Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Акцизы на товары народного потребления и их роль в бюджетной системе Российской Федерации


Акцизы на товары народного потребления и их роль в бюджетной системе Российской Федерации

     

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

В.Б. Герасимов,
советник налоговой службы I ранга

     
     Акцизы являются одним из видов косвенных налогов, которые играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации. Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).
     
     Необходимость существования и применения акцизов на отдельные виды товаров (продукции), кроме их использования в качестве дополнительного доходного источника бюджета, связана также с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов.
     
     В частности, можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования:
     
     - ограничение потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды (в том числе алкогольная и табачная продукция, бензин автомобильный);
     
     - потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене (например, легковые автомобили престижных марок, ювелирные изделия);
     
     - потребность перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (нефть, природный газ).
     
     Однако больше всего доходов в российский бюджет приносят не акцизы, а налог на добавленную стоимость, что видно из приведенной ниже таблицы 1.
     

    Таблица 1

     

Удельный вес отдельных видов налогов в объеме поступлений налоговых доходов в бюджет
в январе — августе 1999 года


    (в процентах)

  
 

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Налоговые доходы

100,0

100,0

100.0

в том числе:

26,5

45,0

13,1

налог на добавленную стоимость

  
 

  
 

  
 

налог на прибыль

24,8

22,8

26,3

акцизы

12,8

23,0

5,4

из них:

8,2

18,8

0,5

акцизы на нефть и газ

  
 

  
 

  
 

товары народного потребления

4,6

4,2

4,8

подоходный налог с физических лиц

13,9

4,9

20,4

налог с продаж

2,1

0

3,6


     Лидирующее место по объемам поступлений в структуре налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов занимает НДС (соответственно 26,5 и 45 %). Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль (соответственно 23 и 22,8 %).
     
     Таким образом, на сегодняшний день акцизы являются вторым по своему значению фискальным инструментом (после НДС), обеспечивающим стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации.
     
     Но при этом следует отметить, что удельный вес сумм акцизов, приходящихся на нефть и газ, в общей сумме поступлений акцизов очень значителен и составляет 82 %, в то время как сумма акцизов, приходящихся на товары народного потребления, составляет только 18 %.
     

     Поступление акцизов по видам товаров народного потребления и их удельный вес в общем поступлении акцизов на товары народного потребления (ТНП) представлены в таблице 2.
     

     Таблица 2

    (млн руб.)

     

  
 

1998 год

8 месяцев 1999 года

  
 

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:

  
 

консолидированный бюджет

федеральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

консолидированный бюджет

федеральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

Налоговые доходы

488 243,3

176124,8

312118,5

480 984,0

202185,3

278 798,7

Акцизы на ТНП

23 983,5

9827,5

14156,0

21988,8

8465,4

13 523,4

Уд. вес в налоговых доходах (%)

4,9

5,6

4,5

4,6

4,2

4,8

в том числе:


 


 


 


 


 


 

Спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой

2879,1

818,3

2060,8

3010,3

1169,4

1840,9

Уд. вес в ТНП (%)

12,0

8,3

14,6

13,7

13,8

13,6

Спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого

56,4

31,3

25,1

51,5

40,5

11,0

Уд. вес в ТНП (%)

0,2

0,3

0,2

0,2

0,5

0,1

Спиртосодержащие растворы

26,5

8,5

18,0

14,1

4,2

9,9

Уд. вес в ТНП (%)

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,1

Водка и ликероводочные изделия

10 570,9

4415,6

6155,3

11803,6

5666,0

6137,6

Уд. вес в ТНП (%)

44,1

44.9

43,5

53,7

66,9

45,4

Коньяк, шампанское и вино натуральное

1077,6

0

1077,6

938,2

0

938,2

Уд. вес в ТНП (%)

4,5

0,0

7,6

4,3

0,0

6,9

Другие алкогольные напитки

241,4

0

241,4

358,8

0

358,8

Уд. вес в ТНП (%)

1,0

0,0

1,7

1,6

0,0

2,7

Пиво

1819,4

0

1819,4

1663,1

0

1663,1

Уд. вес в ТНП (%)

7,6

0,0

12,9

7,6

0,0

12,3

Табачные изделия

1617,2

0

1617,2

1379,1

0

1379,1

Уд. вес в ТНП (%)

6,7

0,0

11,4

6,3

0,0

10,2

Ювелирные изделия

272,2

0

272,2

206,0

0

206,0

Уд. вес в ТНП (%)

1,1

0,0

1,9

0,9

0,0

1,5

Бензин автомобильный

5044,0

4198,9

845,1

3760,6

2797,1

963,5

Уд. вес в ТНП (%)

21,0

42,7

6,0

17,1

33,0

7,1


     Как видно из приведенной таблицы, среди акцизов на товары народного потребления (ТНП) лидирующие позиции по доходности принадлежат акцизам на спирт этиловый, водку и ликероводочные изделия. Их доля в общем поступлении акцизов на товары народного потребления в консолидированный бюджет составила 56,3 % в 1998 году, 67,6 % в январе - августе 1999 года, в федеральный бюджет соответственно 53,5 и 81,2 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации соответственно 58,3 и 59,1 %.
     
