Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Некоторые особенности функционирования пивоваренной отрасли. Специфика российского рынка пива

 

Некоторые особенности функционирования пивоваренной отрасли.
Специфика российского рынка пива


И. А. Давыдова,
советник налоговой службы II ранга

     
     В последнее время все чаще руководители пивоваренных предприятий России жалуются, что высокие налоги и, в частности, последнее повышение ставки акциза на их продукцию обусловливают рост оптово-отпускных цен. Это влияет на снижение спроса населения на пиво и в результате приводит к таким негативным последствиям, как низкая рентабельность и убыточность производства пива, снижение его объемов, что ставит эту отрасль на грань банкротства.
     
     Между тем, как показали проведенные налоговыми органами проверки предприятий, производящих пиво, такие заявления не совсем соответствуют действительности.
     
     Предоставленная с мест информация свидетельствует о том, что в настоящее время одной из наиболее характерных черт отечественной пивоваренной промышленности является ее повсеместная распространенность и массовость. Пиво производится на 719 предприятиях в 87 из 89 регионов России. Помимо специализированных предприятий, цеха по производству пива были созданы не только на предприятиях пищевой промышленности (хлебозаводах, мясомолочных и рыбокомбинатах, консервных, кондитерских и чаеразвесочных фабриках и т.д.), но и практически во всех других сферах хозяйственной деятельности (в том числе в районных потребительских обществах и торгово-снабженческих фирмах, крестьянско-фермерских хозяйствах и горно-обогатительных комбинатах, на предприятиях химической и газовой промышленности, металлургии и машиностроения, энергетики и нефтедобычи, на племенных заводах и железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в ремонтно-строительных организациях и при элеваторах, в артелях старателей и на приисках, в санаториях и общественных организациях инвалидов и т.д., и т.п.).
     
     При таком количестве производителей более 90 % пива, вырабатываемого в России, производится всего на 92-х (13 %) предприятиях, тогда как на остальные 87 % приходится лишь 10 % общего объема производства этой продукции.
     
     Увеличение почти в два раза количества производителей не привело к значительному приросту объемов производства этого продукта. Напротив, в ряде регионов эти объемы значительно сократились.
     
     Сокращение объемов производства пива практически в каждом третьем случае произошло в регионах, где количество его производителей за последние три года возросло в 2-3 раза и более.
     
     Так, в Тверской области количество производителей пива возросло за этот период почти в 6 раз, тогда как объемы производства пива сократились более чем в 2 раза. Если в Кемеровской области в 1990 году при наличии 10 предприятий, производящих пиво, объем его производства составлял порядка 6 млн дал., то в 1998 году, когда количество этих предприятий возросло до 21, объем производства сократился до 1,8 млн дал., т.е. более чем в 3 раза.
     
     Другая характерная черта отечественного пивоваренного производства - это подавляющее число предприятий с крайне незначительными годовыми объемами производства, что и является одной из основных причин его низкой рентабельности. Как показал анализ, убыточность пивоварения присуща прежде всего тем регионам, где большинство производителей представляет собой структурные подразделения (минипивзаводы) на непрофильных предприятиях и в организациях, для которых этот вид деятельности не является основным.
     
     Причина заключается в том, что себестоимость пива довольно высока, поскольку производство этой продукции требует значительных затрат на сырье (в ряде случаев закупаемое у импортных поставщиков или завозимое из других регионов, что требует больших транспортных расходов), материалы, электроэнергию и другие коммунальные услуги, арендную плату и т.д.
     
     На таких предприятиях применяется несовершенная технология, и пиво на них выпускается низкого потребительского качества, с ограниченным сроком годности и не пользуется спросом.
     
     Кроме того, низкокачественная продукция не выдерживает конкуренции с заполнившим местные рынки импортным пивом или пивом, завозимым из других регионов, где расположены традиционные предприятия-пивовары, выпускающие высокока-
     чественное, стойкое пастеризованное пиво с более длительным сроком хранения.
     
