Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уплата НДС при осуществлении деятельности в морских портах Краснодарского края


Уплата НДС при осуществлении деятельности в морских портах Краснодарского края


В.А. Красницкий,
советник налоговой службы I ранга

Д.В. Мокроусов,

главный государственный налоговый инспектор
     
     Одной из острейших проблем, стоящей в настоящее время перед налоговыми органами Краснодарского края, является борьба с правонарушениями в области налогового и валютного законодательства в зоне морских портов края.
     
     Пробелы в налоговом, валютном и отраслевом законодательстве, неточности и двойственность некоторых норм и положений инструкций не позволяют в полной мере привлечь к налогообложению все предприятия и значительно увеличить поступление налогов от данной категории плательщиков. Пользуясь сложившейся ситуацией, различные структуры наладили бесперебойный источник своих доходов в ущерб обществу, экономике края и страны.
     
     Один из таких источников - бункеровочная деятельность, осуществляемая в морских портах как российскими, так и иностранными организациями. Применение при указанной деятельности схемы "лжеэкспорта" позволяет организациям на "легальных" основаниях не уплачивать в бюджет крупные суммы НДС, получать сверхприбыли, нарушать валютное законодательство.
     
     Только через одну из российских экспедиторских фирм за период 1997-1998 г. произведена перевалка 281 тыс. т нефтепродуктов. Общий объем утечки валютных средств за рубеж за этот период составил почти 9 млн долл. США. Указанная сумма представляет собой скрытый от налогообложения доход кипрской фирмы-нерезидента, полученный от хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Из указанных сумм российским судовладельцам в портах Новороссийск и Туапсе продано нефтепродуктов на 5 млн долл. США.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от налога освобождены экспортируемые товары (работы, услуги). Как следует из указанной нормы, предоставление льготы возможно только собственнику экспортного товара (экспортируемой работы или услуги), в том числе реализующему товары (работы, услуги) на экспорт через посреднические организации по договорам комиссии, поручения и (или) агентирования.
     
     В соответствии с подпунктом "ж" п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" экспортируемыми признаются работы (услуги) по обслуживанию иностранных судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и др. работы).
     
     При этом определен перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить для подтверждения экспортного характера работ, услуг и фактического экспорта товаров. В случае непредставления хотя бы одного из документов льготой воспользоваться нельзя.
     
     Бункеровка судов является хозяйственной деятельностью по материально-техническому снабжению судов и сбыту, а согласно указаниям ГТК России от 12.11.94 N 01-13/13238 бункерное топливо - это топливо, загружаемое в емкости, конструктивно предназначенные для обеспечения движения судна и потребляемого этим судном.
     
     Из самого определения понятия бункеровочной деятельности вытекает двойственное понимание того рода услуг, которые оказываются при ее осуществлении. Во-первых, бункеровочную деятельность можно рассмотреть как деятельность шипчандлерскую, то есть деятельность по материально-техническому снабжению, во-вторых, как операции по погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых грузов.
     
     В случае если бункеровочная деятельность рассматривается только как деятельность по материально-техническому обеспечению судов, то есть как шипчандлерская, ее можно отнести к льготируемым согласно подпункту "ж" п. 14 Инструкции N 39 (при обслуживании иностранных судов). Данная позиция об освобождении от НДС шипчандлерского обслуживания была подтверждена письмом Госналогслужбы России от 23.12.97 N 03-5-09/17.
     
     Однако в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25.07.94 N 61 "Об утверждении инструкции по лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте в Российской Федерации" шипчандлерская деятельность подлежит в обязательном порядке лицензированию. Лицензии же на шипчандлерскую деятельность в крае имеет ограниченное число предприятий.
     
     При осуществлении деятельности по материально-техническому снабжению топливом (бункеровке) включаются как необходимая часть производственного цикла операции по погрузке (перегрузке) бункеруемых нефтепродуктов (дизтопливо, мазут, топочный бензин) с береговых нефтебаз через нефтерайон порта на суда или на специальные суда-бункеровщики, технологически предназначенные для осу-ществления вышеуказанных операций.
     
