Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О подоходном налоге (в вопросах и ответах)


О подоходном налоге (в вопросах и ответах)*

     _____
     * Окончание. Начало см. "Налоговый вестник". 1999, N 12. С. 86.     


П. П. Грузин,

советник налоговой службы I ранга


     Работникам органов местного самоуправления решением местного органа власти установлена компенсация командировочных расходов в размере 83 руб. 49 коп. Учитывается ли в целях налогообложения разница между нормой суточных, предусмотренной постановлением Городского совета, и нормой суточных, установленной Минфином России?

     
     В соответствии с подпунктом "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 предусмотрено, что все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления, в пределах норм, утвержденных законодательством, не включаются в совокупный доход физических лиц, подлежащий налогообложению.
     
     Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" Минфину России предоставлено право вносить по согласованию с Минтрудом России изменения в нормы возмещения командировочных расходов, установленные указанным постановлением, с учетом изменения индекса цен.
     
     Установленные в указанном выше порядке нормы командировочных расходов распространяются на все структуры, в том числе и на работников местного самоуправления.
     
     Например, в п. 3 приказа Минфина России от 13.08.99 N 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 1999 года, указано, что возмещение командировочных расходов в указанных в приказе размерах, производится:
     
     - федеральным государственным служащим, государственным служащим органов государственной власти субъектов Российской Федерации и служащим органов местного самоуправления в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 24.11.95 N 1177 "О нормах командировочных расходов, порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4659);
     
     - другим работникам федеральных органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и органов местного самоуправления, а также работникам предприятий, организаций и учреждений в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и от 18.04.92 N 262 "О дополнении постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 122 “О нормах возмещения командировочных расходов”" ("Российские вести", 1992, N 4).
     
     Что касается дополнительных выплат, в том числе производимых согласно п. 2 постановления Правительства РФ, сверх установленных в указанном порядке норм, то такие дополнительные выплаты не попадают под действие льготы, предусмотренной подпунктом "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998_1, и подлежат включению в состав совокупного облагаемого дохода в общеустановленном порядке.
     
В связи с изложенным разница между нормой суточных, предусмотренной постановлением Городского совета, и нормой суточных, установленной Минфином России, подлежит включению в налогооблагаемый доход физических лиц.       


     Подлежит ли включению в совокупный доход физических лиц сумма, уплаченная в соответствии с постановлением местной администрации за счет средств местного бюджета, за содержание детей из многодетных семей и матерей-одиночек из числа работников системы образования и здравоохранения в детских дошкольных учреждениях, содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги?

     В соответствии с подпунктом "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления, в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, возмещением иных расходов, не включаются в совокупный доход физических лиц, подлежащий налогообложению.
     
     Согласно п. 25 ст. 55 Закона РФ от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", районный Совет и районная администрация вправе из средств местного бюджета в целях социальной защиты населения производить возмещение за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, содержание и ремонт жилья и оказание коммунальных услуг. Эти суммы включению в совокупный доход физических лиц не подлежат.

     
      Освобождается ли от налогообложения доход физических лиц от реализации лома цветных металлов как вторичного сырья?
     

     В соответствии с подпунктом "т" п. 8 Инструкции N 35 в совокупный годовой доход физических лиц не включаются суммы дохода, полученного за реализованную стеклотару и вторичное сырье, кроме лиц, для которых такая деятельность является предпринимательской.
     
     Вторичным сырьем являются отходы производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
     
     В соответствии с вышеизложенным, а также с п. 4 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.94 N 756 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.12.98 N 1419), лом цветных металлов является вторичным сырьем.
     
     При рассмотрении вопроса о том, является ли деятельность по реализации лома цветных металлов предпринимательской, следует руководствоваться положениями НК РФ и Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
     
     Согласно ст. 2 ГК РФ и п. 41 Инструкции N 35 предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     Таким образом, если деятельность по реализации лома цветных металлов носит систематический характер и по своей сути является предпринимательской, то полученные доходы от данного вида предпринимательской деятельности подлежат налогообложению в соответствии со ст. 12 Закона РФ N 1998-1.
     
     Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов требуется лицензия.


     Просим разъяснить, включаются ли в расходы, понесенные физическим лицом по операциям купли-продажи ценных бумаг, следующие виды расходов: расходы на перерегистрацию ценных бумаг; комиссионное возна-граждение брокера; оплата услуг депозитария; оплата за информационное обеспечение при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы?

     Следует различать продажу ценных бумаг, осу-ществляемую физическими лицами в порядке продажи личного имущества, и продажу ценных бумаг индивидуальными предпринимателями, осуществляемую в порядке ведения предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с подпунктом "т" п. 8 Инструкции N 35 в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы, получаемые в течение года от продажи ценных бумаг, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов, как источником выплаты дохода, так и при подаче по окончании года декларации о совокупном годовом доходе в налоговые органы.
     
     Указанный порядок определения налогооблагаемого дохода при продаже ценных бумаг не распространяется на лиц, зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве предпринимателей, осуществляющих куплю-продажу ценных бумаг в порядке ведения предпринимательской деятельности. Эти лица обязаны уплачивать налог в порядке, установленном в разделе IV Инструкции N 35, то есть без применения тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     При получении физическими лицами доходов по операциям продажи ценных бумаг у источника вы-платы дохода могут приниматься к зачету расходы по приобретению таких бумаг, подтвержденные документами. Номинальная стоимость ценных бумаг без соответствующего документального подтверждения произведенных расходов по их приобретению к зачету не принимается.
     
     В п. 44 вышеназванной Инструкции содержится аналогичное положение, согласно которому по желанию физического лица расходы, понесенные им по операциям купли-продажи ценных бумаг, могут приниматься к зачету у источника выплаты дохода без применения тысячекратного вычета к валовому доходу.
     
     В соответствии с вышеизложенным, если физическое лицо осуществляет продажу ценных бумаг в порядке продажи личного имущества, к зачету принимаются только документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, то есть цена приобретения ценных бумаг и комиссионное вознаграждение брокера торговой системы. Иные расходы, в частности, оплата за информационное обеспечение, оплата услуг депозитария, расходы на перерегистрацию ценных бумаг, на уменьшение полученного дохода не относятся.
     
     У индивидуального предпринимателя принимаются к зачету в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, также и другие документально подтвержденные затраты, связанные с ведением предпринимательской деятельности в целом, в частности, оплата за информационное обеспечение, оплата услуг депозитария, расходы на перерегистрацию ценных бумаг.