Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( В.Т. Прохоров )


На вопросы отвечают

О налогообложении ресурсных платежей


В.Т. Прохоров,
советник налоговой службы I ранга

     
     На территорию Российской Федерации доставлена гуманитарная помощь по линии Объединенного Представительства ООН. Гуманитарная помощь на основании договоров с транспортными предприятиями развезена в места размещения. Облагается ли выручка по доставке гуманитарной помощи НДС?
     
     В соответствии с подпунктом "щ" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с учетом последующих изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 1992-1), от НДС освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определенном Правительством РФ. Однако данная льгота не распространяется на транспортные услуги по доставке гуманитарной помощи до места назначения.
     
     Поэтому в соответствии с подпунктом "а" п. 7 раздела 3 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с учетом последующих изменений и дополнений (далее - Инструкция N 39), выручка по доставке гуманитарной помощи грузовым транспортом облагается НДС.
     
     Управление Министерства обороны России бесплатно передает Центральному совету Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) автомобили для подготовки водителей автомобиля. Эта техника находится на оперативном учете Управления Министерства обороны России. По решению областного совета РОСТО произведена передача двух автомобилей из одной учебной школы в другую учебную школу. Облагается ли эта передача НДС?
     
     В связи с тем, что Управление Минобороны, передавая Центральному совету РОСТО автомобили для ведения учебного процесса по подготовке водителей автомобиля, оставляет их у себя на балансе, а Центральный совет РОСТО учитывает эту технику на забалансовых счетах, такое перемещение техники группы "А" по решению областного совета РОСТО из одной школы в другую не может быть рассмотрено как безвозмездная передача. Поэтому оснований для обложения указанной операции НДС не имеется.
     
     ОАО выполняет на договорной основе монтажные работы по обеспечению здания противопожарной службы телефонной связью. Распространяется ли на ОАО льгота по НДС, предусмотренная подпунктом "ю" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1.
     
     Льгота по НДС, предусмотренная подпунктом "ю" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, в части работ и услуг в области пожарной безопасности, выполняемых и оказываемых на договорной основе, распространяется на органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России, а также на другие организации (предприятия), которые в установленном порядке имеют лицензию на осуществление этого вида деятельности. При этом конкретный перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России, приведен в постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.93 N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
     
      ОАО с 1 января 1999 года работает по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В декабре 1998 года получен аванс по договору. С этой суммы был выделен и перечислен в бюджет НДС. В июне 1999 года был подписан акт выполненных работ. Восстанавливается ли НДС с аванса прошлого года? Если "нет", то как закрывается сумма аванса выполненными работами? Как быть с входным НДС, который остался неоплаченным по прошлому году и оплата по которому произошла в текущем году? Что должно произойти по неоплаченному НДС на счете 76? Или этот счет не используется?
     
     В соответствии с действующим налоговым законодательством субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками НДС не являются. Пунктом 16 Инструкции N 39 установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в расчетных и первичных документах суммы НДС выделяться не должны. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     Суммы НДС, уплаченные ОАО с авансов, полученных до 1 января 1999 года (до момента перехода на упрощенную систему налогообложения), при фактическом выполнении работ после этой даты (в июне 1999 года) подлежат возврату заказчикам, и по этим суммам производятся перерасчеты с бюджетом.
     
     В случае получения авансов с учетом НДС после 1 января 1999 года, то есть после перехода на упрощенную систему налогообложения, суммы этого налога включаются в состав выручки при расчете единого налога.
     
     Что касается ситуации, когда товары (работы, услуги) получены (выполнены, оказаны) до, а оплачены после перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения, исчисление НДС должно осуществляться в соответствии с п. 20 вышеуказанной Инструкции. Согласно норме налогового законодательства суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.
     
     Учитывая изложенное, основным критерием, которым следует руководствоваться при принятии решения о возмещении сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения, является не время их оплаты, а момент реализации данным предприятием товаров (работ, услуг), при производстве (выполнении, оказании) которых использованы приобретаемые материальные ценности. Поэтому если реализация продукции предприятия была осуществлена до перехода этого предприятия на упрощенную систему налогообложения, то суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве этих материальных ценностей, подлежат возмещению (зачету) в установленном законом порядке. Если реализация этих материальных ценностей была осуществлена после перехода, то суммы "входного" налога должны быть отнесены на издержки производства и обращения.
     
     В случае если предприятие осуществляет торговую деятельность, то суммы НДС по товарам, приобретенным до перехода этого торгового предприятия на упрощенную систему налогообложения для перепродажи и реализованным после такого перехода, на издержки производства и обращения не относятся, а учитываются в покупной стоимости товара.
     
     Учреждение науки в настоящее время не имеет свидетельства о государственной аккредитации научной организации. Распространяется ли льгота по НДС на НИОКР, проводимые научной организацией?
     
     В письме Госналогслужбы России от 18.03.97 N ВЗ-6-03/213 и ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) изложены условия отнесения организаций (предприятий) к учреждениям науки, не имеющим свидетельства о государственной аккредитации, НИОКР которых освобождаются от НДС.
     
     В связи с этим порядок освобождения от НДС выполненных по хозяйственным договорам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями науки распространяется на организации (учреждения, предприятия) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые по основной деятельности включены в подгруппы 95110, 95120 и 95130 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного бывшими Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.76 (с учетом последующих изменений и дополнений), и у которых объем научной и (или) научно-технической деятельности составляет не менее 70 % объема выполняемых работ этой организации (учреждения, предприятия). При этом ее уставом в качестве одного из органов управления должен быть предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет. Для определения объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме затрат научной организации следует использовать порядок, приведенный в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Миннауки России от 11.11.97 N 118, и проверяемый Миннауки России при рассмотрении документов, поступивших для проведения государственной аккредитации научных организаций.
     
     Учитывая изложенное, если научная деятельность организации (предприятия) отвечает вышеперечисленным требованиям, то независимо от наличия свидетельства о государственной аккредитации организация имеет право на льготу по НДС при проведении НИОКР.
     
     При отсутствии вышеприведенных условий организация (предприятие) не может быть отнесена к учреждениям науки. В этом случае обороты по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ у таких организаций (предприятий), выполненных по хозяйственным договорам, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Льготируются ли по НДС НИОКР, проводимые научной организацией по договорам с иностранным заказчиком, если она не имеет свидетельства о государственной аккредитации научной организации?
     
     При налогообложении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых российскими налогоплательщиками, которые не имеют научной аккредитации, по контрактам с иностранными юридическими лицами-покупателями (заказчиками), находящимися за пределами территорий государств-участников СНГ, следует руководствоваться подпунктом "г" п. 9 Инструкции N 39, в соответствии с которым местом реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признается место экономической деятельности покупателя услуг (работ), поэтому НДС у российского налогоплательщика не взимается.
     
     Документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг, являются: контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг; акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 20 указанной Инструкции суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретенных на территории Российской Федерации и использованных при производстве указанных работ (услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является, возмещению из бюджета (зачету) не подлежат.
     
     Постановлениями Правительства РФ в последние годы неоднократно менялся перечень продовольственных товаров, по которым применялась ставка НДС в размере 10 %. В различных статьях и ответах на вопросы давались противоречивые заключения по применению пониженной ставки налога для зерна и сахара-сырца. Прошу еще раз уточнить, изменялась ли ставка НДС по зерну и сахару-сырцу в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 13.11.95 N 1120, от 17.07.98 N 787, от 15.10.98 N 1203, от 27.05.99 N 569?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ N 1992-1 10-процентная ставка НДС установлена по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утвержденному Правительством РФ. Кроме того, Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" 10-процентная ставка по НДС установлена по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов.
     
     Таким образом, 10-процентная ставка по зерну и сахару-сырцу установлена прямой нормой Закона, в соответствии с которым по этим продовольственным товарам для применения пониженной ставки не требуется их включение в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 787 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка НДС в размере 10 процентов" был установлен новый перечень товаров, по которым может применяться пониженная ставка налога.
     
     Однако это не коснулось зерна и сахара-сырца, так как пониженная ставка по этим продуктам предусмотрена как самостоятельная норма налогового законодательства, которая была введена Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ и не может быть отменена постановлением Правительства РФ.
     
     Последующие постановления Правительства РФ от 15.10.98 N 1203 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка НДС в размере 10 процентов, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары и лекарственные средства" и от 27.05.99 N 569 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка НДС в размере 10 процентов" затрагивали только те продовольственные товары, пониженные ставки налога которых устанавливаются Правительством РФ. Эти постановления ставку НДС для зерна и сахара-сырца не изменяли.
     
     Учитывая изложенное, ставка НДС в размере 10 процентов для зерна и сахара-сырца, установленная Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ, действует по настоящее время и не претерпела изменений, несмотря на введение в действие всех вышеперечисленных постановлений Правительства РФ.