Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Предприятия естественных монополий в контексте крупнейших налогоплательщиков - предприятий отраслей промышленности

 

Предприятия естественных монополий в контексте крупнейших налогоплательщиков - предприятий отраслей промышленности

 


 Н.М. Вараксина,
 государственный советник налоговой службы III ранга

С.Е. Кован,
советник Российской Федерации II класса, к.т.н.

В.А. Вараксина

     Всем ясно, насколько важно для государства добиться своевременного поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Предприятия должны выполнять свою фискальную функцию, платить в полном объеме налоги и сборы. Основным источником, из которого сами предприятия получают средства для своей деятельности и уплаты обязательных платежей государству, является выручка, структура которой в сложившихся условиях переходной экономики складывается из денежной составляющей и целого ряда суррогатных форм расчетов (взаимозачеты, бартер и т.п.).
     
     В данной статье делается попытка сравнительной оценки предприятий естественных монополий по доле денежной составляющей во взаимоотношениях с государством и с другими предприятиями.
     
     Проблемы, связанные со сложившейся в российской экономике структурой платежей, были изложены в "Налоговом вестнике" N 9 за 1998 год. В частности, отмечалась способность российских предприятий (особенно крупных и средних) долгое время существовать несмотря на длительные сроки расчетов за отгруженную продукцию (в среднем около 6 месяцев) и малую денежную составляющую в выручке. В среднем на тот период доля "живых" денег в выручке проанализированных предприятий составляла 27 %.
     
     В настоящее время Госкомстат России по поручению Правительства РФ наблюдает за структурой выручки крупнейших российских налогоплательщиков, а также монополистов в промышленности. МНС России ведет учет структуры расчетов предприятий по налоговым платежам, выделяя денежную компоненту.
     
     В таблице 1 и на рисунке 1 представлена динамика изменения структуры выручки крупнейших российских естественных монополий и промышленности в целом. Можно убедиться, что доля выручки, полученной деньгами, постепенно возрастает. Это наблюдается как по всей промышленности, так и по предприятиям, входящим в систему естественных монополий. В период с ноября 1998 г. по июль 1999 г. рост по промышленности составил 3 %, в том числе по ОАО "Газпром" - 1,1 %, по РАО "ЕЭС России" - 5,9 %, по системе МПС - 16 %. Среднемесячные показатели доли денежной компоненты ОАО "Газпром" и МПС выше, чем в среднем по промышленности, и составляют более 50 %. Этот показатель по РАО "ЕЭС России" пока не доходит и до одной четверти.
     

    Таблица 1

    (%)     

Период

Доля денежной составляющей в выручке


 

ОАО «Газпром»

PAO «ЕЭС России»

МПС

Промышленность в целом

Ноябрь 98

56,5

20,8

42,7

44,6

Январь 99

51,6

21,8

53,9

44,9

Март 99

51,1

22,1

50,9

41.5

Май 99

47,7

25,4

47,7

46,5

Июль 99

57,7

26,7

58,7

47,6

Среднемесячный показатель     

52,9

23,4

50,8

45,0




Рис. 1.

     Таким образом, можно сделать вывод, что после 17 августа 1998 г. промышленные предприятия в составе своей выручки стали получать больший денежный ресурс, чем раньше. В таблице 2 даны некоторые показатели финансового состояния и расчетов предприятий, рассмотренных на Межведомственной балансовой комиссии (МБК) за последние три года.
     

    Таблица 2

     

  
 

1997

1998

1999

Количество предприятий, ед.

175

249

99

Доля выручки «живыми» деньгами, %

25

22

40

Исполнение текущих платежей в федеральный бюджет, %

71

65

58

Исполнение текущих платежей в Пенсионный фонд, %

54

49

86

Убытки, в % от оборотных средств

20

22

26


     Анализ представленных в таблице сведений показывает, что, с одной стороны, отмечается рост доли денег в выручке предприятий и увеличение процента исполнения текущих обязательств Пенсионному фонду (по причинам, связанным с повышением контроля государства), но, с другой стороны, у рассмотренных предприятий возрастает доля убытков по отношению к объему оборотных средств, а процент исполнения текущих платежей в федеральный бюджет снижается. Это говорит о том, что финансовое положение многих российских предприятий остается тяжелым.
     
