Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( А.И. Новиков )

     

На вопросы отвечают

     

О налогообложении ресурсных платежей


А.И. Новиков,
государственный советник налоговой службы
III ранга

     
     Вычитаются ли из налогооблагаемой базы при исчислении платежей за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы расходы по уплате инвестиционного тарифа, взимаемого с грузоотправителей при транспортировке нефти на экспорт по системе магистральных нефтепроводов АК "Транснефть" для целевого финансирования Балтийской трубопроводной системы?
     
     Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), а также Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий нефтедобывающей, газодобывающей отраслей и магистрального трубопроводного транспорта, а также геолого-разведочных работ, утвержденными Минтопэнерго России 08.09.94 N АК-5268, не предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по уплате инвестиционного тарифа, введенного постановлением Федеральной энергетической комиссии от 27.04.99 N 19/2 "Об утверждении инвестиционного тарифа, взимаемого при транспортировке нефти на экспорт по системе магистральных нефтепродуктов АК "Транснефть" для целевого финансирования Балтийской трубопроводной системы".
     
     Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 30.04.99 N 476 "О финансировании строительства Балтийской трубопроводной системы в 1999 году" при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов АК "Транснефть" инвестиционный тариф для целевого финансирования Балтийской трубопроводной системы включается в состав себестоимости АК "Транснефть", а не грузоотправителей.
     
     Учитывая изложенное, расходы по уплате указанного инвестиционного тарифа у грузоотправителей в затраты на транспортировку при исчислении платежей за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы не включаются.
     
     Уплачивают ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, земельный налог, десятипроцентные отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета, лесные подати, плату за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
     

     Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками земельного налога, десятипроцентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета и лесных податей.
     
     Что касается отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за право на пользование недрами, то согласно Закону РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
     
     Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
     
     Поэтому предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, которым в лицензионном соглашении установлены плата за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, должны уплачивать указанные платежи в соответствии с условиями, предусмотренными в лицензии.
     
     Обязаны ли плательщики налога на вмененный доход уплачивать платежи за право на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, десятипроцентные отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета и лесные подати?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями).
     
     Следовательно, с организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, десятипроцентные отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета и лесные подати не взимаются.
     
     Какие меры могут принять налоговые органы к организациям при установлении фактов их безлицензионного пользования недрами?
     
     Недра в соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями) предоставляются в пользование на основании лицензий. Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением этого Закона, являются недействительными.
     
     Налоговые органы, руководствуясь ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вправе обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая это, налоговые органы вправе обращаться в суд или арбитражный суд с исками о признании сделок юридических лиц, совершенных без соответствующих лицензий, недействительными при наличии признаков, установленных ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     
     При выявлении фактов безлицензионного пользования недрами в ходе камеральной или выездной налоговых проверок налоговым органам следует сообщать о таких фактах в органы, осуществляющие лицензирование, а также в органы прокуратуры для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     По каким нормативам должны зачисляться в федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы доначисленные налоговыми органами в ходе проверок в текущем году суммы этих отчислений, причитавшиеся к уплате в бюджет в 1998 году?
     
     Письмом МНС России от 30.03.99 N ИС-6-05/2178 до территориальных государственных налоговых инспекций по каждому предприятию-плательщику доведены расчетные объемы и ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, по которым в 1999 году должны производиться отчисления в федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также определяться размеры средств, передаваемых предприятиям с согласия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ.
     
     Доначисленные налоговыми органами в ходе проверок в текущем году суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, причитавшиеся к уплате в 1998 году, должны зачисляться в федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы по нормативам, доведенным указанным письмом, то есть по нормативам, установленным на 1999 год.
     
     Следует также иметь в виду, что в соответствии с письмом Главного управления федерального казначейства Минфина России от 31.03.99 N 3-97-20/9 начиная с 1 апреля 1999 года до особых указаний все суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающие на счет органов федерального казначейства, подлежат распределению между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным на 1999 год.
     
     Исходя из каких цен определяется стоимость первого товарного продукта для предприятий, передающих его для промышленной переработки на давальческой основе?
     
     Согласно п. 13 Инструкции N 44 для предприятий, осуществляющих самостоятельно или на давальческой основе дальнейшую переработку первого товарного продукта, стоимость этого продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе.
     
     При отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     
     Рентабельность предприятия в таких случаях может определяться как отношение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности к выручке от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других обязательных платежей (стр. 140 : стр. 010 формы N 2 "Отчет о финансовых результатах").
     
     С какого времени в 1999 году индексируются ставки земельного налога?
     
     Согласно ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота.
     
     Средние ставки земельного налога приведены в приложениях 1 и 2 к Закону РФ от 11.10.91 N 1738_1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) и определены из расчета на год.
     
     Расчет земельного налога производится также в годовом исчислении и представляется налогоплательщиком в налоговый орган к 1 июля текущего года.
     
     Под налоговым периодом при уплате земельного налога понимается весь календарный год, за который определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Уплата земельного налога производится в два срока: 15 сентября и 15 ноября.
     
     Индексация ставок земельного налога производится с 1 января 1999 года.
     
     Уплачивается ли земельный налог за неиспользуемые земли или за земли, используемые не по целевому назначению?
     
     Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" внесено дополнение в ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которым за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
     
     МНС России и Госкомзем России в связи с поступающими вопросами по применению указанной нормы совместным письмом от 21.05.99 N ИС-6-04/417, 11_1109 сообщили государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, что основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.
     
     Решения органов местного самоуправления в недельный срок направляются в государственные налоговые инспекции по району, городу.
     
     Основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей могут быть:
     
     - осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами на землю, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством или иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     
     - неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель;
     
     - неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством.
     
     Факты аренды или субаренды участка (или его части) не являются основанием для отнесения земель собственника к используемым не по целевому назначению.
     
     В период времени использования участка не включается срок, необходимый для его освоения, мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не мог быть использован (в том числе стихийного бедствия, длительной болезни пользователя и других обстоятельств, исключающих использование участка).
     
     В зависимости от природно-экономических условий региона могут быть установлены иные признаки отнесения земель к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению.
     
     Следует также иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в 1999 году в два раза за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, проводится с учетом их индексации в 1995-1999 годах в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07.06.95 N 562, от 03.04.96 N 378, Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", а также Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
     
     Изменен ли в 1999 году порядок внесения в бюджет платы за землю?
     
     Да, изменен. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 году перечисляют указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере:
     
     в федеральный бюджет - 30 %;
     
     в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20 %;
     
     в бюджеты городов и поселков - 50 %.
     
     Минфин России письмом от 31.03.99 N 3-97-20/9 довел до территориальных органов федерального казначейства перечень налогов и сборов, контролируемых МНС России и подлежащих зачислению на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", и нормативы их распределения по уровням бюджетной системы, в который включены земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, а также арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков.
     
     Таким образом, начиная с 1 апреля 1999 года средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), подлежат зачислению платежным поручением плательщика в полном объеме на счет 40101.
     
     Освобождаются ли областные управления Федеральной почтовой связи и районные узлы почтовой связи (РУПСы ) от уплаты земельного налога?
     
     Согласно Закону РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются государственные учреждения связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны.
     
     Перечень предприятий связи, освобождаемых от уплаты земельного налога, был согласован с Мин-
связи России и доведен до предприятий и организаций Минсвязи России письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 13.01.93 N 2, ВГ-02/18.
     
     Областные управления Федеральной почтовой связи освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" как за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, районные же узлы почтовой связи (РУПСы) облагаются земельным налогом в общеустановленном порядке.
     
     С какого времени применяется повышающий коэффициент (1,4) к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, и в какой пропорции распределяются суммы платежей, определяемые по этим ставкам?
     
     Совместной телеграммой МНС России, Рослесхоза России и Минфина России от 01.04.99 N ИС-6-04/208; от 29.03.99 N ВШТ-7-28/191; от 01.04.99 N 04-07-15 подведомственным органам разъяснено, что во исполнение ст. 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются с коэффициентом с даты вступления в силу Закона (25 февраля 1999 года) с учетом повышающих коэффициентов, установленных постановлением Правительства РФ от 05.01.99 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных пород". Сумма платежей в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением 5 % земельного налога, направляемого в местный бюджет, распределяется: 40 % в федеральный бюджет и 60 % в бюджет субъектов Российской Федерации или 100 % в бюджет субъектов Российской Федерации, расчетная лесосека по рубкам главного пользования которых не превышает одного миллиона кубометров.
     
     Исходя из каких ставок определяется размер неустойки за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и как распределяются суммы неустоек между территориальными бюджетами и органами управления лесным хозяйством?
     
     Совместной телеграммой Минфина России, Рослесхоза и МНС России от 30.05.99 N 04-07-16/5; ИС-6-04/449, МГ-Т-3/399 подведомственным органам разъяснено, что неустойки за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню исчисляются в порядке, предусмотренном Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, исходя из минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.09.97 N 1199 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
     
     При исчислении неустоек по нарушениям, выявленным с 15 января 1999 года, минимальные ставки применяются с повышающими коэффициентами, введенными постановлением Правительства РФ от 05.01.99 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород".
     
     При исчислении неустоек по нарушениям, выявленным с 25 февраля 1999 года, минимальные ставки применяются с указанными выше повышающими коэффициентами и коэффициентом 1,4, введенным Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
     
     Распределение сумм неустоек между территориальными бюджетами и органами управления лесным хозяйством осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с рекомендательной нормой постановления Правительства РФ от 05.02.92 N 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации".
     
     Освобождаются ли организации, финансируемые из бюджета, от платежей за загрязнение окружающей природной среды?
     
     Законом РФ от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" установлено, что в доход федерального бюджета Российской Федерации предприятиями, учреждениями и организациями направляются 10 % отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.
     
     Указанным Законом, а также разработанным на его основании Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.93 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19 и Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10, не предусмотрено каких-либо льгот предприятиям, учреждениям и организациям при внесении этих платежей в федеральный бюджет.
     
     Организации, финансирование которых осуществляется из бюджета, направляют 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды за счет сметы на их содержание.
     
     Что касается внесения платежей в территориальные экологические фонды, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрации субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии России и Госсанэпиднадзора России вправе освобождать от этой части платежей за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.
     
     Обязаны ли организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами, вносить в бюджет в текущем году плату за пользование водными объектами, если в республике, крае или области конкретные ставки платы по категориям плательщиков не установлены?
     
     Да, обязаны. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 54-ФЗ "О внесении дополнения в ст. 4 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами”" до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".
     
     Федеральный закон от 30.03.99 N 54-ФЗ вступил в силу со 2 апреля 1999 года (опубликован в "Российской газете" N 62, 02.04.99).