     Организации, осуществляющие погрузку бункерного топлива, делают это в том же порядке (технологический процесс) и по тем же расценкам, что и по нефтепродуктам соответствующего класса, идущим на экспорт по внешнеторговым договорам. Для таких организаций-перегрузчиков (в частности порта) не имеет значения, в каких целях будут использоваться перегружаемые нефтепродукты и куда они будут использованы и залиты: в бункерные емкости для дальнейшей перегрузки на суда, непосредственно в танки нефтеналивных судов или на судах-бункеровщиках будут вывезены за пределы Российской Федерации и реализованы. Подобные доводы приводятся налогоплательщиками при разбирательстве дел в арбитражных судах.
     
     Из вышеизложенного следует, что основным вопросом при применении льготы является не сам характер действий налогоплательщика - бункеровка, или то, с помощью каких средств она осуществлена (суда-бункеровщики, непосредственно с причала, через нефтерайон порта, на паромах и др.), а вопрос о том, кто является конечным потребителем бункерного топлива и вывозится ли фактически это топливо за пределы Российской Федерации.
     
     Таким образом, первичным становится вопрос о том, произведен ли фактический экспорт - непосредственный вывоз или использование бункерного топлива на иностранных судах. В данном случае работа (услуга) может быть признана экспортированной только если фактически экспортирован товар.
     
     В случае если бункерное топливо использовалось для заправки иностранных судов через российские суда-бункеровщики даже с нарушением существующих таможенных процедур (неправильное оформление тех или иных документов, неправильное применение того или иного таможенного режима), но налогоплательщиком подтверждено (или это установлено в ходе проверки), что бункерное топливо использовано для иностранных судов, оснований для доначисления сумм НДС в ходе проверки нет. В данном случае налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии с таможенным законодательством, что является прерогативой таможенных органов.
     
     В случае если бункерное топливо использовано для заправки российских судов или судов государств-участников СНГ, оснований для применения налогоплательщиками льгот нет, так как не подтверждается экспортный характер груза. При этом, учитывая, что стоимость топлива у его приобретателей (судовладельцев и судовых компаний России и СНГ) относится на издержки производства и обращения, они имеют право предъявить к зачету (возмещению) суммы НДС, уплаченные по услугам бункеровки.
     
     Как свидетельствуют материалы проверок, в настоящее время российские организации, осуществляющие перевалку нефтепродуктов и бункеровку судов, стремятся использовать схему ухода от налогообложения, при которой топливо оформляется как экспортируемое. Поставщиками лжеэкспортных нефтепродуктов являются российские предприятия, которые расположены как на территории края, так и за его пределами (Москва, Башкортостан и др.). Согласно заключенным контрактам собственником такого груза выступают инофирмы, причем они становятся собственниками нефтепродуктов еще на территории Российской Федерации.
     
     При проверке предприятий, осуществляющих услуги по перевалке нефтепродуктов, и выявлении фактов фиктивного экспорта услуг, как указано выше, ГНИ необходимо в обязательном порядке располагать документами о том, что груз фактически не вышел за пределы территории Российской Федерации и не был использован для заправки иностранных судов. Такими документами могут являться бункерные расписки капитанов российских судов, свидетельствующие об использовании бункерного топлива на российских судах.
     
     Значительная работа по восстановлению сумм НДС, незаконно выведенных из под налогообложения с использованием бункеровочных операций, проведена ГНИ по г. Новороссийску совместно с органами налоговой полиции.
     
     Анализ актов выездных налоговых проверок, проведенных ГНИ по г. Новороссийску, показывает, что указанные операции проводятся по следующей схеме:
     
     1. Иностранная организация (нерезидент) заключает с российскими производителями (продавцами) контракт на приобретение нефтепродуктов. В контракте указывается, что нефтепродукты предназначаются на экспорт. Для российского продавца подобные контракты являются экспортными, и ими применяется льгота по налогу на добавленную стоимость. Налог с оборотов по реализации не исчисляется и в бюджет не поступает, поскольку продавец имеет возможность представить весь перечень документов, необходимых для подтверждения "реального" экспорта нефтепродуктов.
     
     Российский продавец получает крупные суммы возмещения входного НДС за счет средств федерального бюджета. Практика показывает, что многие подобные продавцы расположены в Центральной России, Поволжье. Расположение поставщиков и удаленность от портов, на территории которых происходит окончательное таможенное оформление, не позволяют соответствующим налоговым органам контролировать эти операции и пресекать факты фиктивного экспорта и необоснованного возмещения. Таким образом, еще на первоначальной стадии "экспортером" наносится значительный ущерб бюджету.
     