     Второе место в структуре поступлений акцизов среди товаров народного потребления принадлежит акцизам на бензин автомобильный. В общем объеме поступлений акцизов на товары народного потребления доля бензина автомобильного составила в бюджетах консолидированном, федеральном и субъектов Российской Федерации в 1998 году соответственно 21, 42,7 и 6 %, за восемь месяцев 1999 года соответственно 17,1, 33 и 7,1 %.
     
     Третье и четвертое места в общем объеме поступлений акцизов на товары народного потребления занимают акцизы на пиво и табачные изделия, полностью зачисляющиеся в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что в 1997 году в тройку лидеров входили легковые автомобили, но с 18 февраля 1998 года, то есть с введением в действие Федерального закона от 14.02.98 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", практически все легковые автомобили отечественного производства были исключены из перечня подакцизных товаров.
     
     Следует обратить внимание на то, что в настоящее время начинает рушиться установленное соотношение поступления акцизов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по спирту этиловому, водке, ликероводочным изделиям и бензину автомобильному.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в федеральный бюджет должно зачисляться 100 % по спирту этиловому из непищевого сырья и бензину автомобильному; 50 % - по спирту из пищевого сырья, водке и ликероводочным изделиям.
     
     Причинами нарушений установленного законом соотношения поступления акцизов по этим группам подакцизных товаров в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации являются как прямое нарушение Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ отдельными субъектами Российской Федерации (Республики Татарстан, Башкортостан), так и предоставление в нарушение действующего налогового законодательства закрытыми административно-территориальными образованиями дополнительных налоговых льгот по акцизам на товары народного потребления (сверх установленных федеральными законами) юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на их территории.
     

     Кроме того, основной причиной нарушения установленного соотношения является также отсутствие у налогоплательщиков "живых" денег для уплаты акцизов в федеральный бюджет и зачисление акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации путем проведения взаимозачетов и векселями.
     
     Нарушения в соотношениях зачисления акцизов на товары народного потребления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации приведены в таблице 3.
     

    Таблица 3

    (млн руб.)

     

  
 

1998 год

8 месяцев 1999 года

  
 

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:

  
 

консолидированный бюджет

федеральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

консолидированный бюджет

федеральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

Спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой

2879,1

818,3

2060,8

3010,3

1169,4

1840,9

Уд. вес (%)

100,0

28,4

71,6

100,0

38,8

61,2

Спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого

56,4

31,3

25,1

51,5

40,5

11,0

Уд. вес (%)

100,0

55,5

44,5

100,0

78,6

21,4

Водка и ликероводочные изделия

10570,9

4415,6

6155,3

11803.6

5666,0

6137,6

Уд. вес (%)

100,0

41,8

58,2

100,0

48,0

52,0

Бензин автомобильный

5044,0

4198,9

845,1

3760,6

2797,1

963,5

Уд. вес (%)

100,0

83,2

16,8

100,0

74,4

25,6


     Что касается выполнения бюджетных назначений по поступлению акцизов на товары народного потребления, то впервые за последние годы они выполняются.
     
     Так, бюджетные назначения по поступлению акцизов в первом полугодии 1999 года по спирту этиловому, водке и ликероводочным изделиям в консолидированный бюджет выполнены на 104,9 %, в федеральный бюджет - на 103,6 %, по бензину автомобильному - на 106,1 %.
     
     Меры, принятые государственными органами против контрабандного ввоза алкогольной продукции, а также уменьшение их нелегального производства внутри России, безусловно, позитивно повлияли на сбор акцизов. В четвертом квартале 1998 года и начале 1999 года росло производство водки и ликероводочных изделий.
     
     Так, производство водки и ликероводочных изделий во втором полугодии 1998 года составило 49 млн дал. против произведенных 37,4 млн дал. в первом полугодии, или возросло на 31 %.
     
     В первом полугодии 1999 года было произведено 61,7 млн дал. водки и ликероводочных изделий против 37,4 млн дал. в первом полугодии 1998 года и 49 млн дал. во втором полугодии 1998 года, то есть больше соответственно на 65 и 26 %.