     Так, например, в Кемеровской области, при наличии на ее территории 21 производителя пива, торговые прилавки заполнены продукцией ОАО "Пивоваренная компания “Балтика”" (г. Санкт-Петербург). В Архангельской области, где пиво вырабатывается на 8 предприятиях, 70 % потребляемого пива также является продукцией ОАО "Пивоваренная компания “Балтика”" и ОАО "Ярославский пивобезалкогольный завод".
     
     Все это вынуждает производителя низкосортного пива для привлечения потребителя снижать цены на свою продукцию, что не может покрыть произведенные им затраты.
     
     В ряде случаев на небольших производственных линиях выпускается дорогостоящее пиво элитных сортов, которое реализуется только для определенных коммерческих фирм или через собственную сеть павильонов, баров, кафе и ресторанов. Однако и в этом случае незначительные объемы реализации не могут покрыть повышенные затраты на производство такого пива.
     
     Для показателя рентабельности в пивоваренной промышленности характерна крайняя нестабильность, поскольку ее уровень колеблется в зависимос-ти от многочисленных факторов, в том числе таких, как стабильность поставок (в том числе импортных), цены на сырье и материалы, а также от спроса, который может падать и возрастать и зависит как от платежеспособности населения, так и от времени года (в ряде регионов в осенне-зимний период потребление пива падает в 2-3 раза).
     
     Вступившим в силу с 31 декабря 1998 года Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" ставка акциза на пиво установлена в размере 72 коп. за литр против действовавшей ранее в размере 60 коп. за литр.
     
     Таким образом, сумма акциза, взимаемого с 1 литра пива, возросла на 12 коп., а в расчете на 1 бутылку емкостью 0,5 л - на 6 коп.
     
     Столь незначительный рост оптово-отпускных цен на эту продукцию никак не мог привести финансовое состояние пивоваренной отрасли промышлен-ности к таким катастрофическим последствиям, как банкротство.
     
     Кроме того, поскольку акциз, как косвенный налог, включаемый в цену товара, напрямую не связан с финансовым состоянием налогоплательщика, ссылка на возрастание налогового бремени у производителя в результате увеличения ставки акциза полностью несостоятельна.
     
     Если под "негативными последствиями", приводящими к столь резкому снижению рентабельности производства пива, имеется в виду столь же резкое падение спроса населения на эту продукции по причине повышения цены на бутылку пива на 7-8 коп. (с учетом торговой надбавки в розничной торговле), то такие последствия представляются маловероятными.
     
     Как следует из представленных с мест материалов, высококачественное, стойкое пастеризованное пиво с длительным сроком хранения успешно реализуется в розничной торговой сети по ценам, как правило, значительно (в 2-3 и более раз) превышающим оптово-отпускную цену предприятия.
     
     Так, по данным Мосгорстата оптово-отпускные цены на пиво, вырабатываемое московскими предприятиями, колебались в конце 1998 года от 3,40 руб. до 5,60 руб. за 1 литр, тогда как в торговле средняя розничная цена за литр этого пива составляла 9,60 руб.
     
     Очевидно, что рост цен на пиво, в первую очередь, обусловлен не повышением ставки акциза на эту продукцию, а формированием цены на нее с учетом занимающих значительный удельный вес в этой цене надбавок в результате реализации пива через посредников.
     
     Следует также отметить, что в отдельных случаях низкая рентабельность или убыточность производства пива является прямым следствием махинаций недобросовестных налогоплательщиков. Так, в ряде регионов, где предприниматели перешли на упрощенную систему налогообложения и уплачивают в бюджет единый налог в размере шести минимальных месячных окладов в год, производителям выгодно максимально занижать прибыль, реализуя пиво по цене ниже себестоимости взаимозависимым лицам (как правило, являющимся учредителями этих предприятий), которые в дальнейшем перепродают ее по ценам, увеличенным в два и более раз.
     