     Задолженность предприятий по налоговым платежам имеет устойчивую тенденцию роста. Совокупная задолженность перед федеральным бюджетом (включая налоговые санкции и пени) по состоянию на 1 сентября 1999 г. превысила 400 млрд руб. и увеличилась по сравнению с началом года на 45 %. При этом если с сентября 1998 г. по март 1999 г. доля задолженности по налоговым платежам в совокупной задолженности сокращалась, то начиная с апреля она растет и на 1 сентября 1999 года составила 59 % (т.е. находится на уровне сентября 1998 года).
     
     Общая задолженность в бюджетную систему страны (включая задолженность по штрафам и налоговым санкциям) возросла до 687 млрд руб. При этом задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет страны составила 385 млрд руб. (56 % всей задолженности), а задолженность по штрафам и пени - 302 млрд руб.
     
     Задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет увеличилась с 159,2 млрд руб. по состоянию на 1 января 1999 г. до 237,5 млрд руб. на 1 сентября 1999 г., или почти в полтора раза. В общей сумме задолженности просроченная задолженность (недоимка) на 1 сентября 1999 г. составила 221,7 млрд руб. (93 %), а отсроченные в установленном порядке платежи - 15,7 млрд руб. (7 %).
     
     С начала года недоимка выросла на 73,4 млрд руб., или на 50 %. Рост недоимки произошел несмотря на проведенное Минфином России в январе - марте погашение задолженности федеральному бюджету путем применения механизма целевого финансирования. Сумма задолженности в федеральный бюджет, погашенной в результате расчетов по целевому финансированию, составила менее 10 % от недоимки.
     

     По состоянию на 1 сентября 1999 г. в среднем по России на каждый рубль долга по налоговым платежам добавляется 51,7 копейки долга по пени и 17,4 копейки долга по налоговым санкциям.
     
     МНС России проводит мониторинг крупнейших налогоплательщиков (более двадцати тысяч организаций, осуществляющих платежи в федеральный бюджет в размере свыше 1 млн руб. в месяц или имеющих задолженности по платежам в федеральный бюджет свыше 1 млн руб.). Естественно, повышенное внимание уделяется естественным монополиям и предприятиям топливно-энергетического комплекса. Сюда входят 35 организаций системы ОАО "Газпром", 92 организации РАО "ЕЭС России" и 95 организаций нефтяного комплекса, а также 18 железных дорог - всего 240 организаций, составляющих примерно 0,01 % от общего числа налогоплательщиков России. Осуществляется особый контроль за поступлением текущих налоговых платежей в федеральный бюджет денежными средствами. Уровень расчетов с федеральным бюджетом по состоянию на 1 сентября 1999 г. (более 20 тыс. крупнейших налогоплательщиков, 240 предприятий топливно-энергетического комплекса и системы МПС, а также отдельно 35 организаций ОАО "Газпром") представлен в таблице 3.
     

    Таблица 3

     

По состоянию на 01.09.99

Уплата текущих платежей, %

Денег в структуре расчетов, %

Крупнейшие налогоплательщики

68,1

89,8

Организации ТЭК и МПС

72,4

87,7

ОАО «Газпром»

77,5

89,9


     По состоянию на 1 сентября 1999 г. начисления по налоговым платежам в федеральный бюджет 240 организаций ТЭК и МПС составили 93,3 млрд руб., или 46,9 % от общей суммы начислений по всем крупнейшим налогоплательщикам, поступило же за этот период 67,5 млрд руб., или 49,8 % от соответствующего показателя по всем крупнейшим предприятиям. Отметим, что уровень выполнения текущих налоговых платежей предприятиями ТЭК и МПС составил 72,4 %, что на 4,3 % больше аналогичного показателя по крупнейшим налогоплательщикам страны. Поступления "живыми" деньгами от организаций ТЭК и МПС составили 59,2 млрд руб.
     
     В то же время организации ТЭК и МПС имеют меньший процент денежной компоненты в структуре расчетов с федеральным бюджетом, чем крупнейшие предприятия в целом. Структура расчетов ОАО "Газпром" почти полностью соответствует структуре расчетов крупнейших налогоплательщиков.
     
     Улучшение структуры расчетов достигнуто во многом благодаря тому, что в 1999 году заключены соглашения с крупнейшими организациями-налогоплательщиками России. Данные соглашения предусматривают увеличение денежной составляющей в системе расчетов организаций с государством.
     

     Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.06.99 N 589 "Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций по налогам и сборам и обеспечении полноты уплаты ими налоговых платежей в федеральный бюджет" МНС России в мае - июле текущего года заключило соглашения и договора-поручительства с 17 нефтяными компаниями, а также были определены графики уплаты текущих налоговых платежей денежными средствами помесячно за май - декабрь 1999 года. Затем соглашения были пересмотрены в сторону увеличения, предусматривая с 1 августа 1999 г. 100-процентную уплату налогов в доход федерального бюджета денежными средствам, что позволило увеличить поступления текущих налогов и сборов до конца текущего года почти на 1 млрд руб.
     
     В случае невыполнения нефтяными компаниями принятых обязательств по уплате налоговых платежей в федеральный бюджет МНС России на регулярной основе представляет заключение для принятия решения об ограничении на следующий месяц доступа к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для экспорта нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации в Межведомственную комиссию по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     По состоянию на 1 июля 1999 г. налоговые обязательства по соглашениям и договорам-поручительствам выполняли полностью ОАО НК "Лукойл", ОАО "Сибнефть", ОАО "Кондпетролеум", ОАО НК "ЮКОС", включая ОАО "ВНК", ОАО "Роснефть", ОАО "Татнефть", ОАО НК "Сургутнефтегаз", ОАО "ОНАКО", ОАО "КомиТЭК", ОАО "ТНК", ОАО "Варьеганнефть", ОАО НГК "Славнефть", ОАО "Башнефть".
     
     За шесть месяцев текущего года поступления налоговых платежей денежными средствами в федеральный бюджет составили 6,7 млрд руб. Уровень поступлений денежными средствами во втором квартале увеличился по сравнению с первым кварталом текущего года на 45 процентных пунктов и составил 87 %.
     
     В соответствии с соглашением с ОАО "Газпром" осуществляется корректировка сумм обязательных налоговых платежей в федеральный бюджет. В результате пересчета по итогам I полугодия 1999 г. в федеральный бюджет дополнительно поступило 0,9 млрд руб. в уплату текущих налогов.
     
     Соглашением с МПС определены графики уплаты налоговых платежей и образовавшейся задолженности на сумму 6 млрд руб. денежными средствами. Дополнительно к соглашению в августе 1999 года в соответствии с заданием Правительства РФ от железных дорог МПС поступило в федеральный бюджет 0,2 млрд руб.
     

     В результате проведения такой работы в 1999 году от 240 организаций РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", МПС, а также от крупнейших нефтяных компаний в федеральный бюджет поступило 67,5 млрд руб. налоговых платежей, в том числе "живыми" деньгами - 59,2 млрд руб., что составляет одну треть от всех поступлений налоговых платежей "живыми" деньгами в федеральный бюджет в целом по России.
     
     Если в январе - марте доля поступлений "живыми" деньгами в федеральный бюджет 240 организаций ТЭК и МПС в общих поступлениях составляла в среднем 41 %, то начиная со II квартала она снизилась в среднем до 26-27 % к августу месяцу 1999 года (см. рис. 2).
     


Рис. 2

     
     Таким образом, наблюдается тенденция снижения доли поступлений от крупных налогоплательщиков и соответственно увеличение доли от средних и малых предприятий, что в сочетании с ростом абсолютных поступлений свидетельствует об определенной стабилизации ситуации в экономике.
     
     Обратим внимание еще на один знаменательный факт, касающийся взаимоотношений крупнейших естественных монополистов и государства. Сравнивая сводки Госкомстата России и данные по поступившим налогам в 1999 г., можно сделать вывод о том, что организации РАО "ЕЭС России" перечисляют в федеральный бюджет 11 %, МПС - 18 %, а ОАО "Газпром" - 52 % своего среднемесячного денежного ресурса.
     
     В целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов в бюджетную систему и ужесточения мер по сокращению задолженности в 1999 г. МНС России усилило работу с крупными налогоплательщиками страны. Проводимый мониторинг крупных налогоплательщиков показал, что за I полугодие 1999 года названными организациями было перечислено налогов и сборов "живыми" деньгами в федеральный бюджет 84,7 млрд руб., или две трети от поступлений в целом по Российской Федерации. Задолженность по организациям, охваченным мониторингом, составила 163,8 млрд руб. (75 % общей задолженности по Российской Федерации).
     
     Проводимые мероприятия по работе с крупнейшими экспортно-ориентированными предприятиями-налогоплательщиками, в основном топливно-знергетического комплекса, приносят результаты в кратковременном оперативном порядке. Однако основное внимание государства и его органов, ответственных за экономическое развитие страны, должно быть уделено целенаправленной, кропотливой и, видимо, довольно длительной работе по финансовому оздоровлению всех предприятий.