     2. Иностранная организация (нерезидент) заключает договора (контракты) с российскими экспедиторскими и агентскими организациями, которые осуществляют оформление документов (таможенное, при транспортировке), контролируют транспортировку нефтепродуктов, выполняют иные действия по поручению инофирм. Указанные экспедиторские и агентские организации в основном сосредоточены и работают в портах края. Эти организации при реализации своих услуг необоснованно применяют экс-портную льготу и тем самым наносят ущерб бюджету, не уплачивая НДС с оборотов по реализации.
     
     3. Инофирма самостоятельно или через экспедиторов заключает контракты с российскими организациями на перевалку нефти судами-бункеровщиками в порту. Указанные организации также применяют льготу, так как считают груз экспортным, - на груз имеются необходимые таможенные документы.
     
     Бункеровка в акватории порта российских и иностранных судов осуществляется с использованием судов типа "бункеровщик" или непосредственно через нефтерайон.
     
     Необходимо отметить, что судно-бункеровщик является разновидностью каботажного, плоскодонного судна, которое по своим техническим характеристикам не может уходить в нейтральные воды и никогда не пересекает государственную границу Российской Федерации.
     
     В таможенных документах топливо декларируется как предназначенное на экспорт, оформляется ГТД, коносамент, поручение на отгрузку, то есть формально все необходимые таможенные процедуры, связанные с режимом экспорта, соблюдаются. Документы предоставляются всем заинтересованным участникам операции для подтверждения экспортной льготы по НДС и получения возмещения входного налога.
     
     В ГТД транспортное средство на границе либо вообще не указывается, либо указывается судно-бункеровщик. В коносаментах на топливо порт разгрузки также не указывается. В ордерных коносаментах делается отметка "по приказу" и указывается организация (лицо), которая распоряжается грузом, либо делается запись: "один из безопасных портов Средиземного моря". Однако суда-бункеровщики, как отмечено выше, конструкционно и технологически не предназначены для международного плавания и фактически пределов порта и Российской Федерации не покидают.
     
     Информация о маршрутах передвижения судов-бункеровщиков поступает по запросу от пограничных органов, капитана порта, на основании записей в судовых журналах, опроса свидетелей (экипажа, капитана судна, ответственных лиц, судовладельцев и др.).
     
     Кроме осуществления бункеровочных операций на территории российских портов используется схема, когда с помощью судов-бункеровщиков осуществляется лжеэкспорт-лжеимпорт. В данном случае экспортируемые нефтепродукты за территорию Российской Федерации не вывозятся, а после прохождения таможенного оформления на экспорт в порту Туапсе ввозятся через другой порт (Сочи) как импортные.
     
     4. Инофирма (нерезидент) заключает контракты с российскими судовладельцами или поручает за-ключить контракты от своего имени посредническим организациям (экспедиторам, агентам) на бункеровку судов, ходящих под российским флагом. Данные операции оформляются бункерными расписками. Топливо загружается на российские суда, и фактически экспорта не происходит. Груз за пределы территории Российской Федерации не вывозится. Таким образом, отсутствует основной классифицирующий признак экспорта товаров (работ, услуг) - фактический вывоз товаров за пределы Российской Федерации и государств-участников СНГ. Следовательно, льгота применяется неправомерно.
     
     Таким образом, на протяжении всего цикла, начиная от приобретения топлива за пределами края и заканчивая конечным потребителем, все организации неправомерно применяют льготы, что наносит значительный ущерб бюджетам всех уровней.
     
     Выявление подобных операций возможно только в тесном взаимодействии с органами налоговой полиции и налоговыми органами иных регионов и субъектов Российской Федерации.
     
     Налоговыми проверками, проведенными ГНИ по г. Новороссийску совместно с органами налоговой полиции, выявлены следующие характерные нарушения налогового законодательства фирмами и организациями, осуществляющими и участвующими в процессе бункеровки судов на территории портов Краснодарского края. (При анализе характерных нарушений будут рассмотрены не только сами нарушения, но и те аргументы, которые выдвигают налогоплательщики при рассмотрении разногласий в ГНИ по городам и районам и по краю, а также в арбитражных судах.)
     
     Иностранные фирмы - приобретатели нефтепродуктов.
     