     Несоответствие роста количества производителей пива приросту объемов его производства (помимо незначительных объемов выпуска на большей части пивопроизводящих предприятий) во многом обусловлено еще и тем (как следует из представленных с мест материалов), что примерно каждое 6-е предприятие, зарегистрированное в качестве плательщика акцизов по пиву, фактически производство пива не осуществляет.
     
     Так, за 1995-1998 годы 24 предприятия в полном объеме сдали свои производственные площади и мощности в аренду и прекратили деятельность по выпуску пива, в том числе традиционные производители пива - ОАО "Комбинат пивоваренной и без-алкогольной промышленности имени Степана Разина" (г. Санкт-Петербург), ЗАО "Московский пивобез-алкогольный комбинат “Очаково ЛТД”", ТОО ПКФ пивзавод "Волга" (Нижегородская область).
     
     Как показала проверка, каждое третье из вновь введенных за последние 3 года предприятий работает на арендованных площадях и оборудовании, причем 24 из них образовались в результате прекращения выпуска пива на других предприятиях-производителях и сдачи их производственных мощностей в аренду вновь образованным.
     
     Следует отметить тот факт, что если предприятия-арендодатели прекратили свою деятельность по причине низкой рентабельности или убыточности производства, то предприятия-арендаторы, созданные на базе их производственных площадей и оборудования, имея те же финансовые результаты, продолжают, однако, функционировать, что предполагает возможность сокрытия или занижения фактически получаемых этими предприятиями доходов.
     
     Кроме того, зачастую предприятия-производители, имеющие значительную задолженность перед бюджетом по акцизам на пиво, сдавая в аренду свои производственные мощности, кроме привлечения дополнительных денежных доходов преследуют и цель "уйти" таким образом от уплаты налогов.
     
     Среди производителей пива помимо склонности к работе на арендованных площадях и оборудовании широко развита практика осуществления производства на мощностях, арендованных не по месту их регистрации, а в других регионах, что, естественно, осложняет установление за ними постоянного контроля со стороны налоговых органов.
     
     Например, зарегистрированное в Московской области ООО "Очаково плюс" работает на производственных площадях и оборудовании, арендованных у ЗАО "Московский пивобезалкогольный комбинат", а ЗАО "Чешское пиво", зарегистрированное в 1995 г. в Республике Калмыкия, осуществляет производство в г. Сочи.
     
     Еще одним способом "ухода" от уплаты налогов стала развивающаяся в последнее время среди производителей пива тенденция передачи и использования производственных мощностей в виде вклада в совместную деятельность или в уставный капитал нового предприятия. В результате вновь образованное предприятие принимает в долгосрочную аренду с правом выкупа здание и другие основные средства у бывшего производителя, который, как правило, имеет значительную задолженность перед бюджетом.
     
     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что производственные мощности по выпуску пива сдаются и передаются, покупаются и перепродаются, вкладываются и выкупаются, то есть находятся практически в беспрерывном движении, переходя от одного владельца к другому.
     
     Это особенно характерно для предприятий с част-ной формой собственности, в том числе для индивидуальных частных предпринимателей, число которых за последние 3 года увеличилось в шесть раз.
     
     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что для российской пивоваренной отрасли характерна нестабильность не только рентабельности производства и количества производителей, но и их географии и форм собственности.
     
     Столь хаотичное и практически бесконтрольное движение производственных мощностей по выпуску пива создает благоприятную почву как для сокрытия объемов фактически произведенной продукции пивоварения, так и для появления нелегальных производителей алкогольной продукции, поскольку линии по розливу пива с тем же успехом могут быть использованы и для ее производства.
     
     На наш взгляд, именно неограниченные возможности манипулирования, которые предоставляет этот трудно поддающийся контролю (из-за отсутствия в действующем налоговом законодательстве жестких регламентирующих норм) вид бизнеса, и привлекают в него предпринимателей в столь массовом количестве. В свою очередь, столь значительный и постоянно расширяющийся круг российских производителей пива наглядно подтверждает далеко не бедственное положение этой отрасли, как это иногда пытаются показать некоторые ее представители.