Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы кредитных организаций


Ответы на вопросы кредитных организаций

     

А.Б. Сидорова

     
     1. Что является датой осуществления новации? В какие сроки должна быть отражена новация в бухгалтерской отчетности?
     
     Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 12, 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
     
     Статьями 28, 29 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются
записями по счетам депо в депозитариях и переходят к приобретателю с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.
     
     Согласно п. 4.2.1 Положения о порядке депозитарного учета на организованном рынке ценных бумаг, утвержденного приказом Банка России от 28.02.96 N 02-51, депозитарии обязаны отчитываться перед депонентом о совершенных по счету "депо" (или разделам внутри счета "депо") операциях путем выдачи выписок по счетам "депо".
     
     Выписка по счету "депо" - отчетный документ депозитариев, свидетельствующий об операциях по переводу облигаций между счетами "депо" (между разделами одного счета "депо"), служащий основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета, ведущегося владельцами облигаций, операций по приходу и расходу облигаций.
     
     В соответствии с п. 13 Положения о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенным в обращение до заявления Правительства РФ от 17 августа 1998 года, путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утвержденного приказом Минфина России N 258 и Банка России N 375-Т от 21.12.98, по итогам замены обязательств владельцам облигаций предоставляется Отчет об итогах замены государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года на вновь выпускаемые обязательства.
     
     Данный Отчет представляется не позднее пяти рабочих дней после осуществления новации.
     

     Таким образом, дата отчета дилера и является датой новации.
     
     Согласно указанию Банка России от 05.02.99 N 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 года N 1787-Р" кредитные организации, являющиеся дилерами на рынке ГКО/ОФЗ, обязаны представлять обслуживающимся у них инвесторам депозитарные выписки, составленные по итогам проведенной новации облигаций, одновременно с Отчетами об итогах замены облигаций не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанного Отчета от Банка России.
     
     Бухгалтерские проводки для отражения операций по замене облигаций ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг осуществляются в срок не позднее трех рабочих дней после получения Отчетов об итогах замены облигаций.
     
     2. С какой даты вступил в действие Федеральный закон от 31.03.99 N 62-ФЗ: с 1 января или только с 1 апреля 1999 года?
     
     Вступившим в законную силу 1 апреля 1999 года Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" из налогооблагаемой базы были исключены прибыль, полученная в результате новации государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от новации во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги, а также денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
     
     Указанным Федеральным законом обратная сила его действия не предусмотрена.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 5 части первой Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     Таким образом, прибыль, полученная до 1 апреля 1999 года в связи с новацией ГКО и ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, и не направленная на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, облагается налогом в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в редакции до 01.04.99.
     

     3. Относятся ли к денежным средствам, выплачиваемым при новации, средства от погашения ГКО выпуска N 21132?
     
     Согласно п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ), не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
     
     Выплаты в счет погашения ГКО выпуска N 21132 RMFS касаются обращения вновь выпускаемых государственных ценных бумаг и с частичным возвратом затрат на приобретение ГКО и ОФЗ не связаны.
     
     Учитывая изложенное, производимые выплаты в виде денежных средств в счет выпуска N 21132 RMFS, в том числе сумма денежных обязательств по новации (основная сумма долга) и доход (дисконт), в рамках п. 4 ст. 2 вышеназванного Закона относятся к прибыли, включаемой в налогооблагаемую базу.
     
     4. Просим дать разъяснения по поводу невыполнения распоряжения Правительства РФ от 12.12.98 N 1787-р в части возможности использования облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения три года. По указанным облигациям установлен нулевой купонный доход, и они могут быть использованы на погашение просроченной задолженности в федеральный бюджет.
     
     Организация в результате новации по государственным ценным бумагам получила вышеназванные облигации и предполагала их использовать на погашение задолженности по налогам федеральному бюджету, о чем своевременно информировала ГНИ. Однако до настоящего времени ввиду отсутствия соответствующих инструкций по реализации распоряжения N 1787-р выполнить свои обязательства не представляется возможным.
     
     Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 12.12.98 N 1787-р МНС России направило в адрес Правительства РФ письмо от 16.11.99 N АП-1-05/2911, в котором предложило внести изменения в вышеназванное распоряжение в части механизма использования облигаций ОФЗ-ПД.
     
     До принятия соответствующих нормативных документов по данному вопросу предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов осуществляется в порядке и на условиях, определенных ст. 63 и 64 Налогового кодекса РФ.
     
     5. К какому пункту Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, относятся доходы банка в виде платы Минфина России за выполнение функций платежного агента по обслуживанию государственных ценных бумаг.
     
     В соответствии с заключенными Сбербанком России и Минфином России Соглашением о порядке работы с облигациями государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, Соглашением о порядке работы по размещению облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, Договорами о выполнении функций платежного агента по государственному сберегательному займу Российской Федерации Сбербанк России осуществляет функции платежного агента Минфина России, производит размещение и выкуп облигаций, а также оплату купонов, т.е. осуществляет функции платежного агента при исполнении обязательств по размещению государственных ценных бумаг. За выполнение указанных операций Минфин России выплачивает Сбербанку России установленное вознаграждение.
     
     Учитывая, что данное вознаграждение получено исключительно за работу с государственными ценными бумагами, считаем правомерным относить его к п. 8 вышеназванного Положения.
     
