализации подакцизных товаров белорусского производства установлены только в 10 из 19 регионов, где проводилась данная проверка. Из общего количества проверенных торговых организаций (10 115) такие факты имели место лишь в 861 (что составляет 8,5 %), из которых 784, то есть более 90 %, находятся в Псковской, Брянской и Смоленской областях, непосредственно граничащих с территорией Республики Беларусь.
     
     Подавляющее число торговых организаций (797, или 93 %), где были установлены факты реализации подакцизных товаров белорусского производства, приобретали эти товары у предприятий-посредников, как правило, расположенных в других регионах.
     
     Как свидетельствуют представленные с мест материалы проверок, наибольшую долю в объеме поставок подакцизных товаров белорусского производства в торговые организации других регионов занимают организации (порядка 40), зарегистрированные в г. Москве. Сеть московских поставщиков протянулась от Северо-Западного до Центрально-Черноземного района и охватила практически весь Центральный район.
     
     В Псковской области реализацией подакцизных товаров (пива), происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, занималось 80 организаций, 69 из которых (86 %) приобрели эти товары у поставщиков из других регионов (г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской и Новгородской областей).
     
     Из 219 организаций Брянской области, где установлены факты реализации пива белорусского производства, в 194 (89 %) эти товары закуплены у организаций-посредников, в том числе в 23 из них - у поставщиков из других регионов (г. Москвы, Ленинградской, Ярославской областей и т.д.).
     
     В Смоленской области факты реализации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, установлены во всех 485 проверенных организациях, в 472 из которых (97 %) товары приобретены у поставщиков из других регионов (г. Москвы и Московской области).
     
     В 8 из 10 регионов непосредственно плательщиками акцизов по подакцизным товарам белорусского производства (которыми в соответствии с нормой Федерального закона "Об акцизах" считаются организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления) в общем количестве проверенных являются лишь 65 предприятий (7 %). Причем на 43 из них (66 %) в ходе проверок правильности исчисления и уплаты акцизов установлены нарушения вышеназванной нормы Федерального закона "Об акцизах", в результате чего дополнительно начислено акцизов с учетом штрафов и пени в сумме 823 тыс. руб.
     
     Как свидетельствуют поступившие из 8 регионов материалы, основной причиной произведенных доначислений явилось прямое и намеренное сокрытие объемов реализации продукции путем отпуска товаров без акциза, неуплаты налога в бюджет и непредставления налоговых деклараций. Такие факты установлены в 40 случаях, доначисления по которым составили 821 тыс. руб. (то есть 99,7 % к общей сумме доначислений).
     
     В частности, налоговыми органами Брянской области доначислено 88 тыс. руб. по 22 из 25 торговых организаций, осуществивших первичную реализацию товаров белорусского производства, Смоленской области - 102 тыс. руб. по 9 из 13 таких организаций, Псковской области - 270,5 тыс. руб. по 5 из 11.
     
     По всем выявленным налоговыми органами в ходе настоящей проверки фактам поставки подакцизных товаров белорусского производства в торговые организации регионов оперативная информация направлена в налоговые органы по месту нахождения поставщиков этих товаров для проведения соответствующих встречных проверок.
     
     В ряде случаев в результате встречных проверок, осуществленных на основе обмена информацией между налоговыми органами, были установлены факты первичной реализации подакцизных товаров белорусского производства и выявлены новые плательщики акцизов.
     
     Так, налоговыми органами Смоленской области в результате встречных проверок двух частных предпринимателей, проведенных на основании оперативных сведений, поступивших в налоговые инспекции по Рославльскому и Ленинскому районам Смоленской области от госналогинспекций по Брянской и Калужской областям, установлены факты неисчисления акциза по первичной реализации пива белорусского производства, доначислено акциза с учетом штрафов и пени в сумме 12,8 тыс. руб. В ходе встречных проверок поставщиков подакцизных белорусских товаров, проведенных в районах области по данным, полученным из районных инспекций, выявлено два плательщика и доначислено 60,8 тыс. руб. акцизов (с учетом штрафов и пени). Также в результате встречных проверок, организованных на основании полученной в результате запроса у инспекции Государственного налогового комитета по Витебской области информации об отгрузке пива с заводов-производителей, еще по 5 организациям доначислено акцизов в сумме 29,3 тыс. руб. В 1999 году в инспекцию Государственного налогового комитета по Витебской области направлено письмо с просьбой о предоставлении очередной информации о смоленских оптовых покупателях, приобретающих на территории Белоруссии подакцизные товары.
     
     Эффективность взаимного обмена информацией серьезно снижается из-за многочисленных случаев отсутствия у проверяемых объектов необходимых товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, накладных и.), а также неточностей или полной недостоверности имеющихся в них сведений, в результате чего указанные в этих документах поставщики оказываются отсутствующими по своему юридическому адресу. Повсеместно выявляются факты использования поддельных документов и печатей, фиктивных адресов и вымышленных организаций, несуществующих идентификационных номеров и ложных паспортных данных.
     
     Поскольку по вышеперечисленным причинам в сообщениях госналогинспекций из других регионов зачастую отсутствуют конкретные и достоверные данные, во многих случаях оперативно и результативно использовать полученную информацию для осуществления встречных проверок не представляется возможным.
     
     Наряду с вышеназванными объективными причинами результативность взаимного обмена информацией значительно снижается и из-за того, что отдельными налоговыми инспекциями не уделяется должного внимания работе с информацией, полученной из других регионов. В свою очередь, далеко не все налоговые инспекции, направившие в другие налоговые органы сведения о поставщиках подакцизных товаров белорусского производства, осуществляют последующий контроль за эффективностью использования этими органами предоставленной информации.
     
     Обобщенные результаты проверок, проведенных налоговыми органами по вопросам правильности исчисления и уплаты акцизов организациями, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь без таможенного оформления, наглядно свидетельствуют о том, что работа по взаимному информированию налоговых органов по месту нахождения выявленных в ходе проверок поставщиков подакцизных товаров белорусского производства в целях организации проведения ими встречных проверок должна быть продолжена на постоянной основе.
     
     Кроме того, поскольку исполнение обязанности по уплате акцизов налогоплательщиками, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих с территории Белоруссии, поставлено действующим налоговым законодательством в непосредственную зависимость от добросовестности и благонадежности этих налогоплательщиков, налоговым органам следует в каждом случае проведения камеральной или выездной налоговой проверки той или иной торговой организации обращать внимание на наличие в этой организации подакцизных товаров из Белоруссии. При установлении таких фактов необходимо проверить осуществляет ли эта организация первичную реализацию белорусских товаров, а также правильность исчисления и уплаты акцизов по ним. В случае поступления этих товаров в торговую организацию от предприятий-посредников, которые, как организации, осуществившие первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, являются плательщиками акцизов по ним, необходимо организовать встречную проверку выявленных поставщиков на предмет полноты и правильности исчисления и уплаты ими акцизов в бюджет. С этой же целью оперативную информацию о поставщиках, зарегистрированных в других регионах, следует направлять в налоговые органы этих регионов и обеспечивать последующий контроль за эффективностью использования предоставленной информации.