     На территории портов Новороссийск, Туапсе действуют несколько подобных фирм, которые зарегистрированы за пределами Российской Федерации и фактически являются нерезидентами. Указанные фирмы на налоговый учет в ГНИ не встали, несмотря на неоднократные требования налоговой инспекции о постановке на учет по месту осуществления хозяйственной деятельности.
     
     Экспедиторские организации и агентирующие фирмы.
     
     В Новороссийском порту осуществляют экспедиторскую деятельность различные российские и иностранные организации.
     
     Проверки подобных фирм выявили значительные нарушения налогового законодательства, связанные с фактами фиктивного экспорта.
     
     В подтверждение льготы указанными фирмами представлены все необходимые документы. Однако при детальном изучении документов, подтверждающих экспорт, нельзя сделать вывод о том, что экспорт осуществлен.
     
     Так, в ГТД на "экспортируемое" топливо, экспедиторское обслуживание которого осуществляла одна из российских фирм, в графе 21 "Транспортное средство на границе" указаны суда-бункеровщики. Однако, как установлено в ходе проверки, согласно данным пограничной службы и капитана порта указанные суда за пределы порта не выходили, таким образом, экспорт не подтвержден. Реализация нефтепродуктов произведена на территории Российской Федерации, и, следовательно, льгота применяться не может.
     
     Не подтверждают реальный экспорт и представленные коносаменты, в которых отсутствует порт разгрузки, находящийся за пределами СНГ.
     
     Таким образом, пакет документов, "подтверждающих реальный экспорт", составлен с целью видимости экспорта нефтепродуктов за пределы СНГ и получения экспортной льготы по НДС.
     
     В настоящее время по акту проверки одной из таких фирм проводятся арбитражные слушания. По данному делу прокуратурой края в суд направлено письмо с изложением фактов и аргументов в под-держку действий налоговой инспекции.
     
     Основным аргументом налогоплательщика в суде является то, что все необходимые документы им представлены и факт реализации нефтепродуктов именно на территории Российской Федерации налоговыми органами якобы не доказан.
     
     Предприятия, осуществляющие перегрузку нефтепродуктов через нефтерайон порта.
     
     При проверке указанных предприятий доначислены крупные суммы НДС по необоснованно прольготированным оборотам по реализации услуг по перевалке нефтепродуктов для бункеровки судов.
     
     До настоящего времени указанные дела рассматриваются в арбитражных судах. Основным аргументом налогоплательщика в свою защиту является то, что он:
     
     а) представил полный пакет документов, подтверждающих льготу;
     
     б) налогоплательщик не может нести ответственности за недобросовестные действия третьих лиц, которые фактически не вывезли перегруженные нефтепродукты за пределы Российской Федерации;
     
     в) налогоплательщик не имеет возможности отслеживать дальнейшую судьбу груза после того, как он выполнил операции по его перегрузке.
     
     Однако при этом не учитывается, что документы, представленные в подтверждение льготы, должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством, то есть, в частности, в коносаментах обязательно должен быть указан порт разгрузки за пределами СНГ. Кроме того, обязанность по подтверждению льготы возложена на налогоплательщика. То есть если у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие экспорт, или данные документы составлены с нарушениями и не подтверждают вывоз товаров за пределы СНГ, то льгота не может применяться. Никаких дополнительных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы СНГ, налогоплательщиком не представлено. Нефтепродукты реализованы на территории Российской Федерации, и льгота применена необоснованно.
     
     Российские судовладельцы, приобретатели бункерного топлива.
     
     Учитывая, что продавцы нефтепродуктов (иностранные организации) на налоговом учете не состоят, то обязанность по уплате налога от источника возникает у российских покупателей товаров.
     
     При проверке российской судоходной компании (далее по тексту - Компания) выявлено, что предприятием не исчислялся НДС от источника с оборотов по реализации товаров инофирмами, не состоящими на налоговом учете в Российской Федерации.
     
     Компания с решением по акту проверки не согласилась по следующим основаниям:
     
     а) реализация инофирмами нефтепродуктов для бункеровки судов Компании производилась вне территории Российской Федерации (вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации производился на паромах);
     
     б) инофирмы, с которыми заключены контракты на приобретение бункерного топлива, реализовали топливо через своих представителей (экспедиторские, агентские, бункеровочные фирмы), часть из которых состоит на налоговом учете в Российской Федерации, и, следовательно, объект обложения по НДС по реализации нефтепродуктов возникает у представителей инофирм, а не у Компании;
     
     в) Компания выступала перевозчиком нефтепродуктов и имела право преимущественного приобретения перевозимых грузов.
     