     Просим также пояснить, к какому пункту указанного Положения относятся доходы в виде процентов по корпоративным ценным бумагам (депозитным сертификатам, векселям, облигациям и т.п.).
     
     Доходы банка в виде платы Минфина России за выполнение функций платежного агента по обслуживанию государственных ценных бумаг могут быть отнесены к п. 8 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490.
     
     В целях налогообложения доходы банка в виде процентов по корпоративным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, следует относить к п. 57 Положения.
     
     Доходы по корпоративным ценным бумагам, выпущенным за пределами Российской Федерации, следует относить к п. 19 Положения.
     
     6. Правомерно ли при расчете налога на доходы по государственным ценным бумагам за 1998 год результаты от переоценки государственных ценных бумаг, находящихся на балансе налогоплательщика на отчетную дату, суммировать с результатами переоценки государственных ценных бумаг, реализованных после 5 августа 1998 года?
     
     Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения, с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены принимаются на уменьшение налогооблагаемой базы в пределах доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.
     
     Таким образом, при расчете налога на прибыль по государственным ценным бумагам результаты от переоценки отдельных выпусков ценных бумаг, находящихся на балансе налогоплательщика и не реализованных на отчетную дату, суммировать с результатами переоценки по реализованным ценным бумагам неправомерно.
     
     7. Согласно п. 3 ст. 43 Налогового кодекса РФ процентами признается заранее заявленный ( установленный ) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
     
     Для целей налогообложения прибыли банки руководствуются Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490.
     
     Учитывая понятие "проценты", изложенное в Налоговом кодексе РФ, возникает вопрос: к какому из разделов Положения от 16.05.94 N 490 (1 или 3) следует относить дисконтный доход по векселям?
     
     Согласно п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с изменениями и дополнениями, прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения, с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
     
     Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
     
     Доход в виде процента по векселю относится на финансовые результаты согласно п. 57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490.
     
     8. Собранием акционеров ОАО в 1996 году было принято решение об увеличении уставного капитала общества в связи с произведенными переоценками основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года. Одновременно было принято решение о дроблении акций с номинала 300 руб. до номинала 100 руб. Дополнительные акции, которые получены в результате дробления, распределены безвозмездно между акционерами пропорционально их доле в уставном капитале.
     
     Финансовым управлением администрации края 4 сентября 1996 года в реестр ценных бумаг была включена эмиссия акций ОАО (с учетом переоценки основных фондов) номиналом 300 руб. Финансовое управление 5 сентября 1996 года исключает из реестра ценных бумаг выпуск акций номиналом 300 руб. и регистрирует эмиссию акций ОАО номиналом 100 руб.
     
     Являлось ли акционерное общество в данном случае плательщиком налога на операции с ценными бумагами?
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.10.95 N 158-ФЗ "О внесении изменений в закон РСФСР “О налоге на операции с ценными бумагами”" при государственной регистрации эмиссии акций в связи с изменением номинальной стоимости акций путем конвертации или дробления у юридического лица-эмитента ценных бумаг в период действия данного закона возникал объект налогообложения.
     
     С вступлением в силу Закона РФ от 23.03.98 N 36-ФЗ, в случае изменения номинальной стоимости акций в результате их дробления или консолидации без изменения размера уставного капитала, налог на операции с ценными бумагами не взимается.
     
     9. Можно ли переносить убытки по новационным ценным бумагам на следующий финансовый год?
     
     В соответствии с Законом РФ от 31.03.99 N 62-ФЗ первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Пунктом 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" возможность покрытия убытков отчетного года по операциям с ценными бумагами за счет доходов, полученных в следующем финансовом году, не предусмотрена.
     
     Первичные участники, получившие убыток от реализации ценных бумаг за 1999 год, вправе направить на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, возникающие в течение отчетного 1999 года. Убытки, не перекрытые доходами по ценным бумагам на конец отчетного года, налогооблагаемую базу не уменьшают.
     
     10. Принимаются ли при налогообложении убытки, полученные в 1998 году в виде непокрытых отрицательных разниц от переоценки ОФЗ, в уменьшение налогооблагаемой прибыли от положительных разниц от переоценки ОФЗ, полученной в 1999 году? Может ли непокрытый убыток от реализации ценных бумаг какой-либо категории (векселей, акций и др.), полученный после 5 августа 1998 года, уменьшить налогооблагаемую прибыль от реализации ценных бумаг соответствующей категории, полученную в 1999 году?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организации" прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения, с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
     
     При исчислении результатов от переоценки ОФЗ, находящихся на балансе налогоплательщика, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль включается положительное сальдо от переоценки по категории "процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления", образовавшееся за период с даты постановки таких облигаций на баланс налогоплательщика по отчетную дату включительно.
     
     Сумма отрицательного сальдо от переоценки ОФЗ на конец отчетного периода налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не уменьшает.
     
     В период с даты вступления в силу Закона РФ от 31.07.98 N 141-ФЗ до даты вступления в силу Закона РФ от 29.12.98 N 192-ФЗ убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, налогооблагаемую базу не уменьшали, а с 31 декабря 1998 принимаются в пределах доходов по данной категории ценных бумаг.