Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения и дополнения № 6 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По рименению Закона Российской Федерации “О плате за землю”


Изменения и дополнения N 6 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По рименению Закона Российской Федерации “О плате за землю”*

     _____
     * Окончание. Начало см. "Налоговый вестник". 1999, N 12. С. 62.
     

Р. Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,

советник налоговой службы I ранга
     
     Следующая категория льготников, упомянутая в Изменениях N 6 Инструкции N 29, - это учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Перечень предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему России, был утвержден постановлением Правительства РФ от 09.07.94 N 814 "Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему". В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и передачей уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Мин-юста России постановлением Правительства РФ от 30.10.98 N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России распространено действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД России, в части их касающейся. С 1 июня 1999 года на Минюст России возложено осуществление на подведомственных объектах разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. В связи с этим право на льготу по земельному налогу имеют входящие в уголовно-исполнительную систему организации: следственные изоляторы, специальный следственный изолятор "Лефортово"; предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы: центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; строительно-монтажные управления; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно-коммунальные хозяйства; меж-областные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей; научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ. Следует еще раз отметить, что все перечисленные выше учреждения и организации отнесены к системе Мин-юста России и имеют право на льготу по земельному налогу.

     Важное значение в Изменениях N 6 Инструкции N 29 отводится толкованию понятия "учреждение". Учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, учреждения уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога. До 1995 года в российском законодательстве не было четкого определения понятия "учреждение". С 1 января 1995 года в России действуют нормы части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим указанные в ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" льготы по уплате земельного налога долж-ны предоставляться только самостоятельной организации (юридическому лицу), если ее деятельность носит некоммерческий характер и финансируется самой организацией.
     

     В Изменения N 6 Инструкции N 29 включена норма о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земельные участки, вообще не используемые землепользователями или используемые ими не по целевому назначению. Порядок применения повышающего коэффициента установлен Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Основанием для взимания повышенной платы будут являться решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города. Такие решения должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей является осущест-вление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами. Неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также  неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к неиспользуемым по назначению.
     
     Сельскохозяйственная организация получила в 1995 году документ на право пользования земельным
     участком площадью 800 га. Целевое использование земельного участка определено в свидетельстве на право собственности на землю, в котором указано, что площадь участка в размере 4000 га выделена организации под пашню, остальная площадь приходится под пастбища и сенокосы. Три земельных участка под севооборот общей площадью 600 га пашни (200 га каждый участок) не использовались по назначению, то есть земельные участки заброшены. В данном случае земельный налог за 3400 га площади земли под пашней должен уплачиваться по ставкам земельного налога, сложившимся в 1999 году, а за 600 га пашни, не используемой в течение последних трех лет, земельный налог должен быть уплачен с применением к ставкам коэффициента 2. При этом следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в 1999 году в два раза за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки, а именно за 600 га пашни сельхозпредприятия, проводится с учетом их индексации в 1995-1999 годах в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законами о бюджете.
     
     Кроме того, следует обратить внимание и на то, что в целях правильного применения коэффициента 2 к земельным участкам, используемым не по назначению, вносится дополнение в Порядок ведения списка плательщиков земельного налога, утвержденный Госкомземом России 17.10.95 по согласованию с Госналог-службой России. Указанный Порядок дополняется Приложением 5 (Список юридических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки) и Приложением 6 (Список физических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки). В связи с этим можно сделать вывод, что списки плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые участки или используемые не по целевому назначению, составляются ежемесячно по форме Приложений 5 и 6. Основанием для включения в списки по указанным формам являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков. В списках указываются почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка, номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности, категория земель и цель использования земельного участка, а также вид права на землю плательщика земельного налога. В списках, кроме основных данных о плательщиках, указываются номера первичного списка и записи в нем о плательщике, номер и дата принятия решения органа исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенного налога, а также площадь участка, подлежащая удвоенному налогообложению, и размер двукратной ставки налога.
     
     В Изменениях N 6 Инструкции N 29 уточнен порядок зачисления земельного налога и арендной платы за землю в доходы бюджетов Российской Федерации, а также средств от продажи государственных и муниципальных земель. Согласно Приложению 1 приказа Минфина России от 25.05.99 N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной  классификации Российской Федерации" средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также от продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".
     
     Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000), подгруппа "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). По коду 1050701 зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков; по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.
     
     Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппе "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности" (код 2010000). По коду 2010201 зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации  арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков,  по коду 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
     
     Изменился ранее установленный Инструкцией N 29 порядок пересмотра обложения и уплаты дополнительных или уменьшенных сумм земельного налога. Иными словами, в соответствии с Изменениями N 6 исключен раздел Инструкции, определяющий порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных или уменьшенных сумм налога. Изменения связаны с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно Кодексу сумма излишне уплаченного налога зачитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо подлежит возврату тому же налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного земельного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. В обязанности налоговых органов входит сообщение налогоплательщику о каждом, ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога при условии, что со дня обнаружения такого факта не прошло более одного месяца. Для зачета суммы излишне уплаченного налога и ее возврата требуется письменное заявление налогоплательщика. Причем заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой налога: возвратить, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога. При отсутствии заявления налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам.
     
     При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на следующий год в счет уплаты земельного налога. Если в заявлении указывается требование о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога, налоговые органы производят возврат в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
     
     В Инструкции N 29 изменен порядок проверки расчетов по земельному налогу. Если ранее проверки по земельному  налогу осуществлялись на основании методических рекомендаций "О порядке проведения документальной проверки юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога", утвержденных Госналогслужбой России, то в настоящее время с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации при проведении проверок по налогу следует руководствоваться нормами, установленными названным выше Кодексом, используя при этом и указанные методические рекомендации.
     
     Расчеты по земельному налогу проверяются при камеральной налоговой проверке, проводимой по месту нахождения налогового органа, на основе налоговой декларации по земельному налогу и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, и при выездной налоговой проверке государственными налоговыми инспекторами. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. При этом камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные таблицы форм N 1-4 Инструкции N 29. Налогоплательщику сообщается об ошибках, выявленных при заполнении документов, или противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, и предъявляется требование о внесении соответствующих исправлений в установленный срок.
     
     При выездной налоговой проверке правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками, к которым прежде всего относятся государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей, содержащим данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список земельных участков с особым режимом использования земель, а именно по санитарно-защитным зонам, землям природоохранного, водоохранного, рекреационного значения, с указанием кадастрового номера участка на чертеже. При отсутствии документов на землю могут использоваться списки юридических лиц-плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю". При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших документы, которые удостоверяют право на землю, используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право, а именно решения соответствующих органов о предоставлении земель, имеющиеся чертежи, планы земельных участков и т.д. При проверке следует определить правильность применения ставок земельного налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам. При проверке полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилой фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение.