Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке заполнения и представления в налоговые органы предприятиями, учреждениями и организациями сведений о доходах физических лиц за 1999 год (в вопросах и ответах)


О порядке заполнения и представления в налоговые органы предприятиями, учреждениями и организациями сведений о доходах физических лиц за 1999 год (в вопросах и ответах)

     
     С. В. Емельянов,
советник налоговой службы I ранга


     Российский гражданин в 1999 году проживал за рубежом 193 дня. В течение этого года он получил на территории Российской Федерации более 30 тыс. руб. Должен ли он подать де-кларацию о своих доходах за 1999 год в ГНИ по месту проживания на территории Российской Федерации?
     

     Ввиду того что в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон РФ N 1998-1) этот гражданин относится к категории физических лиц, не имеющих постоянного местожительства на территории Российской Федерации, порядок налогообложения его доходов должен производиться в соответствии с главой VI вышеназванного Закона.
     
     Согласно ст. 18 этого Закона такие физические лица освобождаются от представления декларации, а со всех доходов, полученных на территории Российской Федерации, они должны уплачивать подоходный налог в размере 20 % от суммы полученных доходов.     


     В течение 1999 года гражданин пять раз менял квартиру и соответственно место регистрации по постоянному месту жительства. В январе 2000 года он опять зарегистрировался по новому месту жительства. Могут ли налоговые органы определить совокупный доход такого гражданина, учитывая, что сведения о доходах физических лиц поступают в налоговые органы по месту жительства? Куда в приведенном выше случае ему необходимо подать декларацию о своих доходах?
     

     В соответствии со ст. 11 Закона РФ N 1998-1 сведения о доходах физических лиц пересылаются в налоговые органы по месту постоянного места жительства получателей доходов. Получив такие сведения и выяснив, что в настоящее время по данному адресу получатель дохода не проживает, налоговая инспекция перешлет сведения о доходах в ГНИ по новому адресу жительства получателя дохода, который выяснит в паспортном столе милиции. Эта операция будет проводиться до тех пор, пока сведения не дойдут до налоговой инспекции, на территории которой проживает получатель дохода.
     
     Подать же декларацию следует в налоговую инспекцию по месту регистрации постоянного местожительства на момент подачи декларации, то есть по последнему адресу регистрации, указанному в паспорте.     


     Как следует поступить гражданину, если он не имеет возможности стоять в очереди в налоговой инспекции, чтобы сдать декларацию о своих дохода?

     В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ N 1998-1 декларация представляется физическими лицами налоговому органу. При этом не уточняется, как именно она должна представляться. В действующих нормативных документах не говорится, что гражданин должен лично принести декларацию о своих доходах в налоговую инспекцию, поэтому если имеется полная уверенность в правильности ее заполнения, декларацию можно послать в ГНИ по почте, но обязательно заказным письмом, чтобы получить документ, подтверждающий факт отправки декларации.
     
     В случае отсутствия полной уверенности в правильности заполнения декларации, лучше принести ее лично в ГНИ, где можно получить необходимые консультации по заполнению.


     Может ли физическое лицо послать свою де-кларацию о доходах в налоговую инспекцию по электронной почте, в том числе по Internet?

     Согласно п. 63 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (далее - Инструкция N 35) физические лица обязаны представлять декларацию о своих доходах по форме, указанной в приложении N 6 к этой Инструкции. Порядок заполнения декларации, приведенный в том же приложении, предусматривает, что декларация должна быть подписана декларантом. Поэтому, а также из-за того, что в налоговых органах отсутствует порядок получения информации по электронной почте от сторонних организаций и физических лиц, граждане не могут послать свою декларацию о доходах в налоговую инспекцию по электронной почте, в том числе по Internet.
     

     В 1999 году инвалид войны жил в г. Омске и работал там же на заводе, подрабатывая сторожем в магазине. Его общий доход составил 50 тыс. руб. В соответствии с Законом Омской области от 05.02.96 N 40-ОЗ подоходный налог с него не удерживался. В конце 1999 года он переехал в г. Москву. Должен ли он подавать декларацию? Если "да", то следует ли удержать с его доходов, полученных в г. Омске, подоходный налог?

     
     Названная льгота по подоходному налогу применяется при налогообложении только на территории Омской области и не действует при налогообложении на территории других субъектов Федерации. Так как кроме основного места работы у гражданина был дополнительный источник дохода, то в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ N 1998-1 он должен подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию по новому месту жительства, то есть в г. Москве, и уплатить налоги с полученных доходов.


     Заполнив декларацию о доходах 1998 года, гражданин выяснил, что ему необходимо до 15 июля 1999 года доплатить 5 тыс. руб. подоходного налога с доходов, которые уже были потрачены. Как лучше поступить, чтобы избежать подобной ситуации в дальнейшем?
    

     В соответствии со ст. 11 Закона РФ N 1998-1 физические лица могут в течение года самостоятельно производить расчет подоходного налога исходя из совокупного облагаемого годового дохода и уплачивать в бюджет не реже одного раза в квартал разницу между суммой налога, исчисленной с общего облагаемого дохода, и суммой налога, удержанной источником выплаты дохода. По окончании календарного года сведения об уплаченных суммах налога включаются в декларацию. Если исчисление своих доходов и налогов производилось правильно, то подоходный налог по итогам года доплачивать не придется.
     

     Форма декларации о доходах и порядок ее заполнения (приложение N 6 к Инструкции N 35) не предусматривают отражения доходов и расходов предпринимателя по видам деятельности, подпадающими под действие Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Как предприниматели, уплачивающие единый налог, должны декларировать свои доходы, полученные в результате осуществления деятельности, подпадающей под действие Федерального закона?

     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" индивидуальные предприниматели, занимающиеся видами деятельности, для которых рассчитывается вмененный доход, не платят подоходный налог с доходов, полученных от таких видов деятельности. Иными словами, эти доходы не включаются в налогооблагаемый совокупный доход. Вместо декларации о доходах индивидуальные предприниматели, занимающиеся видами деятельности, для которых рассчитывается вмененный доход, сдают в налоговые органы отчетность, форма которой в соответствии с п. 2 ст. 4 вышена-званного Закона устанавливается нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Федерации.
     

     В настоящее время в продаже появились программные средства, позволяющие заполнить и распечатать декларацию о доходах физического лица на компьютере. Можно ли сдать в ГНИ декларацию, отпечатанную на принтере, или ее необходимо заполнять собственноручно?

     
     В Общих требованиях к порядку заполнения де-кларации, приведенных в Порядке заполнения де-кларации о доходах (приложение N 6 к Инструкции N 35), указано лишь то, что декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Нигде не сказано, что декларация должна заполняться собственноручно. Таким образом, декларация должна быть заполнена синим или черным цветом пишущими средствами, которые по техническим характеристикам не уступают шариковой или перьевой ручке. Иными словами, нельзя сдавать декларацию, заполненную черным или синим карандашом. В то же время налогоплательщику предоставлено право сдать в ГНИ декларацию, текст которой впечатан в бланк принтером, но которая подписана им собственноручно.
     

     В 1999 году гражданин работал только на одном месте, где получил доход в сумме 25 000 руб. Кроме этого, он получал доходы по банковским вкладам, по которым была исчислена материальная выгода в сумме 10 000 руб. Нужно ли ему подавать декларацию за 1999 год?

     
     Если гражданин получал доходы по банковским вкладам на основном месте работы, то независимо от суммы полученного дохода он не должен подавать декларацию, так как в соответствии со ст. 18 Закона РФ N 1998-1 лица, получающие доходы только по основному месту работы, освобождены от подачи декларации. Если же доходы по банковскому вкладу были получены не по основному месту работы, то подать декларацию необходимо.


     Может ли налоговый инспектор отказать гражданину в приеме налоговой декларации? Обязан ли инспектор письменно объяснить отказ, как можно обжаловать его решение?


     
     Когда гражданин сдает декларацию в ГНИ, налоговый инспектор решает, была ли необходимость ее подавать, и если такой необходимости не было, сотрудник налоговой инспекции вправе выписать справку об освобождении от подачи декларации.
     
     Если же гражданин будет настаивать на своем желании подать налоговую декларацию, например, чтобы иметь свою налоговую историю, то налоговый инспектор обязан ее принять.
     

     Иностранное физическое лицо, проживающее на территории Российской Федерации 183 дня и более, состоит в трудовых отношениях с российской организацией, которая, выплачивая доход, производит удержание и перечисление в бюджет подоходного налога. При этом других источников дохода на территории Российской Федерации и за ее пределами не имеется.
     
     Имеет ли право иностранное физическое лицо не представлять в этом случае декларацию о доходах в налоговую инспекцию?

     
     Особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории Российской Федерации, то есть проживающих на ее территории 183 дня и более, изложены в главе V Закона РФ N 1998_1. Пунктом 1 ст. 16 данной главы определено, что иностранные физические лица представляют декларации о полученных ими доходах в порядке, установленном данным Законом. В соответствии со ст. 18 вышеназванного Закона от представления декларации о фактически полученных доходах и произведенных расходах освобождаются лица, которые в течение отчетного года получали доходы только по основному месту работы. Таким образом, иностранное физическое лицо, получающее доходы только по основному месту работы на территории Российской Федерации, не обязано представлять декларацию о фактически полученных доходах.
     
     В то же время п. 1 ст. 16 вышеназванного Закона предусмотрено, что декларация о предполагаемых в текущем году доходах подается иностранным физическим лицом в течение месяца со дня приезда в Российскую Федерацию. В ней ему следует указать, что единственным источником получения доходов будет являться организация на территории Российской Федерации. При такой ситуации начисление авансовых платежей налоговым органом не производится, так как все удержания с доходов иностранного гражданина будет производить вышеназванная организация.
     

     Форма Справки о доходах физического лица предусматривает помесячное указание совокупного дохода за год. В случае если выплаты материальной помощи производятся несколькими организациями, невозможно отследить, в каких месяцах и в какой сумме выдавалась материальная помощь. Как правильно в данном случае заполнить декларацию?

     
     Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 20 Закона РФ N 1998_1 физические лица обязаны вести учет полученных ими доходов. По данным этого учета налогоплательщик должен самостоятельно отследить, в каких месяцах и в какой сумме выдавалась материальная помощь, и с учетом этих данных заполнить декларацию.
     

     Декларация о доходах и имуществе госслужащего
     
     Если гражданин сдает в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имуществе в качестве госслужащего, обязан ли он прикладывать к этой декларации справку о своих доходах с места работы?
     

     В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.97 N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" организация проверки сведений, указанных в декларации, возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа, а налоговая инспекция согласно п. 4 вышеназванного Указа обязана лишь принять декларацию. Поэтому налоговая инспекция не долж-на требовать каких-либо документов, подтверждающих сведения, указанные в декларации.
     

     Может ли налоговая инспекция предоставлять сведения о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, средствам массовой информации по их запросам?

     
     В соответствии с п. 1 Порядка предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.05.97 N 484, такую информацию средствам массовой информации могут предоставлять только кадровые службы государственных органов. В соответствии с п. 13 вышеназванного Указа сведения, содержащиеся в декларации, относятся к конфиденциальной информации, следовательно, налоговая инспекция не имеет права передавать их средствам массовой информации.
     

     Гражданин, являясь госслужащим, в соответствии с главой VII Закона РФ N 1998_1 уже сдал в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах. Нужно ли ему еще сдавать декларацию о доходах и имуществе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.97 N 484 или достаточно взять справку в налоговой инспекции о том, что он это уже сделал?

     
     Государственные служащие, подпадающие под действие Указа Президента Российской Федерации от 15.05.97 N 484, обязаны подавать декларацию по форме, утвержденной вышеназванным Указом. В данном случае следует подавать две декларации: одну - по форме, приведенной в Указе Президента Российской Федерации от 15.05.97 N 484, другую - по форме, приведенной в приложении N 6 к Инструкции N 35
     

     Должны ли организации представлять сведения о доходах сотрудников, относящиеся к секретной информации?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона РФ N 1998-1  предприятия (учреждения, организации) и другие работодатели обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам, и об удержанных суммах налога.
     
     В Законе исключений для организаций, в которых сведения о доходах работников отнесены к государственной тайне (секретной или совершенно секретной информации), не делается.
     
     Для обеспечения условий получения, хранения секретной информации и работы с ней в налоговой инспекции на основании ст. 21 Закона РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" и в соответствии с положениями Инструкции "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.95 N 1050, на сотрудников, которые работают с секретной информацией, в обязательном порядке должны быть оформлены допуски соответствующей формы, а помещения инспекции должны быть надлежащим образом оборудованы для хранения такой информации.
     

     Гражданин проработал на предприятии с января по май 1999 года. При увольнении бухгалтерия выдала ему справку о полученном за данный период доходе и удержанном налоге. По окончании года предприятие подает сведения о доходах и удержанных суммах налога в налоговый орган по месту своей регистрации.
     
     В июне того же года гражданин принят на работу на другое предприятие. Одновременно с поступлением на работу гражданин представил справку с прежнего места работы, и ему исчислили подоходный налог с учетом совокупного годового дохода, полученного на предыдущем месте работы. По окончании календарного года предприятие также подает в налоговую инспекцию сведения на этого гражданина.

     Какой доход гражданина следует отразить второму работодателю при представлении по окончании календарного года сведений: полученный на данном предприятии за период с июня по декабрь 1999 года или за весь календарный год, с учетом дохода, полученного на предыдущем месте работы?
    

     В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона РФ N 1998-1 предприятия (учреждения, организации) и иные работодатели обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, вы-плаченных ими физическим лицам по месту основной работы. В соответствии с этим предприятие должно отразить в сведениях о доходах физических лиц только те суммы доходов, которые были выплачены данным предприятием.