Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( И.К. Выскребенцев )

     

На вопросы отвечают

О налогообложении ресурсных платежей

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы
II ранга

     
     Постановлением Правительства РФ от 22.01.99 N 82 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 03.07.97 г. N 808 “О видах минерального сырья, подлежащих обложению акцизами”" установлено, что с февраля 1998 года не подлежит обложению акцизами природный газ, используемый для производства сжатого газа.
     
     Подлежал ли обложению акцизами указанный газ до февраля 1998 года и что являлось объектом обложения в таком случае: стоимость природного газа, переданного на сжатие, или стоимость реализованного сжатого газа?
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.10.92 N 828, утвердившим Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, установлены предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых, составляющие для нефти 6-16 %.
     
     Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом количества и качества запасов, природно-географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, выдающими лицензию.
     
     В соответствии со ст. 48 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 10.02.99) органами, выдающими лицензию, в отношении платежей за пользование недрами может предоставляться скидка за истощение недр, основанием для которой является экспертиза представленных пользователем недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований, проведенная с участием органов Госгортехнадзора России.
     
     В противном случае налоговые органы вправе потребовать обоснование предоставленной льготы, а при его отсутствии произвести доначисление платежа.
     
     В настоящее время специальные нормативные акты, регулирующие порядок установления освобождения от платежей и предоставления скидок за истощение недр, не приняты. Однако ст. 16 указанного Закона установлено, что при осуществлении подготовительных работ, связанных с выдачей лицензий, федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения согласовывают условия лицензии в части, касающейся платы, с государственными органами управления экономикой.
     
     Учитывая изложенное, в случае соблюдения всех указанных выше условий ставки платы за пользование недрами, с учетом предоставленных скидок за истощение недр, могут быть установлены ниже минимального уровня.
     

     Трем наследникам передан садовый участок (5,5 сотки) в общую долевую собственность. Свидетельства на право собственности на землю выданы каждому на весь участок, с определением долей по 1/3, то есть по 1,83 сотки. Но мы оказались не в равных условиях с другими садоводами, имеющими участки такого же размера и даже больше.
     
     ГНИ, ссылаясь на письмо Госналогслужбы России, требует с нас (с каждого) платить налог на землю общего пользования (дороги и др.) в таком же размере, как собственники самостоятельных участков, то есть мы должны платить налог в три раза больше, чем все остальные садоводы.
     
     Нам кажется, что в этом случае нарушается ГК РФ, требующий, чтобы "права всех собственников были защищены равным образом".
     
     Пунктом 26 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" предусмотрено, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих товариществ их правления представляют расчеты земельного налога в ГНИ того административного района, на территории которого находится земельный участок указанного товарищества, и уплачивают налог в бюджет органа местного самоуправления по месту нахождения предоставленного ему земельного участка (за исключением членов товарищества, получивших такие свидетельства).
     
     Когда члены садоводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться налоговыми органами каждому из них.
     
     В связи с этим садоводческие товарищества впредь до выдачи всем его членам документов, удостоверяющих право на земельный участок, ежегодно не позднее 1 июля представляют в ГНИ по месту нахождения облагаемого объекта расчеты причитающегося с них налога по установленной форме. Форма расчета по налогообложению садоводческих товариществ приведена в приложении к письму Минфина России, Госкомзема России и Госналогслужбы России от 09.06.92 N 9-02-13, 5-10/605, ВГ-4-02/33 "О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами" и применяется в настоящее время.
     
     На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих товариществ, органами местного самоуправления по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий право на землю.
     
     Свидетельство на право собственности или владения землями общего пользования гражданам-членам садоводческих товариществ не выдается, и эта земля не может быть предметом купли-продажи.
     
     Исчисление земельного налога за земли общего пользования в садоводческих товариществах должно производиться правлениями этих товариществ на основании правоустанавливающих документов на эти земли.
     
     Каков порядок осуществления платежей за недра при добыче строительного камня?
     
     ОАО осуществляет добычу и переработку минерального сырья и в процессе физико-механического воздействия получает товарный продукт, соответствующий ГОСТу, в виде фракционированного щебня, а именно: щебень получается в результате переработки горной массы (камня), вывезенной из карьера, прошедшей первичную обработку и доставленной на перерабатывающие производства (дробильно-сортировочные фабрики и заводы) для получения товарного щебня. Имеет ли право ОАО при реализации щебня:
     
     - в расчетах платы за пользование недрами применять понижающий коэффициент согласно п. 20 Инструкции N 17 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами";
     
     - в расчетах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы применять понижающий коэффициент согласно п. 10 Инструкции N 28;
     
     - в расчетах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы согласно п. 13 Инструкции N 44 стоимость первого товарного продукта определять исходя из рыночных цен?
     
     Можно ли считать первым товарным продуктом горную массу, а фракционированный щебень - продукцией технологической переработки (передела) горной массы, полученной в процессе физико-механического воздействия на минеральное сырье?
     
     Исчисление и уплата в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (далее - Инструкция N 44).
     
     Согласно п. 3 данной Инструкции с 1 июля 1997 года налоговой базой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы являлась стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Подпунктом 6 п. 3 данной Инструкции к первому товарному продукту было отнесено минеральное сырье, прошедшее первичную переработку, поэтому для организаций, добывающих твердые, общераспространенные полезные ископаемые для производства строительных материалов, первым товарным продуктом являлось минеральное сырье, полученное от переработки [например, щебень, полученный от переработки камня (горной массы)].
     
     В соответствии с Изменениями и дополнениями N 1 Инструкции N 44 к первому товарному продукту отнесены товарные руды неметаллического сырья для стройиндустрии.
     
     Поэтому с 11 сентября 1998 года первым товарным продуктом при добыче твердых и общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов является добытое из недр первичное сырье, прошедшее предварительную обработку (удаление валунов, очистку от глинистых примесей и т.д.) и направленное для дальнейшего передела (песчано-гравийная смесь, бутовый камень, глина, известняк и т.д.).
     
     В соответствии с п. 13 вышеназванной Инструкции для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, при реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также при реализации первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе.
     
     При отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     
     В соответствии с п. 20 инструкции Минфина России, Госналогслужбы России и Госгортехнадзора России от 04.02.93, 30.01.93 и 04.02.93 N 8, 17 и 01_17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
     
     Исчисление сумм платежей за недра и отражение стоимости первого товарного продукта в бухгалтерском учете производятся в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (в ред. от 17.02.99).
     
     Государственный специализированный проектный институт получил государственную аккредитацию как научная организация. В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона РФ от 19.07.98 N 111-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" государственные научные организации освобождаются от арендной платы за землю.
     
     Начисляется ли налог на землю или арендная плата за земельный участок, приходящийся на арендуемые площади, при наличии производственных площадей, сданных в аренду?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
     
     Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70 % от общего объема выполняемых указанной организацией работ.
     
     Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Частью четвертой ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.