     Исследовав предоставленные материалы, Управление МНС России по Краснодарскому краю не нашло оснований для отмены решения по акту проверки и удовлетворения жалобы по следующим причинам.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с учетом изменений и дополнений, и п. 21 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в полном размере российскими организациями (предприятиями) за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другим лицам, указанным этими иностранными организациями. При этом в облагаемый оборот включается полная сумма выручки, полученная от российских организаций-покупателей (предприятий-покупателей).
     
     Как указано в акте проверки и приложениях к акту, бункеровка нефтепродуктами судов Компании производилась в портах Новороссийск и Туапсе. Каких-либо документов (кроме контракта от 03.01.96 без номера с кипрской фирмой-нерезидентом) в подтверждение того, что Компания на своих судах осуществляла вывоз за пределы Российской Федерации нефтепродуктов, не представлено. Также не представлены коносаменты, платежные документы, подтверждающие оплату инофирмами услуг по транспортировке нефтепродуктов, или иные документы, подтверждающие неденежные формы расчетов (бартер, взаимозачет). Обороты по реализации транспортных услуг (если предположить, что они имели место) в бухгалтерском учете Компании по счетам реализации не отражались и как льготируемые по НДС в силу их экспортного характера не заявлялись.
     
     Напротив, имела место проплата Компанией инофирмам за нефтепродукты, предназначенные для бункеровки судов Компании. По полученным в ходе проведения проверки данным (документы на бункеровку) бункеровочные операции осуществлялись непосредственно в порту Новороссийск или Туапсе. Компания не представила в налоговые органы документы, свидетельствующие о том, что бункеровка судов производилась за пределами Российской Федерации. Таким образом, имело место приобретение нефтепродуктов на территории Российской Федерации у инофирм для собственных производственных целей. НДС от источника выплаты за инофирму не исчислялся.
     
     По имеющимся в налоговых органах и органах налоговой полиции данным вышеуказанными инофирмами нефтепродукты приобретались в целях их дальнейшего экспорта за пределы Российской Федерации. Согласно ст. 97 Таможенного кодекса РФ экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. То есть это такой режим, обязательным условием которого является вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Однако нефтепродукты реализованы на территории Российской Федерации.
     
     Документы, подтверждающие ввоз указанными инофирмами нефтепродуктов в Российскую Федерацию в режиме импорта, отсутствуют, НДС таможенным органам при ввозе не уплачивался. На основании изложенного нельзя квалифицировать приобретение Компанией нефтепродуктов как приобретение от инофирм товаров, ввезенных в режиме импорта.
     
     Доводы Компании о том, что объект обложения НДС по оборотам по реализации бункеровочного топлива возникает не у пароходства или инофирм, а у российских представителей последних, не могут быть приняты при рассмотрении по следующим причинам:
     
     - договорные (контрактные) отношения по приобретению (реализации) нефтепродуктов возникли только между Компанией и инофирмами, а российские экспедиторские организации (представители инофирм) прав и обязанностей по этим договорам не приобрели. В обязанности фирм-представителей входило лишь оформление документов и осущест-вление процесса бункеровки;
     
     - право собственности на нефтепродукты перешло от инофирмы к пароходству, а представители инофирм не являлись и не могли являться собственниками нефтепродуктов. Денежные расчеты за реализуемые нефтепродукты производились непосредственно между Компанией и инофирмами, документы на оплату выставлялись инофирмами самостоятельно, от своего имени, что Компанией не оспаривается.
     
     На основании изложенного Компания была обязана исчислять НДС с оборотов по реализации на территории Российской Федерации нефтепродуктов инофирмами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации. Оснований для пересмотра или отмены действий ГНИ нет.
     
     Налоговыми органами края проделана большая работа по пресечению фактов фиктивного экспорта и восстановлению сумм неуплаченных налогов в бюджет.
     
     Только по материалам проверок крупнейших налогоплательщиков, участвующих в вышеописанных процессах лжеэкспорта в порту Новороссийск, доначислено свыше 6,5 млн руб. НДС.